?

Log in

No account? Create an account

О "светлых" эльфах.

Поскольку вышел новый семнадцатый номер Альфирина не могу не обратить внимание на несколько интересных материалов.


Вы скажите эльфы -традиционно относятся к народам приверженным Добру и Свету и лишь некоторые отступники именуются -темными ? Это заблуждение, основанное на фэнтези литературе.
В традиционном мифологическом смысле всё совсем наоборот
ЭТО - СОЗДАНИЯ ТЬМЫ , во всяком случае ,если вы придерживаетесь точки зрения человеческой монотеистической мифологии и связанных с нею народных представлений:)

Итак представляю Вашему вниманию статью Андрея Чернова "О ведьминых кругах" и новой статье Ильи Бутова" http://alfirin.ru/journal-17/Vil01.html (всё цитаты далее по ней).

"Здесь же следует вспомнить сидов кельтских преданий (происходящих от Детей богини Дану и имеющих также массу эвфемистических наименований). В греко-римской мифологии им соответствовали корибанты, сатиры, силены, тельхины, дактили, нимфы, сирены, паниски, фавны, сильваны, лары, маны и т.п. Древние евреи именовали их сеирим, шеддим, рефаим, гирим, лилин и др. А арабы - гуриями и джиннами (последних подразделяли на (а-)ифритов, гулов(-ей), кутрубов, силатов, маридов, джилланов, джаннов и собственно джиннов). В кавказских и азиатских преданиях им соответствуют пери и дэвы. В шумерской мифологии - аннунаки и лилу (алу, галлу и др.)."

Отождествление эльфов с бесами

"Но ведь они аналогичны персонажам, патронирующих западноевропейских ведьм. Вот и У.Б. Йейтс характеризует сид-любовниц как "зловредных фантомов", вдохновляющих поэтов, но поглощающих их жизненную энергию. Так что, речь здесь идет о темных сущностях, выступающих в качестве антитезы ангелам-хранителям."
"И все перечисленные здесь "волшебные существа" (англ. fairy) - не кто иные, как бесы. Ведь все в той же Западной Европе эльфы и фейри почитались за свергнутых с Неба ангелов, не долетевших до ада и населивших землю, воду и воздух. "
"В общем, неслучайно кельтские Дети богини Дану (Túatha dé Dannan/Tuadhe d'Anu) обозначались не только сидами, но и демонами (dæmons), бесами (devils). Точно так же, как эльфы и фейри. Например, Шекспир уравнивает их с "черыми духами". А У. Блэйк отождествляет "волшебных эльфов / И маленьких дьяволов".Ведь все в той же Западной Европе эльфы и фейри почитались за свергнутых с Неба ангелов, не долетевших до ада и населивших землю, воду и воздух. Хотя, народная молва на Западе склонна несколько смягчать суть момента и объявлять их "серыми ангелами" или "недостойными Небес, но слишком хорошими для ада". Аналогичные воззрения бытуют и у славян, но они более категоричны: "Кто упал в лес - стал леший, кто в воду - водяной, кто на дом - домовой. Вот почему их зовут по-разному. А они все бесы одинаковы"."И такая точка зрения свойственна всем авраамическим религиям.""

" Вот и другое наименование русалок - мавки/навки - происходит от Нави. Полностью аналогичной кельтскому Сиду (переводимому как "покой", "мир", "тишина" и т.п.; от sit(d)- - "сидеть"). Кстати, имя праматери сидов - Даны (Dána, Danu, Danona/Ana, Annu, Anan(n), Anand, Annea и др.) - восходит к иному кельтскому наименованию сего места - Аннуну (валл. Annwvn, Annwvyn и т.п., от dwfn - "дно"). Ну а местные ее вариации - лестерширская Черная Аннис (Black Annis, Black Agnes) и шотландская Ласковая Энни (Gentle Annie, Gentle Annis) - изображают адское создание. Им тождественен и правитель уэльского Аннуна - Гвин-сын-Нуда (валл. Gwyn(n) ap Nudd), глава местных эльфов (tylwyth teg - "прекрасного семейства"), часто появляющихся в виде жутких собак, охотящихся за людскими душами "
Какое чудное сравнение с Навью и навками. И абсолютно логичное. Ведь, откуда могут быть бессмертные создания из границы из за Моря, с точки зрения традиции как из не из мира мертвых...

И еще замечательный аккорд про Верховную Королеву эльфов
" Да и "мара" (др.-сев. mara, англ.-сакс. mære), восходящая к общеиндоевропейскому прошлому, в германском фольклоре служит синонимом "альва"/"эльфа". Ну а общеславянская Марена (вост.-слав. Марена, польск. Marzana, Śmiertka, чеш. Morana, Smrtka, словацк. Morena, Marmuriena и др.) тождественна "Королеве фейри" британского фольклора. .... Неслучайно, "Прозерпину, королеву фейри" Чосер называет "страшной", а Кэмпион изображает ее повелительницей смерти и мертвецов. Кельтский "сид" (sídhe) - это еще и "курган", "могильник", а выше названные leanan sídhe - "замогильные любовницы". Имена эддических альбов-цвергов преисполнены трупной этимологии.

" О глубинном тождестве некой "Марины", чье чучело на Купалу сжигают, с Королевой Сидов/фэйри/эльфов, я давно догадывался по косвенным признакам , но чтобы так прямо в лоб:) Марена = Королева фэйри -это ,честно говоря , меня восхитило! Прелестный народ " добра и света" получается с такой -то Королевой:)

Про пентаграмму и эльфов:)
" А у германских народов пресловутые птичьи лапки эльфов трансформировались даже в магический и геральдический символ. Ведь другим названием пентаграммы (пентальфы) является "эльфийский крест", "эльфийский след", "ведьмин след" и т.п. (нем. alpkreuz, alpfuß, albfuß, alfenfuß, marfuß, drudenkreuz, drudenfuß, hexenfuß, alpruthe; швед. alfkors; норв. älvkors; датск. ellakors, англ. elf cross)."

Про круги на полях
"кольцо фейрии", не отличимое в народном сознании от Кругов на полях. Ну а названные камни существуют по всему миру. И имеют соответствующие наименования (англ. fairy/devil/witch stones, нем. feen-/teufels-/hexensteine и т.п.). "

Comments

Главное - не путать людские представления о вопросе (а у них представления ооочень своеобразны порой) и тем, что есть на деле.

Edited at 2015-11-04 09:08 pm (UTC)
О, я не путаю, даже специально подчеркнул, что речь идет о представлениях идет о человеческой мифологии монотеистического толка, будто народной или официальной. И полагаю, думающей личности не нужно дополнительно пояснять, что карта не равна территории, а картина мира может неверно отражать действительность. Но в рамках её логики получается именно такой взгляд. Здесь я согласен с Андреем Черновым.
Это да. В рамках этой конкретной картины, что эльфы, что черти -дакая разница? да никакой.
Меня при прочтении этого материала несколько удивил такой подход (с точки зрения человеческой мифологии), но видимо, людям, в сущности, действительно всё едино...