?

Log in

No account? Create an account

Квалия сиреневого цвета

Прорекламирую ранобэ - Квалия сиреневого цвета (да переводчик настаивает именно на "квалия" вместо привычного квалиа" http://www.suzumiya.ru/qualia-agreements) Прочитать традиционно можно на РуРанобэ (она же просто Рура:) http://ruranobe.ru/r/mnq/v1

На самом деле -это совсем не типичное ранобэ, а очень хороший научно -фантастический роман в жанре ТВЕРДОЙ Sci-fan, с проблемами квантовой неопределенности, квантовой запутанности, квалиа, философских зомби, копенгагенской интерпретацией коллапса волновой функции. При этом он совсем маленький - всего один том.
Главная героиня - девушка, лишенная квалиа, и видит всех людей как роботов т.е. она философский зомби,что порождает множество проблем в общении. Точнее это только начало, дальше будет круче...
Под катом мнение переводчика книги (himself)

Murasaki-iro no Qualia (紫色のクオリア). Купил как-то наугад по совету в блоге, долго стояла на полке, но пока ждал нового “Эроманга-сенсея”, решил прочесть.

Текст действительно хороший, хотя несложный – в чём его обаяние не знаю, но читать сразу приятно. Раздражения, как от “Бакемоногатари”, когда параграф за параграфом досужие рассуждения ни о чём – нет.
Сюжет…

Неожиданно для такого названия и картинки, сюжет бьёт все мыслимые рекорды. Как написали в одной рецензии, “шокирующие повороты случаются столько раз, что это даже не смешно”. Я думал, это какой-нибудь дурацкий сериал про фиолетовых роботов, “Сиреневая квалия”, “Голубонебесный фафнер”, “Гуттаперчивый гандам”, ну вы поняли принцип. Нет – это хардкор научная фантастика. И чем дальше, тем меньше в ней компромиссов.

Сначала выглядит как слайс/романтика/лёгкое sci-fi с дебильной начальной установкой. Потом – просто sci-fi. Потом – что для научности сюда вставили квантовую механику, в которой автор, разумеется, не разбирается. Потом – ну ок, похоже, автор в ней разбирается… Ну ладно, он её 20 лет преподавал, так бы сразу и сказали. Кандидатскую защитил. Хорошо. Ладно. Но вы же не будете говорить, что и начальная установка была не дебильной? Будете? Господи, что здесь происходит. Что. Здесь. Происходит. Я забираю все свои слова назад. И забираю ещё немножко на будущее. Теперь если войдут ещё три пассажира, то как раз никого не будет.

С каждой страницей, наворачиваясь как снежный ком, глобальность, эпичность, безумность происходящего все ширится и ширится, поглощает жанры, догмы, научные законы и вселенные, не преступая при этом грани, которая отделяет сюр от все ещё возможного, разумного, все ещё научно правильного, хотя и эмоционально совершенно гуррен-лаганн скейл выбивающегося из любых рамок и масштабов.

Питает весь этот пламеный мотор потрясающе простой и ясный текст. С первых строчек он очаровывает, но не сразу ясна его сила – которая и становится первым сюрпризом, ещё до того, как полностью проступает размах. Именно из-за упрямства, бескомпромиссности, реактивной целеустремлённости строк развёртывающееся безумие так бьёт по мозгам. Помните ту сцену из Ever17 – ту сцену, где Кид увидел себя в зеркало? Помните это чувство? Помните, как встали со стула, и пошли ходить в три часа ночи от стенки к стенке, держась за голову и пытаясь уложить в голове обломки сломавшегося там мозга? Пытаясь понять, что из 10 часов казавшегося вам связным повествования теперь как вообще следует понимать.

Со второй половины “Квалии” это происходит с завидной периодичностью в двадцать страниц. Вся книга – это непрерывная пятая ветка Эвер. Челюсть можно оставлять на полу, сюжет доводит до такого состояния, что удивлениям перестаёшь удивляться, к ним привыкаешь, слова “блин, что” уже не произносишь тем тоном, они уже теряют свой смысл. В пикапе и психологии это называется “состояние отключенного внутреннего монолога”. И всё равно книга обманывает и обманывает, подводит прямо к новому повороту, старательно указывая в другую сторону, и нельзя сказать, что он был неожидан – нет, предсказуем, совершенно разумен, и даже не всегда новаторский для жанра, но…. Но… Но блин…

Чем это кончится – вот единственный вопрос, который ещё стоит кирпичным остовом в этом разрушительном пожаре. Чем кончится? До какого размаха эпичности дойдёт автор? Где он остановится? Потому, что никакой писательской скромности, никаких пределов его бушующей фантазии нет и не предвидится. Что пожрут языки его дорвавшихся до бумаги пламенных слов – пространство-время? Реальность? Идеи? Невыразимые концепции, о которых мы с вами даже не думали? Лопнет ли голова, смогу ли я осмыслить, что он такое пишет, поскольку всё, что я своим несчастным умом осмыслить смог, звучит разумно.http://www.boku.ru/2014/06/09/%D0%BA%D0%B2%D0%B0%D0%BB%D0%B8%D1%8F-%D1%81%D0%B8%D1%80%D0%B5%D0%BD%D0%B5%D0%B2%D0%BE%D0%B3%D0%BE-%D1%86%D0%B2%D0%B5%D1%82%D0%B0/

Comments

Поначалу, пока история шла про Марии Юкари, было интересно и оригинально.
Но дальше - начался ярко выраженный гибрид "Девочки-волшебницы Мадоки" и игановского "Карантина". И стало скучно. Иган о том же пишет куда вкуснее.
Не ожидал,что так быстро кто -то прочитает:)
Карантин не читал, поэтому оценить сходство или различие не могу. В Мадоке Магике, на мой взгляд, упор всё же больше на разрыв шаблона о махо-седзё и психологию+ гениальный злодей (Кьюбей), здесь как мне показалось больше на физические парадоксы.
Лично мне и вторая часть понравилась. Все эти прыжки во времени, расщепления вселенных, парадоксы наблюдателя...
В любом случае, спасибо за отзыв!