?

Log in

No account? Create an account

Древнегерманские, древнеанглийские, древнескандинавские "эльфийские" имена по Л. Кораблеву

Давно в журнале эльфопостов не было:)
Ниже приведен отрывок из статьи Леонида Кораблева Истинные эльфы Европы - http://alfatruin.msk.ru/2007/02/08/unfallen-elves/
(статья в общем прекрасно известна в узких кругах, но вдруг кто-то не видел), Приведенный отрывок статьи посвящен анализу древнегерманских, древнеанглийских, древнеисландских имен, имеющих "эльфийское" влияние (после квадратных скобок с соответствующей цифрой примечания Л. Кораблева) .

О том, какими люди эти запомнили эльфов, следует из переводных значений приведенного ниже краткого списка[43, Традиционно, переводить (и истолковывать) смысл древних имен – дело сложное, требующее веских аргументов, оправдывающих очередную версию. Некоторые исследователи прямо воздерживаются от точного истолкования тех или иных элементов в именах, либо противоречат друг другу (Tolkien versus Fr. Klæber, например). Fürstemann также не берется четко отделять в некоторых случаях elf (alb ) элемент от похожих на него по форме, т. е. alb иногда очень сложно отличить от alp (горы Альпы), al («целый, весь»), ald («старый»), (h)alb («полу-»), alb («белый») и т. д. Тем не менее, иногда можно с определенной уверенностью утверждать присутствие именно эльф-элемента в имени (см. примечание к (H)albker ниже). Рискуя ошибиться в деталях, я привожу все же список наиболее «надежных» форм с элементом эльф; несколько их интерпретаций основано на опубликованных уже версиях, на некоторые я отважился сам, пользуясь косвенными переводами отдельных элементов, объединенных вместе в приведенных в этой статье именах (или на переводах их параллелей в работах J. Grimm, Fürstemann, Tolkien, Fr. Klæber, Gudbrand Vigfússon, J. Allan, J. Bosworth & T. Northcote Toller и др.).] германских (лангобардских, англосаксонских и скандинавских) имен, кои впечатленные (при встречах) родители-люди давали своим детям в ожидании лучшей судьбы для них:
[Дальше у Л. Кораблева оформлена таблица имен (но поскольку таблицы в ЖЖ плохо форматируются я даю просто списком) -первое - немецкая форма (т. е. из древневерхненемецкого или средневерхненемецкого языков)второе - англосаксонская (или древнеанглийская) форма, третье форма имени - в древнесеверном (древнеисландском [норвежском]) языке, четвертое перевод на русский и комментарий Л. Кораблева. Эктелион]

Перевод Л. Кораблева.

Мужские имена:

1. Alp-brecht (?), 2. Ælf-beorht 3. [не сохранилось, если и было] 4. «по-эльфийски сияющий
(сияющий словно эльф)»,ср. Glorfindel?

1 Alp-hâri[44, Древневерхненемецкая форма может иметь второе прочтение: (elf ) + «almus, augustus» (см. Fürstemann)], Alphere 2. Ælf-here, Ælfer(e) 3. Álfarr 4. «эльфо-воин, витязь подобный эльфу»

1. Alp-hart, Alfhard 2. [не сохранилось,если и было] 3. Álfarr 4. «сильный, стойкий эльф (как эльф)»

1 [не сохранилось, если и было] 2. Ælf-helm[45, helm – букв. «шлем», т. е. защита.]3 [не сохранилось, если и было] 4.«эльфо-защита,(защищенный эльфами?)»

1. Alp-kast 2. [не сохранилось, если и было], 3. [не сохранилось, если и было], 4. «эльфийский гость,(словно чужестранец-эльф среди людей)»

1. Alp-kêr, (H)albker[46,Здесь очевидно неорганичное добавление h (словно half «полу») к первоначальному alb «эльф» (ср. Fürstemann, Tolkien). ] 2. Ælf-gâr 3. Álf-geirr «эльф-копье (подобный разящему копью эльфов)»

1. [не сохранилась, если и была] 2. Ælf-nōð, Ælfnoþ 3. [не сохранилось, если и было], 4. «храбрый, доблестный
эльф, (по-эльфийски смелый, отважный)»

1. [не сохранилась, если и была] 2. Ælf-rēd 3. Álf-ráðr[47, Возможно это только переводная (подражательная) форма, без осознания его исходного значения в древнеисландском, если она, конечно, не древнее англосаксонской в свою очередь (?).] 4. «эльфийский совет (т. е. хороший совет, помощь)», либо «мудрый как эльф»)

1. Alp-win (лангобард. Alboin) 2. Ælf-wine 3.Álf-vin(r) 4 «друг эльфов»

1. [не сохранилась,если и была][48 Сюда же, по-видимому, можно отнести и германскую форму Alboald (?) = Ælfweald.] 2. Ælf-weald 3.[не сохранилось,если и было] 4. «по-эльфийски могучий, властный как эльф»

1. [не сохранилась, если и была] 2. Ælf-hēah, 3. [не сохранилось, если и было], 4. «эльфо-высокий» (или «предводитель-эльф»)

1. [не сохранилась, если и была] 2. Ælf-sig(e)[49, В своем издании англосаксонской поэмы «Exodus» Толкин, говоря о слове sige-tibre, выводит второе (древнее) значение sige, как «власть, подчинение, контроль» (оно, по его мнению, употреблялось в ритуалах и магии). Однако, в англосаксонских рукописях это значение sige не числится. Толкин опирается тут на среднеанглийские примеры. См. также Л. Кораблев «Рунология» Йоуна Оулафс-сона из Грюнна-вика. Исландские трактаты XVII века», стр. 238-39] 3. [не сохранилось, если и было]
4. «эльфо- (т. е. добрая) победа, успех подобный триумфу эльфов»

Женские имена:

1. Alp-hilt, Albhild, 2. Ælf-hild, 3. Álf-hildr 4. «эльфо-дева, возм. из распорядительниц судьбами воинов в битве (т. е. валькирия)».

1. Alb-runa, 2.Ælf-rūn 3. Álf-rún «эльфо-руна» (т. е. мудрая, как эльфа-пророчица)

1. Alp-suint, Alfsuind (лангобард. Albsuinda), 2. Ælf-swīð 3. [не сохранилось, если и было], 4. «неистовая, стремительная, сильная, «твердая», словно эльфа»

1. Alp-drûd, Albedrudis, 2. Ælf-þryð (Elfdrida) 3. Elfrida 4. «могучая эльфа подобная дочери Тора, эльфо-валькирия». См. Alphilt[50 «Onomasticon Anglo-Saxonicum».].

1. [не сохранилась, если и была], 2. Ælf-gifu, Alfgeova 3. Alfgiva (?)[51,Возможно это только переводная (подражательная) форма, без осознания его значения в древнесеверном, если она, конечно, не древнее англосаксонской в свою очередь (?)] «эльфо-дар» ≈ эльфа-дара
Л. Кораблев резюмирует, что Все эти древние имена людей показывают, что эльфы ассоциировались в сознании германцев с прилагательными «сильный», «быстрый», «сияющий», «грозный», «мудрый» [52] Сюда же можно добавить «кеннинги» воина из древнесеверного языка: her-gramr róg-álfr, т. е. букв. «войны-свирепый враждебности (ссоры)-эльф («альв»)» и morð-álfr, т. е. «резни (кровопролития)-эльф («альв»)» и т.д.. Тоже можно сказать и о кельтах. R. Graves утверждает: «В древней Ирландии, друиды противоборствующих войск возжигали костры из рябиновых дров и произносили заклинания, призывая духов (Tuatha de Danaan — Sidhe) участвовать в битве [на их стороне]». Evans-Wentz пишет: «Tuatha de Danaan сыграли также важную роль в битве смертных при Клонтарве (рядом с Дублином), которая произошла в Страстную Пятницу 23 апреля 1014 г.

В общем, можно использовать в фанфиках про эльфов , ролевых играх им посвященных, для антуража, если угодно, можно по примеру традиций Севера так назвать сына или дочь:)

Comments

У скандинавов вообще прослеживалась интересная тенденция. Во-первых, они верили, что они дети Богов. Во-вторых, они считали, что некоторые Боги могут приходить в Мидгард (т.е. наш мир) и заводить с мидгардскими женщинами детей. Например, бог Тор любил мидгардских женщин, и по поверьям, рыжие люди - его сыновья и дочери (и, кстати, очень почитались, в норвежском языке сохранились фамилии означающие буквально "сын Тора", "дочь Тора" и т.д.).
Альвы же племя, которое жило рядом с божественными народами асов и ванов , и из народа альвов вышли некоторые скандинавские Боги. Следственно, некоторым из альвов скандинавы могли вполне поклоняться. Я точно не помню, но возможно, кто-то из альвов тоже совершал путешествия в Мидгард, и так появлялись их дети от людей, нужно прошерстить матчасть.
Но вот с самими путешествиями все сложнее: далеко не все имели возможность это делать или обладали специальными средствами, позволяющими переноситься через миры.
Так что скандинаские имена похожие на "сын или дочь альвов" могли свидетельствовать либо о похожих на случай бога Тора легендах или с целью дать ребенку покровительство "высших сил".
Вот с вариантом "эльфо-валькирия" я затрудняюсь, что сказать. Как бы валькирии и альвы - это немного разное. Валькирии считаются дочерьми Бога Одина, а тот из народа асов, и в Эддах есть имена некоторых из них. Так что вряд ли имя означало "эльфовалькирья", не особо логично.
Касательно призыва альвов во время битвы (в скандинавских традициях), я тоже сомневаюсь, там были задействованы больше другие Боги.
Кстати, часто в битву брали кого-то рыжего, считалось, что Тор будет оберегать и покровительствовать своему сыну. :)


Edited at 2017-06-10 06:47 pm (UTC)