?

Log in

No account? Create an account

О крестоносцах гражданской войны

Исходно это был мой ответ Больдогу boldogg на комментарий в записи у Полупредателя к записи "Одно распространенное заблуждение" http://poiupredatel.livejournal.com/7605.html . Я решил немного дополнить его и вынести в отдельную запись, поскольку тема боевых религиозных частей в период ГВ заслуживает внимания

Комментарий Больдога звучал так
"Церковь в 17-18 и после устояла ещё и в том смысле, что не вступила в прямое противостояние.
В том смысле, что не стала весь свой авторитет (он был) бросать на одну из чаш весов. Ведь можно было начать проповедовать: "Все в бой с большевиками, всех красных отлучаем и проклинаем, всем им анафема, а кто против красных воюет, тому грехи простятся" и т. д. впллоть до прямого участия священников-монахов в ворружённой борьбе (оформить это не было столь уж трудно, было бы желание. Нечто a-la крестовый поход)
Да, разумеется, это подействовало бы не на всех жителей России. Но весьма на многих. Это был бы очень весомый вклад.
А ведь уже в 17-18 было ясно, что ничего хорошего от большевиков Церкви ждать не приходится. Можно, конечно, сказать, что не было ясно _насколько_ ничего хорошего - но уже и декрета 18 года было, кмк, вполне достаточно.
Однако Церковь в прямую борьбу не вступила, выдержала это искушение."


Самое забавное,что ровно так и было сделано, чуть ли не дословно по тезису Больдога (и крестоносцы были и полки ,и анафема большевикам звучала).
О воинских формированиях
Причем в СССР об этом даже в словарях писали:
"Полки ИИСУСА, полки БОГОРОДИЦЫ - белогвард. воинские подразделения, созданные при непосредств. участии контрреволюц. духовенства для борьбы против молодой Сов. республики в период гражд. войны и иностранной интервенции. Инициаторами формирования П. И. и др. в армии Колчака был томский епископ Сильвестр, в армии Деникина -митрополит Платон, священник Востоков и др. Спекулируя на религ. чувствах, духовенство пыталось создать видимость, будто эти отряды ведут борьбу «за правую веру», против «антихриста».Атеистический словарь.— М.: Политиздат. Под общ. ред. М. П. Новикова. 1986.
"Все это привело к тому, что конфликт между большевиками и верующими стал одним из факторов эскалации Гражданской войны. Духовенство приняло активное участие в организации сопротивления большевизму. В белогвардейских армиях действовали кадры военного духовенства. В армии Деникина было около 1000 священников, у Врангеля - более 500, у Колчака - несколько тысяч.
В Сибири под общим руководством омского епископа Сильвестра (Ольшанский) созданы " полки Иисуса ", " полки Богородицы", возглавлявшиеся священниками. Подобные части действовали и на Юге".
http://www.portal-slovo.ru/download/history/Vdov305.pdf
Есть очень злая либеральная карикатура февраля 1917 г., где священник изображен за пулеметом. Гротеск, но такие факты были/
Воспоминания начальника Новгородского отряда А. П. Полякова // Ярославское восстание. 1918. - М., 2007. -
С. 441
Шедшая улица со станции Всполье в город упирается как раз в церковь, с которой всё время бил пулемёт. Мною было выкачено одно орудие против этой церкви и шагов из 1000 она была обстреляна, но всё же пулемёт с таковой бил. В ночь на 8 или 9 церковь была красноармейцами окружена и с таковой с пулемётом был снят поп

Показания коменданта ст. Всполье А. Я. Громова на суде над руководителем Ярославского восстания А. П. Перхуровым // Там же. - С. 354
на Владимирской церкви был пулемёт, и священник с пулемётом был снят и расстрелян на ст. Всполье"
И такого много. Я буквально на прошлой неделе читал в ЖЖ uncle_ho выдержку из воспоминаний красноармейца в Верхотурье. Восстание возглавили "кулаки",вооруженные чем попало и поп. В итоге выступление подавлено , зачинщики расстреляны.
Теперь могу добавить,что имелась ввиду следующая запись uncle_ho. "Воспоминания В. Зотова" ""Святая братия совместно с местными буржуями, предвидя своё несчастье в будущем, рассчитывая на несознательность тёмной массы и их религиозность, стали возстанавливать население против новой власти, т.е. большевиков. Агитируя про большевиков с амвона, что эта власть, посланная Дьяволом, это антихристы, не признающие ни бога, ни религии, посрамляющие святыни, которым целые века поклонялись наши православные предки, и призывали население к возстанию для свержения антихристовой власти.
Святая братия с своими преверженцами довела своей агитацией и верхотурцев до возстания, контр-революция подняла голову, сделала вооружённое выступление, в котором погибло несколько защитников советской власти.Сдешнее духовенство и буржуазия сумели так возстановить крестьян против советской власти, что местныя крестьяне, вооружившись самодельными пиками, косами, топорами, дробовыми ружьями и частью винтовками, руководимые бывшими офицерами, пошли громить Советы и жестоко расправляться с большевиками. При занятии Красной армией села Меркушино пришлось расправиться и с главарями возстания в числе 6 человек, из которых один был поп, который с крестом в руках вёл толпу, вооружённую чем попало, на большевиков как людей, продавшихся антихристу, за что был разстрелен в месте с остальными главарями." http://uncle-ho.livejournal.com/1091855.html

Не скрывается данный факт военных формирований с религиозным уклоном и белыми
Несколько ссылок:
Адмирал А.В. Колчак — неизвестные страницы биографии
В январе 1919 г. Святейший Патриарх Тихон благословил Верховного Правителя России адмирала А.В. Колчака на борьбу с безбожными большевиками. При этом, Патриарх Тихон отказал в благословении командованию Добровольческой армии Юга России, так как среди них были главные виновники отречения от престола и последующего ареста Государя Николая 2 в феврале 1917 г., включая генералов Алексеева и Корнилова. Адмирал Колчак был фактически непричастен к этим трагическим событиям. Именно поэтому в начале января 1919 г. (перейдя линию фронта) к адмиралу Колчаку приехал священник, посланный Патриархом Тихоном. Священник привез Адмиралу личное письмо Патриарха с благословением и фотографию образа Св. Николая Чудотворца с Никольских ворот Московского Кремля, которые были зашиты в подкладке крестьянской свитки.
Из послания с благословением на борьбу Святейшего патриарха Тихона А.В. Колчаку, вместе с образом Св. Николая Чудотворца с Никольских ворот Московского Кремля
...копию этого Чудотворного Образа, как Мое Вам, Ваше Высокопревосходительство, Александр Васильевич — Благословение — на борьбу с атеистической временной властью над страдающим народом Руси. Прошу Вас, усмотрите, досточтимый Александр Васильевич, что большевикам удалось отбить левую руку Угодника с крестом, что и являет собой как бы показателем временного попрания Веры Православной. Но карающий меч в правой руке Чудотворца остался в помощь и Благословение Вашему Высокопревосходительству, и Вашей христианской борьбе по спасению Православной Церкви и России".
По настоянию сибирских епископов в Уфе было создано Временное Высшее Церковное Управление, которое возглавил архиепископ Омский Сильвестр. В апреле 1919 г. Омский Собор Духовенства Сибири единогласно конституировал Адмирала Колчака временным главой Православной Церкви на освобожденных от большевиков Сибирских территориях — до времени освобождения Москвы, когда Святейший Патриарх Тихон сможет (не стесняемый безбожниками) полноценно приступить к своим обязанностям. При этом, Омский Собор постановил упоминать имя Колчака во время официальных церковных богослужений.
"Адмирал Колчак объявил крестовый поход.У него собралось более 3,5 тысяч православных священнослужителей, в том числе 1,5 тысячи военного духовенства. По инициативе Колчака были сформированы отдельные боевые части, состоящие только из церковнослужителей и верующих (включая старообрядцев), чего не было у Корнилова, Деникина и Юденича. Это Православная дружина "Святого Креста", "333-й имени Марии Магдалины полк", "Святая Бригада", три полка "Иисуса Христа", "Богородицы" и "Николая Чудотворца".
Создавались воинские части из верующих и духовенства других конфессий. Например, мусульманские отряды «Зеленого знамени», «Батальон Защитников Иудейской Веры» и др.
http://rusk.ru/st.php?idar=6351

Ярослав Гашек.
Статьи и фельетоны в советской фронтовой печати (1919-1920)
Из дневника Попа Малюты из полка Иисуса Христа
Возлюбленные о господе архипастыри, пастыри и все верные чады православной церкви российской вместе с божьей милостью царем всероссийским Александром IV (Колчаком) объявили гонения на язычников большевиков. Из нашей братии сформирован батальон, к которому прибавили два батальона из татар и башкир. Это полк Иисуса Христа. (Март Златоуст)
В городе мы расстреляли несколько дюжин большевиков, с которых снял сапоги и продали в полковой цейхгауз. Сегодня я высек несколько солдат,чтобы не забывали, что дисциплина - это страх божий. (Март,Бийск)
Всякий, кому дорога возобновленная родина и жизнь церковная, кто дорожит святым учением евангельским, кому дороги заповеди Христовы, шел бить евреев. Я сам зарубил шашкой на Центральной улице одну старушку. (Апрель Уфа)
Наши сдали Мензелинск. Красные гонят нас по Каме. Им в плен попал один батюшка, служивший у пулемета в 27-м Челябинском полку, и они его вместо любви христианской расстреляли. Гонение жесточайшее воздвигнуто красными стрелками на армию царя Колчака. (Июнь Уфа)

ИЗ ДНЕВНИКА УФИМСКОГО БУРЖУЯ
"Сегодня вступил в город полк Иисуса Христа. У солдат вместо нашивок белые кресты. Я говорил с одним офицером, бывшим батюшкой из Казани, который мне сообщил, что задачей полка Иисуса Христа вырезать всех большевиков и жидов в России, в Европе и освободить Иерусалим от турок и жидов. В полку Иисуса Христа есть специальная пулеметная команда из духовенства..."
http://az.lib.ru/g/gashek_j/text_0010.shtml
Причем участников полков прямо именовали "крестоносцами"
"...крестоносец здесь обмундирован в зимнее походное обмундирование: шинель светло-серого сукна, солдатскую папаху с кокардой имперского образца, сапоги...…Так эти Дружины называются потому, что вступающие в них в строю носят нашивной крест на груди, показывая этим, что они борются не за класс, а за веру, за христианство, против вероотступников, которые хотят истребить христианство.
Что такое Дружины Святого Креста// Наша газета. Омск. №3. 19 августа 1919 г. Цит. по: Генерал Дитерихс. М., 2004. С.317.
Вообще же, из числа более или менее крупных крестоносных частей можно выделись: «Святую бригаду» (полки: Аксунский Иисуса Христа, Пресвятой Богородицы и Стерлитамакский Николая Чудотворца), 333-й Марии Магдалины полк и полк Илии Пророка. (Золотарев О.В. Христолюбивое воинство русское. М., 1994. С.86-87.)
http://kolchakiya.ru/uniformology/sacred_cross_green_flag.htm

И анафема большевикам тоже есть. Это знаменитое послание патриарха Тихона от 19.01.1918 г, в котором сказано
Властию, данною нам от Бога, запрещаем вам приступать к Тайнам Христовым, АНАФЕМАТСТВУЕМ ВАС, если только вы носите еще имена христианские и хотя по рождению принадлежите к Церкви православной.

Заклинаем и всех вас, верных чад Православной Церкви Христовой, не вступать с таковыми извергами рода человеческого в какое-либо общение: «изымите злаго от вас самих» (1 Кор. 5, 13)». http://www.eshatologia.org/522-anafema-bolshevikam.html

Причем отец Александр Салтыков даже полагает,что анафема не снята, не временна, на конкретных участников "Она наложена на всех, кто принимает ленинскую идеологию, на коммунистов навечно, сменяемость поколений здесь не действует. Нельзя не признать, что те, кто сочувствует и содействует коммунистам, сами так же подпадают под действие этого проклятия." http://www.pravmir.ru/kogo-anafematstvoval-patriarx-tixon/

В целом как мы видим эффективность,что крестоносцев,что боевых клириков оказалась предсказуемо низкой, в отличие от типичного фэнтези или компьютерной игры, баффы они накладывать не могли, хилили тоже явно плохо, молнии на нечестивцев не обрушивали...:) Помощь священнослужителей и Благословение Божие против сатанинского большевистского воинства никакого кардинального влияния в дополнение к чисто материальным факторам (вооружение, численный состав, идеология) не оказали, что на мой взгляд служит еще одним аргументом в пользу верности атеистической позиции.

Comments

Интересно.
На мой взгляд, это служит доказательством того, что Бог беспристрастен и об'ективен, поэтому Он не может поддержать человека только в силу его классового интереса. Бог же не был распят за какой-то класс и чьи-то интересы, тем более собственнические. Человек склонен искать поддержки Бога. Но белые искали ее в ненависти, а не в братской любви. Поэтому Бог и не дал им победы. Более того - умереть от рук атеистов или иноверцев - это величайшее благо для христианина, смерть, соединяющая со Христом. Христианин должен благословлять своих врагов и гонителей. А не стрелять в них из пулемета. Позиция Церкви по защите самой себя как института власти и вообще общественного института абсолютно противоречит позиции Христа и многих мучеников.
Благодарю, считаю,что это ответ настоящего христианина.
РПЦ МП так и должна была поступить, как Церковь ,а не как политическая организация, дрожащая над своим имуществом.