?

Log in

No account? Create an account

Биологическое и социальное, что первично?

Выношу из комментариев в записи у Куздры http://kouzdra.livejournal.com/3352641.html?thread=120689729#t120689729
Мой исходный комментарий
Премию "Сексист года" А. Маркову справедливо дали за следующую фразу в интервью "Потому что те, кто поглупее, оставляют больше потомства. И бедняки плодятся быстрее, чем богачи. Не всегда, не везде и не во всех обществах. Но это наблюдается: кварталы бедняков распирает от перенаселения, а богачи страдают, что у них наследников нет.
Во многом это связано с грамотностью. Чем выше в стране женская грамотность, тем ниже рождаемость. Это довольно строгий закон. Неграмотная и необразованная женщина ни о чем не думает, рожает детей. А образованная женщина думает о своей карьере, внешности, будущем. И поэтому она не торопится сразу детей рожать. Богатые и образованные люди всегда о чем-то задумываются, а любое «задумывание» сразу ведет к сокращению числа детей"https://www.gazeta.ru/science/2016/02/12_a_8064875.shtml
На мой взгляд, у А. Маркова издержки биологизаторского подхода , отягощенные либерализмом:)
Известный факт,что женщины с высшим образованием чаще остаются одни и меньше рожают детей вовсе не сводиться к биологии,а типичен для классового общества (уровень жизни совсем бедных не падет от рождения детей, в то время как "средний класс" вынужден выбирать либо дети и резкое падение базового уровня жизни либо карьера) . Т.е. явление имеет социально -экономическую природу,а не биологическую, устранение социально -экономических условий приведет к изменению или смягчению тенденции.
Возражение the_toad
Т.е. явление имеет социально -экономическую природу,а не биологическую
И вы, конечно, располагаете прямыми доказательствами.
Мой ответ
Прямыми нет. Но косвенных достаточно,чтобы поставить слова А.В. Маркова под сомнение.
Вообще ответ явно тянет на пост в ЖЖ (потом вынесу).
Итак, поехали.
1. Возражение первое. Биологическое в отличие от социального в силу замедленности естественного отбора и эволюции достаточно консервативно.
Т.е. указанная тенденция должна наблюдаться на всем протяжении недавней истории. Но тут проблема - нуклеарная семья и концепция свободной любви идеологически оформилась веке в 13 в трудах поэтов и мыслителей итальянского Возрождения и рыцарских балладах о прекрасной даме.
До того традиционная семья и род. В средневековье (и в традиционном обществе вообще) возможность завести семью и детность достаточно строго коррелируют с богатством
Конкретно по демографии (см. напр. Ю.Л. Бессмертный. Жизнь и смерть в Средние века. Очерки демографической истории Франции http://www.fedy-diary.ru/?page_id=4186)
Иное дело при капитализме.
"Второй аспект, по которому Homo sapiens отличается от всех прочих видов млекопитающих, тем, что увеличение местных популяций людей всегда идёт не за счёт увеличения размножаемости индивидов, но её падения — но при увеличении средней ожидаемой продолжительности жизни, позволяющей большему числу людей в популяции до этого самого воспроизводства дожить и в нём долговременно участвовать."
Наибольшая индивидуальная размножаемость — 16-18 детей за жизнь — наблюдается в племенах австралийских аборигенов, с трудом восстанавливающих свою, в среднем постоянную численность, после периодических засух. Когда же численность населения некоторой территории долговременно (в исторических масштабах времени) растёт, число рождений за жизнь неуклонно падает при возрастании СОПЖ. Что и наблюдалось на всём протяжении истории нашей цивилизации: всякий быстрый рост населения на некоторых территориях, обычно связанный с урбанизацией и индустриализацией, сопровождается столь же быстрым падением размножаемости индивидов при опережающем росте СОПЖ, что сейчас, что в средневековье, что в эллинистическую эпоху(А.С.Северцов, 1992. Динамика численности человечества с позиции популяционной экологии животных. // Бюллетень Московского общества испытателей природы, Отд. Биологии. Т.27. №6. С.3-17)
Действительно, темпы роста численности населения на каждой отдельной территории до 1980-х гг. были прямо пропорциональны степени урбанизации, в том числе в развитых странах, хотя у переехавших в города детность в среднем снижается. Важно подчеркнуть, что в отсталых районах и в третьем мире – наоборот. Вообще, промышленное развитие и урбанизация территорий сперва ведут к взрывообразному росту численности, но дальнейшее продолжение индустриального и городского развития требует более квалифицированной рабочей силы, подготовка которой требует больше времени на обучение, что в силу тех же закономерностей рост численности прекращает
Действительно, анализ данных из Демографического Ежегодника ООН показывает, что средний уровень детности в поколении i во всех странах мира чётко отрицательно коррелирует со средней величиной инвестиций в создание одного рабочего места, сделанных поколением i-1. Чем больше инвестируется в образование следующего поколения, в ео профессионализацию, в создание рабочих мест, чем заблаговременней произведены инвестиции, тем ниже будет в нём рождаемость (Население России…, 2000)
http://www.socialcompas.com/2014/09/05/6303/.
В рамках "биологизаторского " подхода трудно объяснимо как введение соцзащиты и соцподдержка меняют демографию и могут влиять на рождаемость.
"Коэффициенты рождаемости в развитых странах преимущественно коррелированы с уровнем поддержки, оказываемой семьям властями и работодателями. В Таблице 1 развитые страны с высоким уровнем дохода поделены на две группы: страны с суммарным коэффициентом рождаемости выше и ниже 1,5 ребенка, рожденных одной женщиной. " http://www.socialcompas.com/2014/08/07/pro-pod-yom-rozhdaemosti-gospodderzhka-i-ravnopravie-sushhestvenny-a-semejny-e-tsennosti-net/
Дальше.
Данные о том,что на уровень образования прямое влияние оказывают классовые посылки
На сегодняшний день почти половина американских детей, родившихся в семьях с низким уровнем дохода, вырастают во взрослых с низким уровнем дохода, а 40 процентов детей, родившихся у богатых родителей, становятся взрослыми с высоким уровнем дохода.
“тенденции успеваемости на тестах у детей из семей с низким и высоким уровнем дохода совпадают с таковыми в самом доходе, и разница в успеваемости между бедными и богатыми теперь в два раза выше, чем разница в успеваемости между афроамериканцами и белыми” Т.е. в сравнении социальный фактор (богатство/бедность выигрывает у биологического раса за явным преимуществом).
Нужды и расписания детей поглощают силы родителей с монолитной и исчерпывающей полнотой.

Это больше не выбор. Это финансовый императив: семьи среднего класса понимают, сознательно или подсознательно, что их дети рождены с определенной экономической форой, и по мере того, как экономическое расслоение в обществе нарастает, права на ошибку становится все меньше и меньше.Готовность родителей внедрять эти сверхстрогие режимы в жизни своих маленьких детей, даже если они вызывают у детей тревожность и делают их несчастными, связана с тем, что родители чувствуют и знают: рынок труда сужается, а значит, сужаются и жизненные перспективы для их детей.
Как следствие "Корреляция между уровнем образования у родителей и детей в наше время выше в США, чем в странах Европы, особенно Скандинавии, где лишь небольшая доля детей из семей с низкими доходами становятся малообеспеченными взрослыми.
В исследовании, проведенном на 80 белых и чернокожих семей с детьми возраста начальной школы, из числа бедняков, рабочего класса и среднего класса, социолог Анетта Лоро рассматривала и обсуждала опыт воспитания детей с самими детьми, их матерями, отцами, бабушками и дедушками, дядями и тетями, двоюродными братьями, и так далее. "Белые и черные семьи среднего класса наиболее часто занимаются тем, что Лоро назвала “скоординированной культивацией”, осознанием и развитием индивидуальных талантов ребенка, поощряемыми родителями, путем курсов и уроков, в то время, как родители из рабочего класса и бедных слоев были больше склонны опекать своих детей и поддерживать их “естественное развитие”. В таких семьях увлечения детей, инициированные родителями, встречались редко, а в общении с детьми обычно используется повелительный тон."http://www.ucpress.edu/book.php?isbn=9780520271425
"http://www.socialcompas.com/2015/10/05/privatizatsiya-detstva/
Для научной самоидентификации женщин значительную роль играет такой "вне биологическиЙ"фактор как социальное подражание.
я крупные научные кафедры колледжей (N = 320, 63% женщины), которые специализируются на химических и технических курсах, мы попытались понять, сколь значимо влияет на отношение женщин к STEM-дисциплинам контакт с женскими образцами для подражания. Мы использовали тест для определения подсознательных установок, чтобы выяснить отношение к науке, идентификацию с наукой и подверженность гендерным стереотипам о науке; а также сравнили реакцию студентов на преподавателя женского и мужского пола.

Наше исследование сначала продемонстрировало прямые и косвенные связи между предрассудками и женскими карьерными устремлениями в STEM. Затем, когда профессора-женщины были взяты как образцы для подражания, женщины автоматически стали идентифицировать себя с наукой и стереотипизировать науку как скорее феминную область, чем маскулинную.( Оригинал http://journals.sagepub.com/doi/abs/10.1177/0361684313482109 )
Женщины в науке роль моделей для подражания http://www.socialcompas.com/2014/10/28/zhenshhiny-v-nauke-rol-modelej-dlya-podrazhaniya/
Дальше.
При столкновении биологического и социального социальные факторы у животных превалируют и именно социальные навыки наследуются
Дальше они исследовали, является ли ныряние инстинктивным у всех видов и во всех ситуациях. Для этого оценивали способность животных к угашению реакции ныряния в условиях, когда она безрезультатна; понятно, что чем выше вклад обучения в реализацию данного поведения, тем эффективнее оно угасает. Для этого белых беспородных крыс помещали в воду внутри длинной воронки, нижние края которой упираются в дно бассейна с водой, так что ныряние не избавляет зверька. То есть взрослые крысы в течение жизни развивают приобретённые реакции на основе инстинктивного репертуара, имеющегося уже у молодых. Поэтому внешне первые сходны со вторыми, но вот область осуществления и характер управления их – совсем другие. И, что вполне логично, гиперактивность дофаминэргических систем мозга разрушает способность формировать приобретённые реакции. (Инстинктивное vs выученное/биологическое vs социальное http://www.socialcompas.com/2014/09/13/instinktivnoe-vs-vy-uchennoe-biologicheskoe-vs-sotsial-noe/
"индивидуальный стиль – относительно устойчивая и постоянная характеристика. Более того, было обнаружено, что стиль имеет тенденцию передаваться от матери к дочери (Farbanks, 1989). Линн Фербенкс обнаружила, что протективность связана именно с социальным обучением, то есть зависит от того, как с самкой обращалась в детстве её собственная мать. В работе, исследовавшей стили приёмных родителей, Стивен Суоми показал, что стиль больше зависит от приёмной матери, чем от биологической (Suomi, 1999). "Сигнальная наследственность в материнском поведении млекопитающих. http://www.socialcompas.com/2015/06/18/signalnaya-nasledstvennost-v-materinskom-povedenii-mlekopitayushhih/
Наконец, когда эффект социальных влияний и действие гормонов антагонистично, пересиливает первое. Что хорошо видно в экспериментах по пересадке детёнышей между парами близких видов грызунов, у одного из которых — семейно-групповой образ жизни с заботой самцов о потомстве, в другого — промискуитет, отсутствие постоянных пар и лишь материнская забота. Воспитание детёнышей видов второй группы в семьях первой даёт им в норме несвойственную тактильную стимуляцию от отцов (через скучивание с согреванием и вылизывание). Благодаря этому, повзрослев, «пересаженные» самцы сами заботятся о детёнышах, и ведут себя «несвойственным им» образом (оригинал https://drive.google.com/file/d/0B7jjJIHsu330a05qd0ZDMUN3ZUE/view)
для внутривидового разнообразия стилей заботы о потомстве у самок, из млекопитающих наибольшего у грызунов и особенно у приматов. Оно воспроизводится в первую очередь «сигнальной наследственностью» и при вышеописанных пересадках стиль поведения соответствует таковому приёмных родителей, а не родных (Оригинал https://drive.google.com/file/d/0B7jjJIHsu330c21jLThBakFpcmM/view)
Социальный компас. Стой! Не води... http://www.socialcompas.com/2015/11/03/11381/#i-5
Здорово ! Навыки привитые приемной матерью (по определению социальные) превалируют над установками заданными биологической матерью
Далее некоторые чисто биологические реакции могут просто прошиваться в ходе жизни в социуме и запускаться социальными побуждениями!
" Скажем, колебания уровня тестостерона могут управляться «естественной» сексуальной или агрессивной стимуляцией, их динамика будет различна у женщин и мужчин, а могут – динамикой курсов валют, как у профессиональных брокеров, или ситуацией соревнования, как у профессиональных спортсменов. Здесь уже динамика подъёмов и спадов тестостерона в связи с конкурентным напряжением и успехом/неуспехов после «рывка» не зависит от пола, хотя в среднем уровни тестостерона у мужчин и женщин различны. "(Инстинктивное vs выученное/биологическое vs социальное)
Дальше
У сторонников биологизаторства как я отмечал выше проблема с историческим анализом и эстраполяцией тенденции развития НТР в противовес объяснению "биологического поглупения"
" мы знаем о социальной истории — что Европы, что других регионов, — отбор в пользу «более умных» просто не мог возникнуть в обществе с господством землевладельцев, где главная ценность — земля, обрабатываемая традиционным способом (также, без школ и университетов, совершенствуется и ремесло), где ещё нет возникшей позднее с капитализмом «связки» между наукой и производством. Как показал в «Великой трансформации» К.Поланьи, только благодаря им произведённое учёными знание чем дальше, тем больше стало поддерживать прогресс производства и под обратным влиянием последнего делало науку всё более современной (опытной, доказательной и материалистической вместо прежней схоластической, натурфилософской и метафизической либо «естественно-теологической).
Даже если бы интеллект сокращался из-за биологических причин, на фоне социальных трансформаций ХХ века этот эффект оставался бы незамеченным, пока не найдут конкретные «гены интеллекта» и не покажут их (негативную) динамику в соответствующих популяциях. Пока что сторонникам «биологических» концепций интеллекта остаётся в них верить. Или использовать для доказательства не лучшего рода приёмы, вроде приравнивания цифр IQ к «интеллекту» в смысле научных открытий и др.объективных мер достижения, «интеллекта» к «образованию» (или же к скорости решений), смешения цифр IQ, полученных во время учёбы, с достижениями на работе потом, чтобы нечувствительно заменять одно другим в ходе одного и того же рассуждения. Или игнорировать разнообразные минусы «биологических» концепций интеллекта, снижающие их состоятельность или выступающие как фальсификаторы, но это отдельная тема (см. табл.2)." Затопит ли нас глобальное поглупение http://www.socialcompas.com/2017/06/27/zatopit-li-nas-globalnoe-poglupenie/
Это вообще ключевая статья на Социальном компасе по данной теме. Поскольку специально написана как полемика с Александром Владимировичем Марковым

Comments

"Т.е. явление имеет социально -экономическую природу,а не биологическую, устранение социально -экономических условий приведет к изменению или смягчению тенденции".
А с чего это сводить систему к одному параметру?!
Понятно, что если вернуть социально-экономиеские условия до уровня "рождение детей не ухудшает резко благосостояние семьи", как было в СССР, то демография несколько улучшится.
Что никак не отменяет то, что низкоинтеллектуальные слои рожают, вообще не думая о плнировании семьи, а те, у кого мозги есть, над этим вопросом задумыааются. В т.ч. и потому, что рожать много -- это не только материально затратно, но и требует значительных затрат времени и нервов, при этом плохо сочетается с работой и т.д. Далеко не всем женщинам дети интересны настолько, чтобы с ними возииться всё время, даже если нет материальных проблем.
А с чего это сводить систему к одному параметру?!"
Я и не свожу, уважаемый Варракс. Здесь не либо одно либо другое, а что основное и что дополнительное. Поясню мысль кратко.
Т.е. у высших позвоночных ( начиная с макак и павианов) биологические реакции опосредованы социальными. У них нет чистых рефлекторов.
Биологическое у высших позвоночных -это словно лошадь, сила внутренних побуждений присутствует, но вот как именно она будет реализована вовне определяет именно социальное взаимодействие.
Данный вопрос имеет и совершенно конкретные практические выводы. Если как утверждают сторонники "биологического" редукционизма наши биологически реакции жестко заданы и рефлекторны на внешний раздражитель, то тут в ближайшем будущем для исправления ситуации ничего не сделать только останется ждать разве ,что когда трансгуманисты биологию человека переделают:)
Если же правы сторонники социального подхода, и биологические реакции направляются , корректируются и даже преодолеваются социальными , то сделать можно - достаточно устранить социальные перекосы, что на мой взгляд , означает перейти к социализму:)
"у высших позвоночных ( начиная с макак и павианов) биологические реакции опосредованы социальными. У них нет чистых рефлекторов"
Доказать не затруднит, надеюсь?

А далее -- опять или/или, вместо _системы_ биологического и социального.
Доказать не затруднит, надеюсь?" Во всяком случае попробую аргументировать мнение.
Под инстинктом В ЭТОЛОГИИ понимают "специализированную морфоструктуру (временный орган животного, Lorenz, 1950a, b), которая закономерно появляется в потоке действий животного в специфической социальной ситуации. Инстинктивная реакция = автоматически осуществляющаяся при всяком предъявлении специфических раздражителей независимо от контекста, не корректируемая ни обстоятельствами контекста, ни прошлым опытом животного.
То есть главное в осуществлении инстинкта, в отличие от рефлекса и других простых форм реагирования – реализовать специализированные формы поведения в специфических ситуациях взаимодействия стереотипно и точно, а не просто вызвать ответы на стимуляцию. Движения не только выполняются скоординировано в строгой последовательности без участия рефлексов, но и начинаются вовсе без внешнего стимула.

Так, зафиксированы нормальные плавательные движения рыб с перерезанными задними корешками спинномозговых нервов. Видоспецифическая форма движений определяется автономным механизмом изнутри, «срабатывающим» в ответ на ключевой раздражитель извне.
Признаком наличия такой границы мне видится разрушение у высших обезьян той системы дифференцированных видовых сигналов "типа верветок", которая так модна сейчас, и полная деспециализация сигналов, как вокализации, так и жеста. У высших приматов проявление инстинктов «уходит в тень», всё больше ограничивается неопределёнными и неспецифическими ситуациями.
Признаком наличия такой границы мне видится разрушение у высших обезьян той системы дифференцированных видовых сигналов "типа верветок", которая так модна сейчас, и полная деспециализация сигналов, как вокализации, так и жеста. У высших приматов проявление инстинктов «уходит в тень», всё больше ограничивается неопределёнными и неспецифическими ситуациями.
Признаком наличия такой границы мне видится разрушение у высших обезьян той системы дифференцированных видовых сигналов "типа верветок", которая так модна сейчас, и полная деспециализация сигналов, как вокализации, так и жеста. У высших приматов проявление инстинктов «уходит в тень», всё больше ограничивается неопределёнными и неспецифическими ситуациями.
Врождённый паттерн поведения, запускающийся в ответ на специфические стимулы в специфической ситуации взаимодействия – инстинкт здесь исчезает, распадаясь на изолированные врождённые реакции – рефлексы, в точности как в определении Л.С.Выготского.
Это ведёт к обратному превращению визуальных и акустических демонстраций животного из сигналов о ситуации в «просто экспрессии», выражающие динамику состояния индивида, и далеко не только в связи с ситуацией. " Инстинкты и почему их нет у человека ч. 1 http://wolf-kitses.livejournal.com/84643.html
В процессе прогрессивной эволюции индивидуальности животного в ряду позвоночных эта матрица «истончается» и «разрушается», замещаясь актами индивидуального интеллекта езультатами обучения и другими элементами опыта. Проявление инстинктов «уходит в тень», всё больше ограничивается неопределёнными и неспецифическими ситуациями.

Далее, «инстинктивная матрица» паттернов видоспецифического поведения описана в исследованиях нервального субстрата вокализаций низших обезьян, но не найдена у антропоидов.Дифферецированности сигналов тревоги на уровне поведения соответствует дифференцированность нервного субстрата, опосредующего выдачу сигнала в ответ на сигналы партнёра и/или опасные ситуации (это участки лимбической системы, включающей вокальные зоны промежуточного и переднего мозга). При общности морфологического субстрата разные сигналы "запускаются" разными режимами стимуляции, то есть каждому видоспецифическому сигналу соответствует «свой собственный» участок и/или запускающий режим воздействия (Fitch, Hauser, 1995; Ghazanfar, Hauser, 1999).
То есть у низших обезьян видим жёсткое «тройное соответствие» между сигналом, ситуацией и паттерном поведения, запускаемым в ответ на сигнал, при видоспецифичности паттернов, «автоматичности» запуска, врождённости «означивания» ситуаций сигналами и врождённости реагирования других особей на сигнал. Физиологические исследования показывают, что сигналы имеют изолированные «модели выдачи» в мозгу, этологические исследования тех же видов – что существуют изолированные «модели восприятия и отреагирования» разных сигналов, связанных с разными ситуациями и дифференцируемых на основании разной формы сигнала.
пищевой крик» цейлонских макаков (Macaca sinica).

Обнаружив новый вид пищи или богатый источник корма обезьяны издают характерный крик продолжительностью около 0,5 с (частота колеблется от 2,5 до 4,5 кГц). Эмоциональной основой крика служит общее возбуждение, своего рода эйфория, стимулированная находками новых источников или видов пищи, где уровень возбуждения (отражённый в соответствующих параметрах крика) растёт пропорционально степени новизны и «лакомости» пищи.
пищевые крики (long-distance food calls) шимпанзе сугубо индивидуальны, при некоторой зависимости также от ситуации и новизны пищи (чем напоминают пищевой крик M.sinica). Однако при совместном издавании крика самцы шимпанзе начинают подражать акустическим характеристикам крика партнёра.
оскольку характер крика и степень унифицированности его с другими особями – маркёр тесноты социального взаимодействия между животными, разные самцы, кричат по-разному в зависимости от того, с кем именно. Но эти элементы непостоянны, их «наделение» сугубо ситуативно и динамично меняется на всём протяжении жизни группы, то есть «сами по себе» они «бесформенны» и «семантически пустые» (сигналы ad hoc).
оказательно, что в ситуации опасности и тревоги (а также агрессии, полового возбуждения, и во всех остальных ситуациях) антропоиды неспособны информировать партнёров, какая точно опасность грозит, откуда именно, и что следует делать в данной ситуации. Их жестикуляция и крики отражают лишь степень беспокойства в связи с ситуацией, способны возбудить аналогичное эмоционально состояние в других, заставить их обратить внимание на ситуацию и при наличии отношений, предполагающих социальную поддержку, побудить её оказать.Напротив, простенькая система сигнализации низших обезьян (3-4 дифференцированых крика вместо 18-30 вокализаций у шимпанзе, связанных континуальными переходами) легко справляется с задачей информирования об альтернативных категориях опасностей, существенных для их внешнего мира (Zuberbűhler et al., 1997; Zuberbűhler, 2000; Blumstein, 2002; Egnor et al., 2004). Напротив, простенькая система сигнализации низших обезьян (3-4 дифференцированых крика вместо 18-30 вокализаций у шимпанзе, связанных континуальными переходами) легко справляется с задачей информирования об альтернативных категориях опасностей, существенных для их внешнего мира (Zuberbűhler et al., 1997; Zuberbűhler, 2000; Blumstein, 2002; Egnor et al., 2004). Инстинкты и почему их нет у человека 2 http://wolf-kitses.livejournal.com/84892.html
См. также у Вольфа Кицеса след записи по тэгу инстинкты.
Напр. http://wolf-kitses.livejournal.com/71228.html Про жестовую сигнализацию бонобо.
http://wolf-kitses.livejournal.com/214761.html Определения инстинкта
Человек и животное : где провести грань? http://wolf-kitses.livejournal.com/253030.html#cutid1
Книгу З.А. Зориной и А.А. Смирнова О чем рассказали говорящие обезьяны? http://www.philol.msu.ru/~otipl/new/main/courses/Neirobiology/Zorina.pdf
вместо _системы_ биологического и социального." Почему вместо системы? Если система и есть. Что кстати отлично видно в тех случаях ,когда удается обеспечить примерно равные социальные условия.
Например, кенийские и эфиопские бегуны имеют генетическое преимущество перед белыми европейцами а беге на длинные дистанции и регулярно там побеждают.
Или скажем в классе кого -то врожденная предрасположенность к плаванью,а у кого -то хороший музыкальный слух от природы.
Как раз из системности биологического и социального и выводиться необходимость обеспечить более или менее равные справедливые стартовые возможности,чтобы врожденные задатки не пропали из за влияния среды (скажем у человека с отличным музыкальным слухом нет возможности/ денег пойти учиться в муз.школу).
Социология - подраздел зоологии позвоночных.
Ну, еще энтомологии.

Edited at 2017-07-02 12:02 am (UTC)
Мило! Сразу видно профессионального биолога!
Пять подруг, высшее образование СПбГУ, заканчивали одновременно один и тот же факультет. Одна в Финляндии, замужем, без работы четвертый год. Рожает третьего ребенка. Одна - в Австралии, степень по энтомологии, два студента, не замужем, детей нет. Одна - в США, затем Германии, затем Англии, степень по поведенческой зоологии, не замужем, детей нет. Одна в России, администратор в платной клинике (?), замужем, один ребенок. И еще одна в России, морфология и палеонтология, степени пока нет, один ребенок.
Корреляция (не буду на такой выборке говорить, что закономерность): если бабе есть, чем заняться кроме, она занимается всем, что кроме деторождения; когда бабе нечем больше заняться, она занимается деторождением независимо от уровня интеллекта, образования, достатка и проч.

Edited at 2017-07-02 12:17 am (UTC)
Спасибо за интересные наблюдения!

Всякое за неделю

Пользователь sola_menta сослался на вашу запись в своей записи «Всякое за неделю» в контексте: [...] * noldo-ecthelion: Биологическое и социальное, что первично? [...]