?

Log in

No account? Create an account

Кризис ролевой субкультуры: постановка проблемы

Немного личного.  Идея  о кризисе в ролевой субкультуре созрела у меня под влиянием конкретных фактов.
Мне неоднократно в Дзержинске приходилось слышать от бывалых,как хорошо было раньше и как плохо теперь.  Тренировки  сейчас заключатся в распитии по кругу спиртных напитков (о великий литробол...)  . Конечно,  старые ролевики, вроде Деффыча, регулярно из года в год издящие на Волк остались, но можно констатировать,что Дзержинское "Иноземье" в том виде в котором оно было в 90-е умерло В Котласе тоже о ролевиках как-то  последнее время не очень сслышно.
Мой друг, Дмитрий, живущий в Кирове, на вопрос: как у них с ролевиками? Ответил ,что есть у них одна фирма за деньги  делает ролевые игры для корпоративов. Т.е. коммерцонализация. Набор таких похожих  фактов из  разных городов заставил задуматься: а не стоит ли за  ними  какого-то  системного процесса,  кризиса движения образца 90-х годов...
Я уже поднимал эту тему здесь  http://noldo-ecthelion.livejournal.com/9118.html. Но сейчас хочу поговорить подробнее.
Далее ,что я понимаю под ролевой субкультурой(сообществом)? Примерно тоже ,что  следующий автор " Вообще ролевое сообщество оказывается гораздо шире собственно группы людей, ездящих на ролевые игры. В это сообщество входят и любители денджена, и собственно толкинисты, и фэнтази-фэны, и реконструкторы. В меньшей степени, но все же могут быть к нему отнесены и униформисты, и индеанисты, и даже, возможно, хиппи. Во-первых сами эти сообщества осознают себя чем-то единым. Вряд ли ролевик назовет опять-таки цивилом реконструктора или индеаниста. Во-вторых, эти сообщества имеют значительную сферу пересечения, они достаточно хорошо осведомлены друг о друге." Вальтамский Дарт Ролевая субкультура в контесте виртуализации).
Да, чтобы при обсуждении подобной темы не получилось недопонимания, как у нас  с Эрдаэнар, в котором был виноват  я, потому что вместо того чтобы сказать проще, использовал малоизвестную этнологическую терминологию: консорция, конвикция(в её изложении по Гумилеву).Я извиняюсь.
Естественно кризис сообщества  и его распад , понимается не в смысле количественного  роста или территориального  пространства(Места в Нескучнике)."Представляете себе три сотни народу на площадке в 80 (ну или 100) кв метров? Да? А теперь представьте там же - но две тысячи!  Рот на замке Представили? Нравится? Выводы естественны - нужно больше места. Места расползлись, но транспорта, телефона и интернета никто не отменял. Если нужен кто-то из собратьев - набрал номер, сел в метро и поехал" http://forum.elfheim.ru/index.php?topic=39.0
Речь идет об идее. Распад консорции - это  исчезновение или радикальная трансформация мировозренческих убеждений, идей, норм, объединяющих лиц в сообщество.
Я твердо убежден,что ДА.Более того, я уверен,что кризис явление не случайное, а системное.

Несогласным со мной нужно ответить на три вопроса:
1)Какова была идея вокруг которой сформировалась  ролевая субкультура в 90-е?
2)Изменилась ли она сейчас?
3)Если нет, то разделяется ли она  сейчас большинством членов сообщества?
Отрицательный ответ на п.2.или 3 будет означать мою правоту.

 


Comments

имхо, речь не о кризисе, речь о вырождении
дети выросли, старые игрушки надоели
те, кто остались, либо стали профессионалами (как реконструкторы), либо ... остановились в развитии
остались те, кто таким образом компенсируют недостаток чего-то в жизни
я с Вами отчасти не согласен, потому что молодняка много, только вот отношение и к молодым. и к "не нашей тусовке" - очень предсказуемое.Потому кажется, что имеется вырождение.
А в соседней теме о стапятиесяти комментах мне усиленно доказывают ровно обратное. И даже кажется убедили,что внешне развивается.
Я не думаю, что кто-то будет спорить с озвученным здесь утверждением. Это на сегодняшний день - факт. Могу добавить к этому лиш то, что крупное сообщество всегда распадается на более мелкие, а в них. в свою очередь, куда более резко выражены все социальные процессы. И такие сообщества очень редко выживают.не бдучи построенными по жесткой иерархической системе или на родственных отношениях. и опять же. иерархии, читаем - от родо-племенного строя до жесткого института вассалитета.
Поскольку в настоящее время эти явления не актуальны, то мы имеем огромное множество "проходных дворов", в результате распадающихся так или иначе: либо дробящихся,либо распадающихся окончательно.

Извините за сумбурное изложение.
Я не думаю, что кто-то будет спорить с озвученным здесь утверждением" Спасибо за согласие Лайкалассэ. Но спорить будут. Например, К.Кинн в теме выше утверждает о ровно противоположном как об очевидном для всех "Ролевая субкультура вполне себе развивается, и довольно бурно. И настолько многопоточно, насколько это возможно. Если высунуть голову из коробочки, то это видно невооруженным глазом.".
Может, в Москве она и развивается.Но есть еще такая большая страна - Замкадье, так вот она, эта страна и составляет бОльшую площадь России. Да, проходят ХИ, Зиланты, Верконы... и? только вот это все уже давно все больше - "тусовка для своих". И не надо рассказывать, как рады молодежи, ага, так рады, что запинать готовы сходу.Никого не интересует развитие РИ в регионах, ну есть, может быть - и слава богу. Нет - нам тут тоже неплохо.Это развитие?
Я вспоминаю, как тепло встречали люди на форумах, с конце девяностых - начале двухтысячных - это был радушный прием, все были счастливы найти еще одного "такого же", а сейчас?
Кому и надо вылезти из скорлупок - так это тем, кто рекоменует это сделать другим.
2. Прежде всего виноват именно возраст. В 90-е, когда собиралась молодёжь с мыслью: "Хочется мне чего-то, сам не знаю чего" - это было нормально, потому что все были точно такими же. Когда сейчас приходит точно такая же молодёжь, то эта идея общей неопределённости вызывает уже раздражение у "стариков", которые точно поставили свои цели в жизни.

Кроме того, (этому спору много лет) Радомир неоднократно пишет про виртуализацию сознания, про вторичные миры, но народ приходил в тусовку большей частью за "воспоминаниями о прошлой жизни". Книги Толкина (реже Сапковского, Желязны) вызывали у большей части фэндома узнавание. Я, правда, пришла в тусу не в начале 90-х, а в конце, но про концепцию "вторичного мира", куда можно попасть "сейчас", если совершить нечто неудобоваримое со своим мозгом, впервые услышала от самого же Радомира в середине нулевых. В то, что описанные в книгах события реально происходили с ними когда-то в прошлом, люди верили вполне искренне. Хотя и тогда были концепты совершать какие-то сомнительные с точки зрения медицины действия, чтобы "вспомнить побольше".
В подтверждение своих слов могу привести всю ту же "Повесть о каменном хлебе", где показано, как паразитируя на "воспоминаниях" других, человек строит своё маленькое королевство. А также, какой конфликт происходит в душе главного манипулятора, когда встречается тот, кто разделяет не придуманные, а реальные воспоминания/глюки главного персонажа.
Тогда в 90-е любая эзотерическая концепция была новой (потому что в стране советской не было никаких концепций, все пришли разом) и всё воспринималось довольно серьёзно. Но на каждую эзотерическую концепцию точно так же проходит мода и вера в реинкарнацию сейчас не в чести. Упомянув про прошлые жизни, человек рискует подвергнуться насмешкам.
Следовательно, те, у кого также есть элементы узнавания при упоминании тех или иных фэнтези-миров, либо тщательно скрывают это, всё больше понимая, что ролевая тусовка это не оценит, а значит следует в скором времени покинуть тусу, как не свою, либо дополняют крохотные семена того, в реальности чего уверены, массой наглюченных или придуманных подробностей и идут в какие-нибудь уже сложившиеся небольшие компании с харизматическим лидером, где пытаются вписать свою концепцию в концепт, заданный уже этим лидером: "Помнится, приходят ко Финрод с Береном. Сел Берен на топчан, а Финрод на корточки. Почесал Берен пятку и говорит: Помогай нам, Петянувиэль, а то не справимся мы без тебя!"

А в остальном - где упадок? Численность ролевиков сейчас в разы превышает ту же численность в 90-е. Количество проводимых игр вообще зашкаливает. Вопрос, так понимаю, стоит: а для чего всем этим заниматься? В чём смысл, кроме того, чтобы получить удовольствие от игры?
Ушло скрытое. Тот самый эзотеризм (мне уже плохо, когда представляю, как сейчас на меня набросятся за слово "эзотеризм". В чём согласна с Радомиром - религиозные миссионеры быстро подсуетились, тусовка стала оголтело религиозной и за употребление слов "магия", "волшебство" найдётся масса народа, готовых обвинить тебя едва ли не в сатанизме). Ушло главное - идея "мы против мира, мир нас не понимает". Не буду останавливаться на том, что каждый подросток чувствует себя непонятым, потому ему импонирует быть в среде тех, кто ощущает то же самое. Но, прежде всего, ушла общая тайна (о которой все знали, но очень редко произносили вслух), а следом за ней - общность, ощущение, что рядом "свои". Тайны профанировали, всю идею свели к красоте и релятивности "отыгрыша". Те, кто приходил в тусу за чем-то своим, то адекватным - в ней тесно, неадекватные - составляют армии своих лидеров с набором глюков.

Ну, надеюсь, что пункт "2" послужил сразу ответом и на пункты "1" и "3".

ПыСы. Поясню и свои личные взгляды. Себя я позиционирую "вне" тусовки. Игры - это прекрасно, но пока они остаются играми и их не пытаются выдать за нечто большее. Идеология, философия - это то, чем я живу, а не то, во что играю.

Виртуализация сознания

Справедливости ради надо заметить,что термин виртуализация, я понимаю не как Радомир( т.е. вторичные миры) а несколько иначе. Аналогично изложенному С.Строевым здесь

http://www.kprf.perm.ru/page.php?id=395
"Но в своей сущности реклама была именно информацией относительно свойств, качеств, цены товара и места его возможного приобретения. Но по мере развития технологий это информационное сообщение стало сначала совмещаться, а затем и заменяться на яркий сенсорный образ, притягательный сам по себе. Между тем, в создание этого образа вкладываются средства сначала сопоставимые с ценой самого вещественного продукта, а затем и существенно превосходящие его. Если изначально расходы на рекламу представляли собой лишь дополнительную затрату на распространение товара, то сейчас мир подходит к тому, что основной объем труда вкладывается именно в создание и внедрение сенсорного образа в сознание, а материальный продукт становится лишь приложением, лишь материальным носителем этого образа. Цена на одну и ту же вещь может отличаться в тысячи раз в зависимости от престижности магазина и фирменного знака. Потому что покупается данном случае не вещь как потребительская ценность (ее цена при современном уровне производительных сил пренебрежимо мала), а связанный с этой вещью образ-симулякр, брэнд, который и составляет практически весь объем цены."

Т.е. Как реального содержания предмета от его деклалируемой сути, расхождение с первичной физической реальностью.

Re: Виртуализация сознания

Мы и вправду вкладываем абсолютно разные понятия в этот термин. То, что описали вы, ИМХО, больше подходит под определение - "имидж товара". Нас в универе (помимо прочего, нас журналистов учили и методам создания рекламы - видимо, понимали, что по специальности из нас работать будут единицы =D) учили, что при создании рекламы продавать надо не сам товар, а "образ жизни". Так, например, реклама "Кока-колы" сосредоточено напирает на семейные ценности, а реклама "Пепси-колы" на образ жизни не озабоченной проблемами молодёжи. И так со всеми товарами, где продаётся то или иное качество, не имеющее отношения к реальным достоинствам товара - "напиток для успешных людей", "самый горячий кофе" и т.п.

Под термином "виртуальный мир" (если он не имеет отношения к компьютерным технологиям) лично я понимаю те миры, в которые можно выйти при тех или иных оккультных практиках, включая и приём наркотических средств. Про это написано масса книг, феномен можно даже назвать почти исследованным. Хотя, если не соглашаться с Хаксли или Хэнкоком, которые называют эти миры реальными, а принять точку зрения шаманов различных народов, то это как раз и есть - "виртуальный мир". То есть тот мир, который может посетить только твоё сознание и в котором ты можешь контактировать с сознаниями других. Если ты прошёл испытания в мире виртуальном, то в мире физическом получаешь дополнительные знания и возможности. Иными словами, "виртуальные миры" - это сегменты общего ментального поля. Это вера и практика абсолютно всех шаманских культов от Сибири и Аляски до Южной Америки и Австралии.

Что же понимает под термином "вторичный мир" Радомир (сразу оговорюсь, что могу ошибаться, потому что пусть лучше он объясняет сам) - это примерно то же ментальное поле, что описала я, но без возможности контакты с другим разумом, так как самого мира всё-таки не существует.
Переложу это всё на пример Интернета. "Виртуальные миры" - это сайты, к которым можно получить доступ теми или иными способами и на которых можно общаться с иными посетителями. "Вторичный мир" - это программа, в которой можно работать только локально. И даже, хотя Радомир утверждает, что во "вторичном мире" возможно со-творчество с писателем, однако любое со-творчество будет опять же локализированно для того человека, который совершал изменения. Если он в физическом мире ни с кем не поделится, что где-то что-то изменил, то никто более и не будет вносить это изменение в концепцию "вторичного мира".
Честно говоря, не вижу особого смысла в подобной идее, потому что она напоминает нечто вроде "клуба поклонников WOW", т.е. мира, в котором можно побродить, но ничего изменить нельзя и ничего хорошего, окромя скрюченной за компом спины, в физическом мире ты не обретёшь))))

Ладно, тут были ещё и размышления о Гарри Поттере, но мои мысли уже успела высказать Мелиан (мда, мы с сестрой мыслим в унисон), так что зайду в верхний пост и выскажусь уже там, где спор больше по теме))))

Re: Виртуализация сознания

И черт меня дернул воспользоваться примером из рекламного маркетинга...
Также не понятна мысль,что такое по моему виртуализация сознания.Хорошо попробую другой.
Вот возьмем любителя ролевых онлайн игр. Он часами просиживает в Линейке/ВОВ и т.п. имеет там друзей компании соклановцев с которыми он бывает даже общается в реале, даже с девушками знакомиться. Я лично знал одну,которая новый год со своим парнем провела сидя в комнате за двумя компьютерами и играя.Т.е. виртуализация сознания означает,что тот ВИРТУАЛЬНЫЙ мир БОЛЕЕ РЕАЛЕН для них чем НАСТОЯЩАЯ реальность.Наверняка, знаете и многоих ролевиков живущих в таких мирах, ах как тот мир прекрасен, а эта реальность так сера, не хочу тут жить

Re: Виртуализация сознания

Ясно)

В любом случае, я постаралась объяснить свою позицию.

Re: Виртуализация сознания

"Т.е. виртуализация сознания означает,что тот ВИРТУАЛЬНЫЙ мир БОЛЕЕ РЕАЛЕН для них чем НАСТОЯЩАЯ реальность".

Да, поняла! Вот теперь ты ясно изложил эту мысль, зря только назвал этот мир "виртуальный" - само словечко происходит из лексикона компьютерщиков, и создаётся впечатление(ложное), что имеется ввиду, например, мир Варкрафта, или вовсе рекламный бренд поклонников Пепси-колы( "Новое поколение выбирает Пепси", была такая реклама).
То есть мы НАСТОЯЩИЕ - живём в том, виртуальном мире, а здесь ради социализации мы играем навязанные нам роли законопослушных граждан - студента-юриста, или газетчика-журналиста. То есть то, что для остальных виртуальность, для нас и есть настоящий, реальный мир!

Тогда действительно, не стоит называть мир этот "виртуальным", или хуже того "вторичным". То, что для остальных игровой мир, для меня - часть моей настоящей личности.

Узнавание

Книги Толкина (реже Сапковского, Желязны) вызывали у большей части фэндома узнавание. "О,как -то Мелиан об этом же фактически говорил.Правда применительно к Перумову,Джордану, Камше в противопоставлении Толкину.Т.е. они называют себя именами, но это больше словесная игра, никому не прейдет в голову по жизни называть себя Фессом или утверждать я был в Тар-Валоне, я вспомнил; не случается также и автор был не прав. Попробывал бы кто-нибудь заявить В.А.Камше,а вот на основании исторического подхода, я полагаю,что вы были не правы в оценке Октавианской Ночи, летописи гос-ва Талиг свидетельствуют....А у Толкина такое сплошь и рядом.
Объясняю я такой ФЕНОМЕН ,тем что в книгах авторов вроде Толкина есть, пусть художественно отраженная ПОДЛИННАЯ реальность

Re: Узнавание

Будем честны, большей частью узнавание вызывали те моменты, которые вполне можно отнести к реальной истории - например, разрушенные эльфийские города и т.п., что не описано у Толкина, но вполне возможно, если предположить, что Арда - существующая реальность.

>книгах авторов вроде Толкина есть, пусть художественно отраженная ПОДЛИННАЯ реальность

Да! Не спорю ни на грош. Вопрос тут, скорее, сколько именно художественного вымысла, а сколько подлинной правды. Но это единственное, что может вызвать споры. Я тоже уверена, что основа в книге Толкина полностью исторична. Почему и вспоминают именно события из описанного им мира. Хотя антураж, следует признать, а также психология - более полно раскрыты в книгах других авторов, у которых может и близко не быть той же достоверности в описании фактов.
Так и хочется сказать Миас - "Браво, вот что значит моя сестра!" Особенно за вот эту мысль: "Ушло главное - идея "мы против мира, мир нас не понимает".
Вдумаемся, что есть "фэндом"? Откуда это словечко взялось вдруг? Мы себя в 97-м "фэндомом" не называли, хотя фэнами профессора Толкиена были на все 100 процентов, и между прочим, многие считали что ПРОФЕССОР БЫЛ ПРАВ, а сейчас этот взгляд чуть ли не ругательный - потому что наличествует, ИМХО, последняя степень толкиенутости - "Я лучше всех знаю, как оно было". И это бы ещё ничего, это не кризис, напротив - развитие элементов Памяти( или игра). Хуже, если имеет место полное безверие и "красивый отыгрыш" - при отсутствии душевных переживаний.

Друиды говорили - "И гвин эрбин бид!" - "Истина против мира!"
Собравшиеся в Нескучнике в конце 90-х( мы с Миас попали туда одновременно) примерно так и мыслили. "Мы - особенные, мы - не как все, мы - имеем свои жизненные ценности и свою истину, мы - свои друг для друга, а там - другой мир, цивильный, не наш!" Помнится, сказала мне одна дева, известный в тусовке менестрель: "Я не понимаю тебя и таких, как ты: вот я в цивильном мире для всех - урод, меня никто не понимает, и мне хорошо только в нашей тусовке. А ты и там достигла высот, и сюда зачем-то пришла...зачем? Нервы себе пощекотать, что ли, "эльфийской идеей?" Надеюсь, последующие 13 лет развития "эльфийской идеи" убедили-таки её в обратном.

Я к тому, что никакая "оголтелая религиозность" вроде глупых рассуждений о вреде павлиньих перьев в ЖЖ как "атрибута Дьявола"( да, да, такую чушь некоторые несут в журналах, выдавая это за христианские взгляды:))) не может заменить всем нам самого главного, зачем мы сюда пришли - ВЕРУ В СКАЗКУ, ВЕРУ В ЧУДО, СЧАСТЬЕ НАЙТИ СВОИХ. Вот он, истинный кризис тусовки - КРИЗИС ИДЕИ!

А далее - ответы на вопросы:
1. Сформулировала выше друидским же постулатом - "Истина против мира". Нам был чужд "цивильный мир" за его меркантильность, за его бездушие и безверие - мы были "книжные дети, не знавшие битв", мы пришли сюда за СКАЗКОЙ.

2. Да. Становится всё меньше тех, кто ЖИВЁТ и всё больше тех, кто ИГРАЕТ. КАк говаривал мой бывший герольд - "Не можете жить этим, хотя бы играйте!" Как говорю я - "Тем, кто не может этим жить, никакая игра не поможет!")))

3.Естественно, нет. Поэтому я намеренно ограничила свой круг общения ТОЛЬКО ТЕМИ, кем она, эта идея разделяется. На всех остальных мне катастрофически жаль своего времени, они не вызывают у меня ответных эмоций общности, ради которой я сюда пришла.

Мелиан, очень верно ты заметила, что все меньше тех, кто живет и все больше тех, кто играет. И мне кажется, именно это является одной из причин того, что ролевые игры, само движение, простите за грубость, изрядно выхолостилось. Есть ширма, но нет наполнения. Меня ни коим образом не трогает количество ролевиков и клубов. Меня интересует ушевное наполнение тех, кто в это все приходит. А оно, увы, мельчает и мельчает год от года. Если в период начала моей ролевой жизни, если так можно выразиться, я пришел и увидел огромное множество интересных людей, творческих, начитанных, то сейчас мне как-то, знаете ли стремно порой называть себя ролевиком. Потому что да, опять же вы все правы - наше поколение, хотя я уже намного моложе поколением - я разлива начала двухтысячных, такк вот. тогда - главный и первый вопрос, который я слышал - "а Вы это читали?", сейчас же я слышу что угодно, кроме этого вопроса.
Мне не интересно с господами-"дедами" и их снобизмом, и такой же душевной пустотой и озлобленностью, какая наблюдается у деток 15 лет, только у этих корифеев возможностей делать гадости побольше. Мне не интересно вместо обсужения подготовки к игре обсуждать, кто с кем переспал... да, именно по всем этим причинам я говорю о вырождении РИ. И еще - потому что в свое время, все - и мастера и игроки вклаывались в игры.Сейчас я вижу поставщиков услуг и потребителей. Все.