?

Log in

No account? Create an account

Почему огонь Великой Субботы не благодатный?


 "Господь Бог - не пиротехник, чтобы устраивать праздничный фейерверк к очередному поп-шоу."
Александр Мусин, доктор исторических наук, кандидат богословия, Сорбонна, Париж
 
Почему он не чудесный, а самый обыкновенный,  хотя и освященный.
 Историческая справка. Если бы огонь был Божественным  чудом, то огонь сходил бы каждый год одинаково. Но этого нет.Огонь постоянно эволюционирует сообразно с техническими возможностями
До имп. Константина на месте нынешнего храма был языческий.И никакого огня. Потом имп.Константин по просьбе своей матери Елены в 325 году начал строить храм.
Об огне.Сначала  загорались  только свечи, затем с 1741-1742 появились свидетельства о необжигаемости , затем поменялся цвет( с красного, на голубой), когда появилась фотография -появились молнии, огненные шары на месте "чуда".
"
описывал историк 12 века Ибн-ал-Каланиси «Когда они находятся на Пасху там… то вешают лампады в алтаре и устраивают хитрость, чтобы огонь к ним дошел по маслу бальзамоваго дерева и приспособлений из него, а его свойством является возникновение огня при соединении с жасминовым маслом. Он обладает ярким светом и блестящим сиянием. Они ухитряются провести между соседними лампадами натянутую железную проволоку наподобие нити, непрерывно идущую от одной к другой, и натирают ее бальзамовым маслом  скрывая это от взоров, пока нить не пройдет ко всем лампадам» (*_*). По мнению исламских писателей, между  мусульманскими властями и священниками существует договорённость о взаимовыгодном сотрудничестве. Так ал-Джаубари (ум. 1242) пишет:  «Ал-Мелик ал-Му'аззам, сын ал-Мелика ал-'Адиля вошел в церковь Воскресения в день субботы света и сказал монаху (приставленному) к ней: "Я не уйду, пока не увижу, как сходит этот свет". Монах сказал ему: "Что приятнее царю: это богатство, которое стекается к тебе таким способом, или знакомство с этим (делом)? Если я открою тебе тайну его, тогда правительство лишится этих денег; оставь же ее скрытой и получай это большое богатство". Когда правитель услышал это, он понял скрытую суть дела и оставил его в прежнем положении»Примерно в 13 веке церемония обретения  БО претерпела важное  изменение, если раньше огонь ждали снаружи от Кувуклия и о его появлении судили по белой вспышке света выходящей от туда, то после 13 века для обретения огня стали входить внутрь Кувуклия. Все прошлые разоблачения говорящие о специальном механизме  потеряли актуальность. Однако, после такой перемены   священники были очень быстро пойманы  за руку дотошным мусульманским исследователем (Ибн-ал-Джаузи (ум. 1256)), который решил самостоятельно выяснить, как  же  появляется огонь: «Я жил в Иерусалиме десять лет и ходил в храм Воскресения на их пасху и в другие дни. Я исследовал, как зажигается лампада в воскресение  - праздник света. (...) Когда же солнце заходит и делается темно, один из священников пользуется невнимательностью, открывает нишу в углу часовни, где его никто не видит, зажигает свою свечу от одной из лампад  и восклицает: "Сошел свет и смилостивился Христос"... »"
http://imm-project.narod.ru/SP/HF/
Мнения Иерархов Церкви 
1)Архиепископ Полоцкий Мелетий  Смотрицкий. . "Своему бывшему учителю, Константинопольскому патриарху Кириллу Лукарису в 1627 году он пишет: "В[аше] пр[еосвященство], вероятно, помните, что я однажды спрашивал у вас, почему предместник ваш Мелетий, пиша против нового римского календаря и стараясь доказать превосходство старого перед новым, приводит в подтверждение своего мнения разные чудеса, не исключая и таких, которые более не повторяются, но вовсе неупомонает об этом знаменитом, ежегодном чуде иерусалимском? На этот вопрос в[аше] пр[еосвященство] отвечали мне в присутствии двух ваших домашних сановников, протосинкелла иеромонаха Леонтия и архидиакона патриарха александрийского, что если бы это чудо действительно совершалось в наше время, то все турки давно бы уверовали в Иисуса Христа. Еще резче отозвался о том патриарх иерусалимский, тот самый, который берет этот огонь, выносит и раздает народу. "
2)епископа Порфирия (Успенского). Порфирий вёл дневник, куда заносил свои впечатления от событий исторического масштаба, размышления на отвлечённые темы, описания памятников и разные мелочи. Изданы они были в 8 томах Императорской академией наук на иждивение Императорского Православного Палестинского Общества под редакцией П. А. Сырку после смерти Успенского, третий том вышел в свет в 1896 году. Вот точная цитата:
«В тот год, когда знаменитый господин Сирии и Палестины Ибрагим, паша египетский, находился в Иерусалиме, оказалось, что огонь, получаемый с Гроба Господня в великую субботу есть огонь не благодатный, а зажигаемый, как зажигается огонь всякий. Этому паше вздумалось удостовериться, действительно ли внезапно и чудесно является огонь на крышке Гроба Христова или зажигается серною спичкою. Что же он сделал? Объявил наместникам патриарха, что ему угодно сидеть в самой кувуклии во время получения огня и зорко смотреть, как он является, и присовокупил, что в случае правды будут даны им 5000 пунгов (2500000 пиастров), а в случае лжи, пусть они отдадут ему все деньги, собранные с обманываемых поклонников, и что он напечатает во всех газетах Европы о мерзком подлоге. Наместники петроаравийский Мисаил, и назаретский митрополит Даниил, и филадельфийский епископ Дионисий (нынешний вифлеемский) сошлись посоветоваться, что делать. В минуты совещаний Мисаил признался, что он в кувуклии зажигает огонь от лампады, сокрытой за движущейся мраморной иконою Воскресения Христова, что у самого Гроба Господня. После этого признания решено было смиренно просить Ибрагима, чтобы он не вмешивался в религиозные дела и послан был к нему драгоман Святогробской обители, который и поставил ему на вид, что для его светлости нет никакой пользы открывать тайны христианского богослужения и что русский император Николай будет весьма недоволен обнаружением сих тайн. Ибрагим паша, выслушав это, махнул рукою и замолчал. Но с этой поры святогробское духовенство уже не верит в чудесное явление огня. Рассказавши всё это, митрополит домолвил, что от одного Бога ожидается прекращение (нашей) благочестивой лжи. Как он ведает и может, так и успокоит народы, верующие теперь в огненное чудо великой субботы. А нам и начать нельзя сего переворота в умах, нас растерзают у самой часовни Св. Гроба. Мы, – продолжал он, – уведомили патриарха Афанасия, жившего тогда в Царьграде, о домогательстве Ибрагима паши, но в своём послании к нему написали вместо “святый свет”, – “освящённый огонь”. Удивлённый этой переменою, блаженнейший старец спросил нас: “почему вы иначе стали называть святый огонь?”. Мы открыли ему сущую правду, но прибавили, что огонь, зажигаемый на Гробе Господнем от скрытой лампады всё-таки есть огонь священный, получаемый с места священного»"

стр.299-301 тома 3-го

http://krtdiv.narod.ru/00.htm
3)Ранняя Церковная традиция не знает чудесного огняКак известно, ни соборные постановления вселенского или поместного значения, ни святоотеческая литература не знают чудесного огня. Молчит о нем и святитель иерусалимский Кирилл, оглашая просвещаемых тайнам веры.http://www.golubinski.ru/ecclesia/ogon.htm
4) Профессор Ленинградской Духовной Академии Успенский"

Мы же можем согласиться с объяснением митрополита Вифлеемского Дионисия, «что огонь, зажигаемый на Гробе Господнем от скрытой лампады, все-таки есть огонь священный, получаемый с места священного»,[68] и к этим словам наместника иерусалимского патриарха добавить от себя, что для нас этот огонь есть, был и будет священным еще и потому, что в нем сохраняется древнехристианская и вселенская традиция; традиция, связанная с верой во Христа, как света истинного, просвещающего всякого человека, приходящего и мир (Иоанн 1:9); традиция, с которой христиане завершали каждый день своей жизни, а многие, как св. Макрина, переходили и в жизнь вечную; наконец, традиция, голос которой мы слышим до сего дня в словах «видевше свет вечерний, поем Отца, Сына и Святаго Духа Бога», и о которой не перестает напоминать нам церковь, всякий раз, когда священник, стоя во святых вратах с горящим светильником, возглашает нам: «Свет Христов просвещает всех».http://www.golubinski.ru/ecclesia/ogon.htm


5)Патриарх Иерусалимский Феофил 
 "На факте сверхъестественного схождения Благодатного огня не настаивает и нынешний Иерусалимский патриарх Феофил третий, называя чинопоследование схождения Благодатного огня церемонией, чином, справедливо сравнивая его с Литургией. Также публично сверхъестественным чудом не называют Благодатный огонь клирики из Иерусалима. А то, что по-русски  мы называем "схождение Благодатного огня", по-гречески официально называется Tελετή Αφής του Αγίου Φωτός, то есть церемония (обряд) зажигания Святого огня (дословно - света)." Павел Звездин Теолог -релиогиовед.Дипломная работа.
6)Протодиакон. А.Кураев
7)"Протоиерей "РПАЦ Михаил Ардов: Сейчас один из не очень частых случаев, когда я согласен с отцом диаконом профессором Кураевым. Единственное, мне казалось, что вот так – про зажигалку, карман – может быть, было излишне. Можно было сделать это деликатнее, но это давно пора сделать. Потому что существует, например, доклад Успенского о том, как это делается.
Мало того, у меня есть личное воспоминание на сей счет. Когда-то я был очень близок с ныне давно покойным архиепископом Московской патриархии Киприаном (Зерновым), который в течение нескольких лет возглавлял духовную миссию патриархии в Святой Земле. Однажды он при мне уронил такую фразу. Она была более, я бы сказал, деликатная, чем у Кураева. Он сказал: "Они говорили, как они это делают”.
Надо сказать, что в принципе - если зажигается от лампады, стоящей у Гроба Господня, этот огонь, то для человека православного и почитающего Пасху, да еще встречающего ее в таком месте, этого было бы достаточно. Но, увы, во все времена среди христиан и нехристиан была масса людей, желающих чего-то необыкновенного, чуда.
 http://relig.info/blagodatnyi-ogon
Итак собратья, думаю достаточно?

Comments

БО

Приглашаю к нам на пасху, виза не нужна, где спать и что есть есть, вместе посмотрим. Если не обжигает (свечи для передачи самые обыкновенные, арабы на рынке продают по 10 шек.)- обсудим.

Re: БО

А...это приглашение только к Эктелиону относится? А то страсть так хочется воспользоваться:)))

Re: БО

проблем нет))). могу вписать с кормежкой.

Re: БО

Cпасибо, я это непременно учту, если доберусь до вас. У меня в Натанье живёт моя Галя со своим Лазарем, так всё зовут - никак не выберусь. А хотелось бы. И особенно хочется посмотреть на Благодатный Огонь, потрогать его в первые минуты. Мало ли что там пишут - я сама хочу понять.

Re: БО

)))

Re: БО

кстати, украшения на картинках для так или сама балуешся?

Re: БО

Сама, сама уже второй год "балуюсь". Я их делаю и продаю: это так, для души и для друзей в основном.

Re: БО

хотца купить))

Re: БО

Рад бы да, не могу средства не позволяют:)
Честно говоря, даже не интересовалась, настоящий или нет. Как сказал мой знакомый, "мы православные, а не огнепоклонники".
Это я знаю, вы знаете.
А попробуете сказать , это в храме и посмотрите на реакцию...
Именно в храмах, среди воцерковленных верующих, реакция может быть разной. В церкви Космы и Дамиана, куда я хожу, прихожане в этот огонь скорее не верят. Скорее категорическое утверждение о том, что огонь не божественного происхождения, заденет не очень церковных, но признающих православную духовность людей. "Что-то такое есть - в Иерусалиме огонь сам собой загорается, а чтобы Бог дал семейного счастья, нужно пойти в Покровскую церковь к Матронушке".
Кстати, факт: а чем тогда объяснить то, что огонь не обжигает первые 5 минут? Всеобщей истерией или массовой галлюцинацией?

Честно говоря, я скорее усомнюсь в писаниях святых отцов, нежели в ощущениях толпы народа, которые видят, как огонь выносят из кувуклии, и буквально купаются огнём в те минуты, пока огонь не обжигает.

Обжигает

Во -первых, Леди, обжигает...

Необжигающий огонь.

Паломники в своих свидетельствах пишут, что огонь не обжигает в течение времени, которое длится от 5 минут до нескольких месяцев. Можно найти свидетельства, в которых паломники рассказывают, как привезённый в Москву (их храм) Благодатный огонь всё ещё не обжигал, или как они умывались Благодатным огнём, посетив Иерусалим зимой. В основном пишут о необжигании Благодатного огня в течении первых 5 – 10 минут. Огромное количество просмотренных видеороликов с умыванием паломников огнём показывает, что они просто водят руками через огонь, зачерпывают огонь руками или водят огнём перед лицом и бородой. То же самое нетрудно повторить, используя горящий пучок свеч с обычным огнём как я это делаю (Видео 1,2, 3 (с хитростью) и ещё). Кстати, фитили свечки благодатным огнём зажигаются достаточно легко, что было бы странно, будь огонь тёплым. О обжигающих свойствах огня говорит и кореспондент RTVi. (источник). Ещё одного незадачливого паломника обжог Благодатный огонь. (на 21 секунде). Фокусы с огнём (шары огня в руках).

Ещё раз хочется остановиться на умывание бород. Часто, паломники махают пучком огня перед бородой (зазор 10-15 см). И конечно не опаляются. При этом, когда камера на одной линии с лицом и пучком огня, то трудно определить расстояние между огнём и бородой. В редких случаях паломники всё же проводят огнём через бороду. Так как борода приполяется при этом, то процедура эта очень неприятная и для её воспроизведение необходимо быть в состояние религиозного экстаза, чтобы не чувствовать дискомфорта. Соответственно, мне такое трудно повторить. Однако, если проводить пучком огня (махать огнём) борода не загорается, а только приполяется. Последствия проведения огня под бородой можно зарегистрировать лишь при внимательном рассмотрение бороды с близкого расстояния, а не при просмотре видео. Другая картина наблюдается, если задержать огонь под бородой, тогда она быстро загорится и последствия будут видны уже на видео. Видео умывание бород, не касаясь и касаясь (Последняя съёмка к сожалению испорчена, видео явно замедляли, с 0.43 секунды человек ксается огнём бороды, с 1.10 с (когда съёмка уже нормальной скорости) перестаёт касаться). Ещё видео умывания бород (1, 2 ).

Доказательством наличия тёплого огня будет либо 5 секундное держание руки над пламенем либо 3 секундное держание огня под бородой. Именно держание, а не движение пучком огня под бородой.
Из всего, что я видел, а это около сотни умываний Благодатным огнём, я могу повторить все умывания огнём, кроме одного. Лишь в одном ролике паломник задержал руку над Благодатным огнём целых 2,2 секунды, что трудно повторить без ожога. Мой рекорд 1,6 секунды. (Замечу автор Атеист. Э.)

Я общался со многими паломниками, побывавшими на церемонии и далеко не все они свидетельствуют о нежгущем пламени:

Иеромонах Флавиан (Матвеев):
«К сожалению, поджигает. В 2004 году мой знакомый буквально через пять минут после получения блаюдатного огня (мы даже из храма не вышли) пытался «умыться огнём». Борода вроде бы небольшая, заметно стала разгораться. Пришлось закричать ему, чтоб тушил. В руках у меня была видеокамера, так что этот печальный случай остался зафиксированным документально. (…) Сам взял пример с других, подержал руку над огнём. Огонь, как огонь. Жжёт!» (пост был удалён с форума).

Соловьёв Игорь, православный христианин (новоначальный):
«Не знаю, сколько времени прошло, как сошёл Благодатный огонь, но когда огонь дошёл до меня, и я попробовал, жёг он или нет, то опалил себе волосы на руке и почувствовал жжение. (…) По-моему, жжение было обычное. Из нашей группы некоторые люди были довольно близко ко Гробу Господню, но никто из них не говорил, что огонь не опаляет» (*).

Александр Гагин, православный христианин:
«Когда огонь сошел и его передали нам (через несколько минут) он жёг как обычный, ничего особенного я не заметил, мужчин опускающих надолго бороду в огонь не видел"
http://imm-project.narod.ru/SP/HF/index.html#7

Химия

О том,как делают...Рискну предположить
У меня в детстве книжка была
"Набор юного химика", где всякие интересные хим реакции описывались, которое в домашних условиях сделать можно..
Так там и про холодное пламя упоминалось. Этиловый эфир борной кислоты, как раз и дает холодное необжигающее пламя,чуть зеленоватого цвета, хорошо видимое на фотографиях.
Достаточно смочить руки раствором кислоты в спирте и готово.

Re: Химия

свечи продают арабы на рынке. эфира в них нет. огонь опаляет обычного человека, в обыденном состояниии. некоторых не опаляет, что понятно, учитывая возможность изменения физиологических реакций в измененных состояниях мысли (см. хождение по огню - это неоспоримый факт.