?

Log in

No account? Create an account

Эльфы и Христианство ч.1: Смерть демонам!

Почему сейчас?
Вчера как раз доставили почтой замечательную книгу С. Шабалова "В стране эльфов и фей" Персонажи кельтского фольклора( особенно радует список использованных источников - половина иностранные и весьма редкие,в том числе прошлых веков ) Здесь и далее цитаты оттуда.
Поскольку тема большая .Будет много ,так что по частям

В общем ожидаемо.
1)Традиционная точка зрения - эльфы  -падшие ангелы. В незапамятные времена дьявол восстал против бога и был низвергнут вместе с пали и поддерживающие его ангелы.
"Ученые Средневековья предпологали также,что прародительницей фей и эльфов была Лилит" (Ваш друг атеист- кун в экстазе)
Они легко меняют свои облик "Часто,  себе сотворив из воздуха тело. Демон является к нам и с нами ведет разговоры" Гальфрид из Монрута.
Католический писатель 11в. Бурхарт Вормский " Некоторые,оказавших в путах дьявола, утверждают, что скачут по ночам на зверях вместе с полчищем демонов, тех самых.которых в народе называют стригами и хальбидами. Другие считают,что есть на свете дикие женщины,которых назвают "лесными"
Что впрочем не удиветельно ведь эльфы были богами зычников. "Королевой колдоства и ночи. Морганой и Дианой, Бригитттой, Мелузиной,Керидвиной,Гекатой и Артемидой, Королевой неба и иного  мира меня люди называют"
А как мы "знаем" Боги язык суть бесове"
И не случайно Эльфов в Их последнем убежище на Прекрасном Западном острове (О-о к нему я еще вернусь:)
Было так, пока не явился к ним Святой Патрик,который великим был человеком.Он изгнал Мананнана вместе с дурным его племенем"( Правителя того Острова. Кстати Прелестное имя не так ли особенно в варианте просто Ман:)
Да и ,"Святая Матерь-Церковь" всегда ограждала своих верных чад от тлетворного влияния бесовского.Верные слуги Божьи ,братья-инквизиторы стояли на страже Мира Людей.Из обвинительного заключения Алисон Пирсон Сожгли в 1586. " Алисон Пирсон признана виновной  в колдостве и общении со злымя духами На протяжении  многих лет она наведывалась и обращалась к королеве Эльфама и имела друзей при этом дворе"
Дело Бесси Данлоп  из города Линна . Сожжена в 1576.В обвинительном заключении говорится ,что она призывала демонов и прибывала в близости с ними,когда считала это нужным, ее посетила королева Эльфрама"
И на сладкое:)
В обвинительном заключении
Жанны д Арк. Сожжена в 1431 сказано "Вместе с другими девочками она украшала дерево( майское Э.)венками. танцевала под ним пела песни. У источника рядом с Деревом ей являлись святая Катерина и святая Маргарита,которые с ней беседовали. На вопрос верит ли она,что феи - это злые духи отвечать отказалась"
(В сторону,так что всем христианам -  сторонникам эльфийских лордов следует крепко  задуматься)

 Радомир был прав ,когда её защищащал в приснопамятных спорах:)Со своей точки зрения,конечно. К счастью , эта точка зрения была не единственной:)

Comments

Я бы сказала иначе - Радомир был НЕ ОРИГИНАЛЕН, вытащив на-гора такую старую точку зрения. А вот что "прав" - не знаю, не знаю:)))
Прав со своей точки зрения то есть с христианской, в смысле отстаивал самую "правильную" версию,которая напрямую следует из доктрины христианства.
Штука в том,что, как обычно, объективной реальности она противоречит.
Ну, я бы поправила: с католической! Тут у тебя и примеры - то католический писатель Бурхарт Вормский, то обвинители Жанны дАрк, то - "Верные слуги Божьи ,братья-инквизиторы"... Католики только сжигали еретиков, друг мой: не веришь мне - спроси Радомира, он как раз теперь католик.

Потом путать кельтское божество Лера Маннаннана и владыку Манвэ - это всё мешать в одну кучу: уверяю тебя, это разные личности!
Неа,у нас хуже:) Просто Католики с протестантами жили в странах с сохранившиейся интелектуальной языческой традицией, потому вынужденны были рефлексировать и как -то реагировать на такие темы, пусть и в отрицательном ключе.
У нас же языческая традиция почти подчистую сгинула.Потому кстати и славянского фэнтези годного почти нет(см Сапковского у него замечательно объяснено"Нет золота в серых горах") оставшись только в народном пласту.который с образованным вообще никак практически не пересекался( т.е. сказки, былички). Поэтому у нас вообще молчок на такие темы у иерархов.
Однако о позиции в этом мы можем судить по их отношению к народному язычеству. Резко осуждалось.Даже сейчас они толкиновского Эру в деспоты зачисляют и вообще недостаточно православен Проф:)
Я не путаю, а просто обращаю внимание. У меня есть версия,что представления о Маннаанне есть искаженное учение о вале Манвэ. Смотри оба жили на Острове на Западе, оба правили им, оба окружили его густым волшебным туманом,скрывавшим его от доступа смертных.

Я иначе скажу.

Интеллигентную языческую греко-римскую поэзию сохранили именно монастырские переписчики. Конечно, о языческих богах хорошо не говорили, но мифологию сохранили достаточно порядочно (ну, вернее, для ряда историй - римскую компиляцию мифологии).

Re: Я иначе скажу.

Нет, практически тоже самое:).Я ведь выше говорю,что в Западной Европе интелектуальная языческая традиция сохранилась, а на Руси нет ( и да во многом в силу рецепции античности средневековыми авторами).Еще Чаадаев в философских письмах указывал,что из-за принятия православия Россия оказалась от этой традиции оторванной.

И ещё раз поправлю.

Фактически языческая народная традиция-то вполне сохранилась.
И до 1930х дожили марийские-уральские-сибирские шаманы. А вот атеистическая власть их немного того, расстреляла.

Российские православные не сохраняли письменную традицию не только потому, что не придерживались сами язычества (очевидно, что и монастырские переписчики не разделяли мифов, изложенных Овидием), а потому что письменной традиции у славян-то и не было (а у греков и тем более у римлян — была).
Кто там были по вероисповеданию создатели русской письменности, вспомните.

Re: И ещё раз поправлю.

Народная, да.
Кстати, это один из самых дискуссионных вопросов славистики последних лет. Про письменную традицию точнее было бы сказать,скорее всего так.Однако свидетельства Храбра, Ибн Фадлана, а также находки Городцова и Никитинского позволяют рассматривать иную версию в качестве допустимой гипотезы.Во всяком случае те же Н.К.Фролов, С.М. Белякова и Л.А.Новикова очень осторожно замечают: «… судя по наличию во всех славянских языках созвучной терминологии письма и счета, можно предполагать существование славянской письменности в эпоху создания племенных союзов славян.
Письменность там упоминается в следовом количестве, кажется, я встречал в литературе несколько примеров "скандинавского" алфавита (футарк же), к нему же сводят и пример Ибн Фадлана.

Стоит заметить, что устная традиция для древних народов дело совершенно нормальное - греческие мифы, включая поэмы Гомера, существовали веками до записи (и мифы - в очень разных вариантах), есть "Устная Тора" у иудеев (есть находки, показывающие, что молитвы в ней довольно хорошо сохраняются тысячелетиями).
Вот и Сократ ругал письменность. Правда, это веков за 15 до "крещения Руси"…

Написал вторую часть

И по существу.

Эльфы в народной традиции совершенно не обязательно как-либо вообще связаны с толкиновскими и довольно отдалённо связаны с сидами непосредственно.
В ряде случаев, например, в сказках о похитителях детей или Румпельштильцхене "тролли" одной версии заменялись "эльфами" другой, а потом "чертями" третьей (одну и ту же шутку про "я сам" рассказывали об эльфах и о циклопе в Одиссее). То есть связь этих понятий вполне себе сложилась в народе.
Поскольку эльфов-сидов никакими магическими обрядами не вызывают и собственно духами они не являются, то магически вызываемые духи, называемые "эльфами" вполне могут быть демонами, а сидами быть не могут.

И по двум чисто историческим примерам.
Жанна д'Арк — святая католической Церкви, так что, за что бы её ни обвиняли, никаких еретических преступлений за ней признаётся христианством. Напротив, её судьи нарушили законы Церкви и многие позже вполне приблизились к реальным ересям.
А второй пример есть на Руси — говорят, в служебнике Петра Могилы упоминаются краем уха "чуды" — и сказано, что если ребёнок считается прижитым от чудов, всё равно он человеческий и крестить его обязательно.
Точно сказать нельзя, кого такими считали — скорее всего, уродов или просто детей с неизвестными отцами. Но, в общем, ничего демонического за ними клирики не видели.
http://www.liturgy.ru/books_sl/pmI?page=31 — вот, нашёл, кстати, "О крещении дивов и чуд", рекомендую.
Кто-то ругает Могилу, но как минимум для УПЦ его канонизировали, и в целом его уважают.

Re: И по существу.

Я согласен различаются.И как они соотностся тоже вопрос. О склонности в народной традиции всех волшебных существ записывать в одну категорию,я знаю, да Шабалин тоже не забывает отметить. Я лично считаю эльфов существами из плоти и крови, а не духами.
Что касается сидов, то о практика магического призывания/приманивания их (преимущественно песнями) известна и в Исландии и в Ирландии.
Но так как это отрывок будущей статьи, задача,поставленная передо мной была - ОПИСАТЬ воззрения ,содержащиеся в легендах по теме эльфы и христианство.
Кстати,как думаете ПОЧЕМУ эльфов принимали за ангелов?
Про служебник Петра знаю.
Вы тут допускаете некоторую ошибку, подобную углублению в ихтиологию при игре в домино из-за слова "рыба". Или даже при рассуждении о символике рыбы в истории религии.
Если человек призывает тёмных духов и называет их эльфами - сами же понимаете что это не эльфы.

Или можно рассуждать об усыпляющем применении органических эфиров, когда цель заявлена рассмотрение эфира телевизионного.

Дело тут ещё и в том, что сама позиция как о падении ангелов "по книге Еноха", а тем более об их воплощении, апокрифическая и самим христианством рассматриваемая в двадцатую очередь. Сюда же и указание Могилы — не важно, какие мифы там голову людей засорили, важно, что это в любом случае живые люди, в духовном смысле ничем не отличающиеся от обычных.
Это именно в христианстве, а не у сомнительных схизматических товарищах, сжигающих святых, ссылка на которых товарищей сама по себе способная доказывать безосновательность и беспредметность подобного обвинения.

"В стране фей и эльфов"

друзья! моя фамилия - не Шабалин, а Шабалов. если вы толкиенисты, то сообщаю вам, что я писал о НАСТОЯЩИХ ДРЕВНИХ феях,а мир Толкиена - выдуманный. впрочем, спасибо за внимание к моей книге.

Re: "В стране фей и эльфов"

Спасибо я исправил.
И в Альфирин написал,чтобы в статье тоже исправили.
http://alfirin.ru/journal-11/Ektelion01.html
Я понимаю,что вы писали о настоящих феях. Что же до Толкина я не соглашусь. Даже в сказках есть зерно истины, в его же произведениях я полагаю все -таки Истины больше чем зерно.

Re: "В стране фей и эльфов"

Вы правы. Толкин - великий ученый, филолог. Его сказки - не просто прекрасные и мудрые сказки, но и в каком-то смысле ВЕНЕЦ всех знаний, накопленных человечеством о древних расах. Одно только "но": эти знания у Толкина СКРЫТЫ под сказочным покровом. Думаю, что по-настоящему его произведения можно понять, только если пройдешь его, Толкина, дорогой: начиная от Эдды и ирландских саг, через средневековые легенды, к трудам ученых кельтологов и германистов...К сожалению, многие фанаты Толкина не желают идти этим трудным путем. Привет Вам!

Re: "В стране фей и эльфов"

P.S. прочитал статью на Альфирине. Две просьбы: исправить мою фамилию и делать ссылки на книгу, из которой берутся цитаты. Кроме того, приглашаю Вас и Ваших друзей заходить на форум, где я теперь пишу - druidism. ru. Если, конечно, Вам интересны кельтская мифология и литература.

Re: "В стране фей и эльфов"

Интересны. Посмотрю.
А ссылки это уже от редактора. Когда я отправлял статью в формате WORD, то делал как обычно сноски внизу страницы, но Html видимо так нельзя отобразить.
Впрочем я уже попросил в письме тогда просто указать в конце статьи источники.
На будущее вероятно стоит брать пример с Андрея Чернова
http://alfirin.ru/journal-11/Chernov01.html
и делать сноски как в научных статьях в круглых скобках после текста.

Re: "В стране фей и эльфов"

OK.