?

Log in

No account? Create an account

Эвкастрофа

"…"эвкатастрофа"…
означает неожиданный поворот к лучшему, когда сердце внезапно пронзает радость,
а на глазах выступают слезы (и я готов доказывать, что чувство эвкатастрофы —
самое высокое из всех, какие только способна вызвать волшебная сказка). Я
пришел к выводу, что что чувство это обязано своей исключительной силой
внезапному проблеску Истины, который в нем заключен. Все твое существо,
связанное миром материальных причин-следствий и поверх всего — цепью Смерти,
чувствует внезапное облегчение — будто порвалось одно из звеньев этой цепи, и
ты освободился, и ощущаешь… что в Большом Мире, для которого мы на самом деле и
созданы, все устроено именно так…". (Д.Р.Р.Толкин, из письма к сыну
Кристоферу, 1944)
Что думаете по этому поводу? Я лично не люблю эвкатастроф.
1. Потому что они cмотрятся  картонно, так выпадают из логики сюжета, лишая его смысла и обесценивая, часто  в стиле Deus ex machima
Например,
Эвкатастрофа на горе Ородруин и орлы неизбежно приводят к известном у толкинисткому анектоду с вопросом Фродо на Орле "А представь Гэндальф, если бы пришлось пешком идти?"
Сравните начальную цитату и эту  И он (Писатель. Э.) поступает так, как поступить проще всего – вводит в сюжет новую сущность. При этом, эта новая «сущность» настолько могуча, что с её помощью герои давно бы уже справились со своей задачей. Однако появляется она только сейчас, и только для того чтобы, разрешив сюжетный узел, снова исчезнуть со страниц повествования"http://dreamworlds.ru/poleznoe/20288-bog-iz-mashiny.html

 Историю Берена и Лютиэн и эту  "Тёмный Властелин настолько могущественен, что сотрет главного героя в порошок движением брови. Вот тут-то автору по ходу сюжета приходится «выкручиваться», доказывая читателю что «на самом деле всё не так»..http://dreamworlds.ru/poleznoe/20288-bog-iz-mashiny.html
Собственно как и  писал Фрези Грант  "Рассказ, заканчивающийся чудесным разрешением конфликта, словно сотканным из воздуха и лишающим смысла все сюжетные перипетии. Г. Дж. Уэллс предостерегал против любви НФ к подобным концовкам и даже высказался по этому поводу: "Когда всё возможно, ничто не интересно.""Словарик юного графомана, или Turkey City Lexicon http://zhurnal.lib.ru/f/frezi_g/turkeycityrussian.shtml
2.Я считаю,что они часто лредставлют собой ломку персонажа в  лучшем случае  в угоду авторской воли и цели., в худшем в угоду поклонникам
Так  Эвкатастрофа с чудесным спасением Рейстлина лишает его своего лучшего момента,когда он   поднимается до себя самого (см Самость у Юнга),когда он жертвуя собой и осознавая  ошибку своих устремлений  подлинно велик

Comments