?

Log in

No account? Create an account

Эльфы и атеизм

http://noldo-ecthelion.livejournal.com/52568.html#comments
Здесь мне в свое время был задан вопрос:Как сочетается атеизм и эльфы.
Обычно это вызывает вполне законное недоумение.
1) Во -первых потому что эльфы считаются выдумкой, сверхъестественными существами.

Просто для меня эльфы не выдумка и  существа не сверхъестественные, а род особый людей/  существа сверхчеловеческие, так что проблемы не возникает.

"Atheism is, in a broad sense, the rejection of belief in the existence of deities.In a narrower sense, atheism is specifically the position that there are no deities. Most inclusively, atheism is simply the absence of belief that any deities exist
"http://en.wikipedia.org/wiki/Atheism
Так и у нас "в широком смысле — отрицание веры в существование богов; в более узком — убеждение в том, что богов не существует" http://ru.wikipedia.org/wiki/%C0%F2%E5%E8%E7%EC#cite_note-tazh-16
С атеизмом может быть также связанно отрицание сверхъестественного вообщще.Сверхъестественное — мировоззренческая категория, которая определяет то, что находится над физическим миром измерений и действует вне влияния законов природы, выпадает из цепи причинных связей и зависимостей, нечто первичное по отношению к реальности и воздействующее на неё, что не может быть проявлено в материальном мире.
"атеизм – это отсутствие веры в существование каких-либо сверхъестественных сил, господствующих над человеком.
http://www.atheism.ru/library/Solovyov_3.phtml
"Атеизм -воззрение, согласно которому естественный мир единственен и самодостаточен, религия же является творением самого человека. С этим связано непризнание бытия мира сверхъестественного (богов или бога)." Тажуризина З.А. http://www.atheism.ru/library/Tazhurizina_2.phtml
.Сверхъестественное многие атеисты вполне признают/допускают и человека вершиной иераархической лестницы не считают.
Классическим можно считать высказывание Р. Докинза "Бог как Иллюзия" гл.2 "
Моё определение гипотезы бога включает термины «сверхчеловеческий» и «сверхъестественный». Чтобы понять различие между ними, представьте, что радиотелескоп SETI вдруг обнаружил космический сигнал, бесспорно доказывающий, что мы не одни. Чем же тогда эти сверхразумные инопланетяне будут отличаться от богов? Почему их достижения можно назвать сверхчеловеческими, но не сверхъестественными? По очень важной причине, которая и является основной темой этой книги. Главное различие между богами и богоподобными пришельцами заключается не в их возможностях, а в их происхождении." Достаточно сложные, чтобы обладать разумом, объекты являются продуктом эволюционного процесса. Какими бы богоравными они ни показались нам при встрече, они не были такими с самого начала.
2)  Во вторыхТолкинизм по мнению ряда религиоведов несет в себе черты неорелигиозного движения и поэтому выглядит странным присутствие в  нем атеистов.

 сами толкинисты склонны оценивать свое мировоззрение в категориях сознания мифологического, не называя себя религией."
Так, сорок процентов опрошенных толкинистов называют себя принадлежащими к различным религиозным деноменациям, среди которых большинство (52,3 %) идентифицируют себя с православием. Также представлены католицизм (14,3 %),протестантизм (4,8 %), и язычество (4,8 %). Семь процентов толкинистов называют себя христианами, не делая конфессиональных различий. Около тридцати процентов верующие, но не религиозные (тяготеющие к христианству (43%), буддизму (21%),язычеству (29%), люциферизму (7 %)). Некоторые толкинисты (7 %) соотносят себя срелигиями народов Средиземья (например, ортодоксальное утундрианство). (произвольная выборка составила 55 человек).
Однако, несмотря на значительное количество назвавшихся принадлежащими к определенной религиозной традиции, в толкинизме широко используются оккультные психотехники и экстрасенсорика. "Наиболее часто используются такие магические практики как биоэнергетика, ритуальная магия и спиритуали-стическиие практики (тарелочка, маятник, бумажный круг с буквами ит.д.). Существуют и такие неоформившиеся в магические практики явления, как вера
в магические свойства камней, металлов, растений и т.д. и разнообразныеманипуляции с такими знаковыми системами, как карты Таро или руны" [7](религиозный синкретизм является одной из характерных черт неорелигиозности:
увлечение магией и биоэнергетикой свойственно неоязычникам, рериховцам, теософам
и др.).
Субъективная принадлежность к движению определяется наличием у представителя течения Alter Ego: самоидентификации с какой-либо персоналией мира Толкина или раскрытие в себе некоего героя из мира фэнтэзи. Вхождение в субкультуру происходит путем Принятия Имени, форма и звучание которого определяется
принадлежностью к тому или иному народу Средиземья. Существует ритуал Наделения Именем, которое выбирается будущим членом движения или авторитетной группой,(подобная практика
присутствует у хиппи: принятие "системного имени"). Другой составляющей практики Принятия Имени является его Защита, происходящая путем "катехизации" толкиниста (Защита Имени является составной частью неоязыческого ритуала
принятия в общину). Полученное Имя часто сопровождает человека и вне толкинистской среды, но может изменяться от игры к игре.К чертам неорелигиозности относится также отсутствие четкой идеологии, в данном случае определенное психологией субкультуры, и наличие Лидера.Правомерность подобного восприятия подтверждается фактами визионерства (т.н."глюколовство")."К трем заявленным признакам религии и визионерству необходимо добавить также
религиозный синкретизм и отсутствие четко разработанной доктрины, что являетсяпризнаком неорелигиозных движений. Мотив погруженности, наряду с направленностью в квазиреальное прошлое, ориентацию на возвращение к истокам, роднит толкинизм с другими НРД, в частности с неоязычеством, и является одним из свойствсовременной религиозности (в неоязычестве возвращение к истокам черезреконструкцию прошлого может быть рассмотрено как часть соте-риологической практики). (Анна Сальникова. Петр Чистяков, Ксения Ярцева. Толкинизм в России : становление неорелигиозного движения") http://lemen-1.narod.ru/Articles/02.html
Михаил Андреевич Северцев "Толкинизм как элемент неорелигиозности"  выделял также следующии три признака 
"  Итак, черты, на которые я хочу обратить ваше внимание, – это тема священного текста. Хотя эта тема была сформулирована как некая проблема, были приведены серьёзные аргументы для того, чтобы считать возможным обсуждение этой темы и приведенные в характерной интонационной манере вопросы (что является каноническим текстом, что не каноническим; где начинаются и завершаются разнообразные прочтения этого текста, т.е споры, которые можно видеть уже в давно состоявшихся и организованных религиозных институциях).
Второй признак (менее заметный, но очень важный, ибо сегодня он прозвучал в докладе коллеги) – это возможность построения священной истории. Итак, священный текст; плюс священная история, которая привязана к книге, и, скажем так, к транс – историческим реалиям, в частности, к Атлантиде. Многие религиозные системы и организации, включая существующие, включают в свою священную историю апелляцию к своей истории, как начинающейся в Атлантиде. (Я опускаю такую важную тему, как виды дискурса, с помощью которого эта тема эксплицируется, хотя это тоже было бы аргументом в пользу структурной возможности превращения, возникновения толкинисткой церкви).
Наконец, третий признак, который тоже был достаточно отчетливо назван, это наличие толкинистов, которые не читали Толкина. Это невероятно важный структурный элемент для возникновения церкви.
При этом он ссылается на наличии двух  исторических примеров подобного превращения литературного движения в религию "признанную церковь. Один случай я приведу как то, что уже давно состоялось, испытывает разные расколы и ведет богатую внутрицерковную жизнь, другой пример относится буквально к последним десятилетиям. Первый пример – это сведенборгианская церковь, которая возникла вокруг личности и трудов Э. Сведенборга. Он почитался и как великий ученый, и не рекомендовал возможным своим почитателям превращать себя в церковь. Но, тем не менее, его труды, размышления, штудии, размышления о библиистике, которые он рассматривал как комментаторские и маргинальные, для “христианских окраин” стали основой церкви, которая уже существует полтора столетия, испытывает постоянные расколы и ведет внутрицерковную богатую темпераментную жизнь. Причем, там есть крыло мистическое, которое рассматривает Сведенборга (причем там тоже есть термин "Профессор") как пророка, который равен по статусу Христу и Моисею. Я сам видел триптих, на котором в центре изображен Сведенборг, с одной стороны – Христос, с другой – Моисей (причем все это сделано в некой подвальной крипте, куда разрешается входить только достойным гражданам). Существует также версия чисто пресвитерианская, где Сведенборг рассматривается просто как один из учителей, который совершил обновление христианства.
Это один вариант, который я конспективно предложил вашему вниманию. Другой, в чем-то скандальный, но известный, как состоявшееся неорелигиозное движение, – это всем известная сайентология, которая начиналась как литературное предприятие, которое превратилось в зарегистрированную и успешно судящуюся в разных концах мира организацию. (В Америке они уже несколько лет как отсудили право называться религиозной организацией; недавно отсудили это право в Швеции)."http://esgaroth.narod.ru/articles/sivercev.htm

Действительно выводы сделанные авторами впечатляют и базируются на хороших экспериментальных данных.Однако я не толкинист, не считаю книги Толкина священными, не рассматриваю пусть даже и реально существовавшую хронику как священный текст реальной истории, а в лучшем случае текст мифологический, со всеми от сюда вытекающими, эльфы для меня особый род людей, поэтому я не расмматриваю принятие имени,как род мифологической  инициации по Леви -Строссу или Фрейзеру.

3.  В -третьих, убеждение: Эльфы - природные монотеисты, наличие  у них эстель.

"Тут приходится говорить даже не о вере в Бога - эльфы не верят, они знают. У них был и опыт общения с Валар, и собственные ощущения и память - особенно у тех, кто проснулся у вод Куивиэнэн или проходил через смерть. Для эльфа (в некоторых сложных и спорных случаях) возможно сомнение в доброте или силе Единого, но не в Его существованииЭльфов-атеистов не бывает. " Моральный Кодекс строителя Арда Энвиньянта http://myrngwaur.livejournal.com/196836.html
 У эльфов всегда   есть  эстель. " ": "Есть две надежды, - ответил Финрод. - То, что зовут "надеждой" люди, мы называем "амдир", "взгляд вперед" (букв. "взгляд вверх"). Но есть еще другая надежда, ее основания - глубже. "Эстель", "вера", зовем мы ее. Никакие события в Мире не могут поколебать ее, ибо она зиждется не на опыте, но на нашем естестве и изначальном бытии. Ибо если мы воистинуЭрухини, Дети Единого, Он не позволит лишить Себя Своего достояния - не позволит ни Врагу, ни даже нам самим. Вот первооснова эстель, и мы не теряем ее даже в предвидении Конца: что все Его замыслы неизменно ведут к радости Его детей." у всех эльдар всегда есть эстель: им свойственно надеяться на лучшее."Атрабэт Финрод ах Андрет" Кольцо Моргота HOME т.10
Распространенная ошибка.
Дело в том,что факты аксиоматически верные относительно Эльдар Толкина в его литературной Арде совершенно не обязательно верны применительно к  нашей реальнойАрде  , нами наблюдаемой.Поскольку для объективной реальности, для эмпирического знания Аксиома - это положение,которое подтверждено практикой.Следовательно они должны оцениваться исходя из имеющихся  научных данных нашей Арды.
Чего многие не делают, и такой переход к разным предметам обсуждения не отслеживают.
 Данных неопровержимо свидетельствуют,что вероятность существования Эру как и любого другого Бога стремиться к бесконечно малой, проще говоря его  объективно нет.

Comments