?

Log in

No account? Create an account

Вофэйрившиеся айнур или кто-такие Бомбадил и Унголианта

Друзья, благодаря "наводке" Морваэна. Наткнулся на интересный сайт Могултая. Хотя я и не вовсем согласен с автором( его мировоззрение мне не близко), но у него есть много интереснейших аналитических материалов, особенно по Толкину. Некоторые из я хочу предложить вам.
1)Из айнур в фэйри: фэйри Арды - от Бомбадила до древнейших орков.

http://www.wirade.ru/arda/arda_ainur_2_fairy.html
Крайне рекоминдую цитать полностью. Для создания представления , о чем текст, позволю себя несколько цитат"
Термин «фэйри» (собират., досл. «волшебный / дивный народ»), «фэй-» имеет в текстах Толкиена два основных значения: широкое и узкое. «Фэйри» в широком смысле слова - это до-ардианские «предначальные духи» (по позднейшей классификации все они должны относиться к категории «майар», но практически никогда так не называются), в какой-то момент поселившиеся на поверхности Арды и воплотившиеся при этом в постоянные тела, а также плотское потомство этих уже воплотившихся духов. Именно это воплощение превращает их в «фэй» из собственно «духов» (хотя в неточно-расширенном смысле слова о всех «фэйри» могли по-прежнему говорить как о «духах»).Интересно, что духи, поселившиеся над Ардой, в воздухе, так и остались «духами», и «фэйри» не стали.

«Фэйри» в широком смысле слова делятся на множество категорий, различаемых, в общем, по могуществу и степени антропоморфности.Известны «темные», то есть обратившиеся к Морготу или созданной им Тьме фэйри типа 1 ("кот" - а на самом деле не кот, а злой фэй в образе кота - Тевильдо; злая фэй в облике летучей мыши - Турингветиль; сюда же надо относить Унголиант и ее потомство) и особенно - «темные» фэйри типа 4. К числу этих, полностью антропоморфных «темных» фэйри относятся две ранние, отличаемые друг от друга группы: древнейшие «гоблины» и отличаемые от них в текстах древнейшие «орки». В числе древнейших «гоблинов» выделялись особые эльфоподобные гоблины, своего рода темные «двойники» эльфов, известные под названиями «ложных фэйри», «ложных эльдар» (эльфийск. «каукарэльдар») и «злых фэй». Как видим, во всех этих цитатах речь идет об одних и тех же существах - «эльфовидных злых существах», причем в (4) речь идет об особой, более поздней породе этих существ, впервые выведенной Мелкором в последние века Первой эпохи, в то время как в (2) речь шла о подобных существах, действовавших еще во времена Войны Палисора. Текст (4а) сообщает нам, наконец, об истинной природе этих существ: это были «духи (ghosts) и гоблины (= «мелкая нечисть)». Это различение можно толковать только одним способом: в первом случае речь идет о призраках-мороках, принимающих эльфийский вид, не имея тела и только создавая иллюзию его наличия, а во втором - о (жестко) воплощенных существах, чьи неразрывно связанные с их духом тела в самом деле имеют эльфоподобную или чисто эльфийскую внешность "
2)Классификация айнур и происхождение Унголиант

http://www.wirade.ru/arda/arda_ainur_classification.html
В целом мoжно написать следующие тождества (med. ниже обозначает «среднее значение» термина, а max. - самое широкое):

Ainur-Val. = Ainur I (Valar) + Ainur II + Ainur III.

Ainur II = maiar med. = valarindi med. = children of Valar med. = maiar-min. + valarindi min. / children of Valar min.

Ainur II + III = valarindi max = maiar max = Vanimor.

По источникам прослеживаются следующие наборы терминов, описывающие всю совокупность «валарийских» по происхождению айнур:

- в «Лостах»: валар (Ainur I) + «дети валар» (в среднем значении, Ainur II) + прочие меньшие духи (Ainur III)

- в ранних «Сильмариллионах» - «Квенте» и «Квенте Сильмариллион»: валар (Ainur I) + «великие меньшие духи» (Ainur II) + «малые меньшие духи» (Ainur III)

- в ранних «Анналах Валинора»: валар (Ainur I) + «валаринди» (в широком значении, Ainur II + Ainur III), причем внутри «валаринди» / Ainur II+III специально выделяются «дети Валар» (в среднем значении, Ainur II)

- в староанглийской версии ранних «Анналов Валинора»: валар (Ainur I) + «ванимор» (Ainur II + Ainur III), причем внутри «ванимор» / Ainur II+III специально выделяются «дети Валар» (в среднем значении, Ainur II)

- в более поздней версии «Анналов Валинора»: валар (Ainur I) + «ванимор» (Ainur II + Ainur III), причем внутри «ванимор» / Ainur II+III специально выделяются «валаринди / дети Валар» (в средних значениях обоих слов, Ainur II)

- в первой редакции «Анналов Амана»: валар (Ainur I) + «майар» (в широком значении, Ainur II + Ainur III), причем внутри «майар» / Ainur II+III специально выделяются «валаринди / дети Валар» (в средних значениях обоих слов, Ainur II)

- во второй и в конечной редакции «Анналов Амана» валар (Ainur I) + «майар» (в узком значении, Ainur IIB) + «валаринди / дети Валар» (в узком значении обоих слов, Ainur IIA) + [Ainur III - не названы]

- в поздних «Сильмариллионах» (классический вариант): валар (Ainur I) + «майар» (в среднВоплощаться айнур, разумеется, могут только в пределах Мира; во Внешней Пустоте плоти нет.

The chaining of Melko выясняется, что этих духов, в том числе лепраунов, прибывших с Палуриэн, именовали «детьми Палуриэн» и они считались «от (расы) валар» (в самом широком смысле слова, разумеется)The chaining of Melko сказано, что уже много позже событий, описанных в 0.8, после гибели Светильников, Йаванна ушла из Средиземья, и много «странных духов» спустилось в Средиземье из других районов Земли
При этом все айнур, находящиеся в Мире могут принять и постоянное воплощение, с которым оказываются связаны довольно жестко; они либо совсем не могут его сменить, либо могут с большими потерями и усилиями. ем значении, Ainur II) + «духи других рангов» (Ainur III)
Такие айнур, например, Мелиан, именуются в источниках то айнур (собств. «майар»), то фэйри. Это особые фэйри - «вофэйрившиеся айнур, фэйри-айнур, фэйри первого поколения». Они порой сохраняют хотя бы частичные способности менять облик. Их телесные потомки, которых они зачинают и приносят в телесном облике (эти потомки совсем уж не могут менять воплощения, уже и рождаясь, в отличие от фэйри первого поколения, как телесные существа) - это фэйри в стандартном смысле слова, обычные фэйри.

Вофэйрившихся айнур и их потомков - фэйри можно убить, поразив их хроа. При этом души вофэйрившихся айнур имеют, в зависимости от своей силы, хоть какой-то шанс остаться в Мире и воплотиться заново [5], а души фэйри вышвыриваются за Круги Мира заведомо.
Сведения об Унголиант. Как обычно, приведем сначала выводы, потом источники.

2.0. По версии, изложенной у Толкиена в самых разных текстах и не имеющей в толк-корпусе никаких конкурентов, Унголиант была духом, на свой страх и риск, в индивидуальном порядке прибывшим в Мир из Внешней Пустоты (в этом смысле она даже один раз именуется, в высоком метафорическом стиле, «дитя Пустоты») и лишь потом, полсле какого-то периода, проведенного в мире, принявшим вид чудовищного паука (п.2.1-2.2).
В Пустоте могли жить только айнур; таким образом, Унголиант - айну.
Судя по тому, как она билась с Великим Вала Мелькором, по мощи она соответствовала как минимум рядовым валар из «валарийских айнур». Известия об убийстве Унголиант Эарендилом: HME 4/2: Here follow the marvellous adventures of Wingelot in the seas and isles, and of how Earendel slew Ungoliant in the South; HME 4/3: in the Lay of Earendel is many a thing sung of his adventures in the deep and in lands untrod, and in many seas and many isles; and most of how he fought and slew Ungoliant in the South and her darkness perished, and light came to many places which had yet long been hid.



О Адденда к работе о фэйри. «Духи-гоблины». В HME 7/3 в числе конспективных заметок Толкиена к черновикам «ВК» приведена следующая заметка о троллях: «[учитывать] разницу между троллями: с каменным [телом], где обитал дух гоблина / дух-гоблин, каменных великанов и «древесный люд» (Difference between trolls - stone inhabited by goblin-spirit, stone-giants, and the 'tree-folk').

Таким образом, силы тьмы могли вселить «дух гоблина» в каменное тело. Это мыслимо только в том случае, если задействованный «гоблин» и был изначально духом, что лишний раз подчеркивается компаундом «гоблин-спирит». Таким образом, «гоблины», к которым отсылает рассматриваемая фраза, предстают мелкими духами (спиритами / айнур), какими мы и определили изначальных «гоблинов» в своей работе о фэйри.
гоблинах -фэйри
Саурон ухитрился, ни разу не покидая Мира, сменить хроа после проигрыша поединка с Хуаном, обернувшись летучей мышью, потом опять поменял хроа, приняв вид человекоподобного существа, потом пережил гибель этой своей хроа в воде при утоплении Нуменора, после чего воплотился заново в существенно худшем виде, потом и это новое хроа погибло в бою с Вождями Последнего Союза, но Саурон опять воплотился, правда каким-то и вовсе ущербным образом, связанным с Оком, и это последнее воплощение погибло с гибелью Кольца - да и то не сразу, а в два этапа (как метко напомнил Хатуль, сначала оно превратилось в некую тень / облако, и тут его развеял ветер. Тем самым Саурон обратился в духа, и из Мира его выкинуло).

Саруман при первом же убийстве его хроа превратился в тень / облако, развеянное, опять же, ветром. Хатуль справедливо открыл здесь тот же модус умирания, что и в случае с Сауроном, но я не уверен, как именно этот модус надо интерпретировать. В любом случае, сразу видно, кто из Сарумана и Саурона чего стоит - Саруман вылетел из Мира с первого же уничтожения его хроа, Саурон - после как минимум третьего (конечно, Гэндальф перед тем успел лишить Сарумана подпитки из Валинора, но Саурон-то и не имел такой подпитки с момента перехода к Мелькору, то есть с Предначальных дней). {Кстати, в связи с этим интересно, а ведь нам прекрасно известен один эльда, погибший ровно таким же способом, как и вышеупомянутые вофэйрившиеся айнур " Затем он умер; но нет у него ни могилы , ни гробницы, ибо столь пламенным был его дух,что едва он отлетел, - тело... стало золой и РАЗВЕЯЛОСЬ КАК ДЫМ"(Сильмариллион пер Н. Эстель,с.115). Значит ли это ,что он уже перешел грань отделяющую эльфов от айну? Э.)

Балрогов можно убить, - тем самым они не айнур в чистом виде, а вофэйрившиеся айнур (как мы знаем из разных упоминаний - вофэйрившиеся майар), причем при убийстве их хроа они вылетают из Мира немедленно во всех известных случаях. Из чего лишний раз видно, что они не столь мощные майар, как майа Саурон (о чем, кстати, Толкиен пишет и прямо: HME 10/5:8 Melkor had corrupted many spirits - some great, as Sauron, or less so, as Balrogs).

Comments

Да, я ровно об этом говорил во время оно. Фэанор доходит по сути уже до уровня Маиа.

О Фэанаро

Я согласен. Поскольку его смерть -как у вофэйрившегося айну. Более того Фэанаро явно доходит до этого уровня раньше. Ибо из законов физики нам прекрасно известно,что обычным порядком не может быть создано вещество неразрушимоеникакими средствами. Но оно было создано - это оболочка из Силимыдля Света Древ. Каким же образом? Я полагаю,что Фэаннаро его не много не мало " спел"! как "пели Айну"
Позволю себе небольшое лирическое отступление, важное в данном случае, дело в том,что я смотрю на мир,как на программу со своим программным кодом, задающими свойства вещей.Поэтому " петь" с такой точки зрения означает изменить код. Таким образом, если изменить строчку кода и задать новые свойство для явления, в данном случае неуничтожимость и способность впитывать Свет, то оно будет действовать.
Либо у меня есть иной вариант.Правда , он совсем безумный. Дело в том,что душа как известно из Хричстианства, не уничтожима. Возможно Фэанора действительно в прямом смысле вложил в них свою душу( часть)( ведь свет твоей души в те Камни, ты вложил"Эпидемия "Феанор"),что и сообщило им такое свойство. Поэтому система Фэанор -Сильмарилли продолжала действовать и после его физической "смерти", потому что дух его был жив.Однако эта гипотеза прекрасно объясняет ряд фактов. Из этого следует ,что Фэанор действительно говорил о своей смерти в случае ,если он разобьет Сильмарилли и почему именно Валар не могли их отобрать - душу( или её часть) можно отдать только добровольно или использовать сами( естествено посколь ку система Фэанаро + Сильмарилли - одно и извне нерасторжима).
Крайне интересный текст, перекачала себе. Слушайте, если развить эту тему, можно было бе сделать потрясающий доклад, эту тему - фактически, об ангелах и фэйри, сравнимых с айнур, валар и майяр - ещё никто не развивал, а тут есть что почитать!

Первое - интересные данные о "валаринди", которых можно было бы называть не "детьми валар"( всё же у валар нет детей), а вроде как младшими валар.
Второе - интересное рассуждение о Мелиан как о фэйри. Она же действительно обладает свойствами фэйри( духа), она умеет сбрасывать оболочку, тогда как её дочь, эльдэ Лютиэнь, подобным свойством уже не обладает.

И ещё эти ложные фэйри», «ложных эльдар» (эльфийск.
«каукарэльдар» - недавно слышала от Аваханделель, супруги Радомира этот термин, но не удосужилась спросить, что он означает) - «злые фэи». Очень напоминает кельтское понятие - "Ансееле ши" - "НЕблагой двор". Они тоже считаются эльфами, ещё не гоблинами и не орками, но при этом они живут под землёй, зло обращаются с людьми, могут зло пошутить или обмануть - такие вот странные эльфы! Мне кажется, именно эти "ложные эльфы" и стали впоследствии прообразом Тёмных эльфов в "Чёрной книге Арды", - эльфов, которые служили Мэлько!

Эктелион, я всерьёз предлагаю вам подумать о расширении этой темы в отдельный доклад. Туда же, кстати, вполне можно включить рассуждения о природе Фэанаро, приведённые вами выше в отдельной теме.
"Эктелион, я всерьёз предлагаю вам подумать о расширении этой темы в отдельный доклад. " Aranel, хочу сразу предупредить Вас , о том,что могу не справиться с этой задачей, дело в том,что если описывать Толкиновских вофэйрившихся айнур, то необхим доступ к англоязычным текстам HoME,которые я не знаю ,где найти.Иначе, это будет не мой доклад, а перепечатка Могултая. Единственный выход,который я вижу, взять текст Могултая и провести на его основании сравнительный анализ, с привлечением свтоотеческой литературы об ангелах( в первую очередь Дионисия Ареопагита).Я сознаю трудность задачи,но просьбу Aranel постараюсь исполнить.
Вес толк-корпус на английском в электр. виде есть у меня, могу переслать. Кроме того, все соответствующие тексты ХОМЕ о майар и пр. в оригинале есть в эл. виде во "Фрагмента Хисториэ Оркум", висящих в сети.
Перешлите, пожалуйста если не трудно. Адрес моей электронной почты Shpak.87@mail.ru
"эл. виде во "Фрагмента Хисториэ Оркум", висящих в сети." Хорошо,значит можно прямо копировать( я так понимаю вы мне разрешаете), это сильно облегчит работу.
Как говорила Айз Седай Морейн в цикле Р. Джордана Колесо Времени" Колесо плетет ,как желает Колесо. Иногда оно дает нам вещь прежде чем мы успеем осознать её нужность" Я не столь большой фаталист как вышеупомянутый персонаж,но временное совпадание удивительно и наводит на мысль о Промысле Божьем. Большое спасибо.
Спасибо.
Конечно, копируйте, он же для того и висит!
http://www.wirade.ru/arda/arda_all_about_orcs.html

Материалы вышлю, только до работы добраться надо. Хотел сегодня, но так и не попал
Я вас поздравляю, Эктелион, вот и нашёлся тот, у кого есть нужные вам тексты!
НО даже если сделать доклад по текстам Могултая и связать его ( показать аналогии) с ангелами, это уже была бы крайне интересная и прзнавательная работа. Вот она, эльфистика в чистом виде, а нам как раз недостаёт подобных исследований и исследователей! ВСегда приятно, когда на основе текстов Толкиена можно провести сравнительный анализ с религиозными, мифологическими или просто историческими текстами, и найти аналогии. Я и сама грешна, занималась этим же.

Единственное, что меня смущает - ваше ко мне обращение "Aranel"
Насколько я знаю, вы не приносили мне вассальной клятвы - так почему вы меня так называете? Вы же нолдо, не синда, или я чего-то не понимаю? Или это просто уважительное обращение для вас?

Почему Aranel?

Aranel -Королева. А называю вас так потому,что воспринимаю как Королеву Эльфов, т.е. в целом.Это мнение идет ещё от книги Ю. А. Генина, который назвал Меллаин,отражение Вашего образа, "Королевой Эльфов" Я даже в своих утренних и вечерних молитвах вас так и поминаю "Спаси Господи и помилуй Королеву эльфов Мелиан, лорда-консорта Гуннара, наследника Даниила" Потому что "Кто, братия, может представить православного христианина не молящегося за Царя нашего который есть только один, но не многие? И кто не обязан Его любить? " (преп.Илларион Грузин) "Патриарх Антоний Четвертый (1388-1395) На всяком месте, где только именуются христиане, имя Царя поминается всеми ". Впрочем, если я не прав и "Королевой"Вас могут называть только синдар или Вам не приятно такое обращение я не буду его употреблять.

10 баллов!:)))))

Эктелион, я бы на вашем месте не воспринимала так буквально книгу Ю.Генина - это всё же ПАРОДИЯ на Пробуждённых эльфов!)))) Меня действительно иногда называют королевой эльфов. НО когда вы молитесь за меня как за царицу - вы кощунствуете, ей-Богу! ПОжалуйста, не надо так делать, это уж слишком!)))) Вот будет у вас свой российский Помазанник на царство, с шапкой Мономаха на голове - тогда другое дело, ваши молитвы будут кстати.

Да и по поводу "принца-консорта" я уже высказала автору-Радомиру всё, что я об этом думаю. У эльдар такого понятия не было как вида! Да и по средневековому канону, если человек титулом не ниже барона женился на королеве, он становился королём, не принцем-консортом!:))))
Каукарэльдар в источникаъ упоминаются очень редко. Все, что есть - это фрагменты 4 + 4а по сводке http://www.wirade.ru/arda/arda_all_about_orcs.html

Чаще упоминаются "злые фэйри" - фр. 2, 15, 41f, 41h, 41ff, cf.41l, 41n по той же сводке.

Злые фэйри - это вообще любые воплощенные "уайнур" (неологизм, образованный по той же модели, что "умайар", "уванимор") и их плотские потомки. В том числе и каукарэльдар.

Известны еще гонги - фр. 4, 22, 23, 39 по той же сводке.

Странно: я заглядывала к вам в журнал пару дней назад, но этой темы там не видела. То ли её не было ещё, то ли мне она не была открыта.
Спасибо большое, что открыли, это правда очень интересная работа, претендующая уже на отдельную монографию.
Да и мне тоже. Она была все время открыта для всех.
Значит, я заглянула раньше, чем она появилась, так могло быть.