?

Log in

No account? Create an account

Шаг во Тьму


"Поэтому, когда пробуждаешься, думай, что, быть может, этот день для тебя последний. Когда встаешь с постели, помышляй, сколько людей умерло в эту ночь; когда идешь по дороге, приводи себе на память, что вся наша жизнь – это тоже дорога, от рождения до могилы, и каждый день – шаг, приближающий нас к смерти. Когда садишься за трапезу, вспоминай, что сам станешь пищей червей. Когда чувствуешь в сердце черный огонь похоти, представляй, что будет с человеком, к которому ты питаешь вожделение, через несколько дней после его смерти, как это тело, соблазняющее тебя сейчас, начнет источать невыносимый смрад. А что представляет собой мертвец в могиле? Наверное, самое отвратительное – это вид разлагающегося трупа, который превращается в сукровицу и гниет. Вот, оказывается, к чему ты питал вожделение... " ... Та, что сегодня кажется нам красавицей, по прошествии каких-то немногих, в сущности, лет превратится в немощную, уродливую старуху. Тот, кто ныне полон здоровья и сил, от какой-нибудь случайной болезни может сгнить заживо; а если он доживет до ста лет, то станет бессилен, как ребенок. Тот, кто собрал имущество и деньги, умирая, окажется последним бедняком, ибо, оставляя этот мир, не сможет взять с собой ни гроша.
Цикл поэм об Александре Македонском, особенно популярных на Востоке, пронизан мыслями о ничтожестве земного величия. Завоевав Вавилон, который он хотел сделать столицей мира, Александр встречает у городских стен старика, собирающего кости. Старик предлагает ему различить, чьи это кости: князей, воинов или рабов, богатых или бедняков. И Александр стоит в раздумье: он не может разгадать тайну минувших веков.Сколько было городов, от которых не осталось даже развалин; сколько кладбищ, на которых возникли поселения! Где блистательные полководцы, где могущественные цари? Ветер времени сдул их, как пыль, с лица земли. Если бы можно было представить историю земли в ускоренном виде, как на ленте кинохроники, то мы увидели бы всю землю, с ее царствами и городами, как море, на котором волны вздымаются и падают вниз, исчезая в пучине. ...Архимандрит Рафаил (Карелин) Умение умирать или искусство жить. karelin-r.ru/books/info/5/index.html
(Маленькое отступление На мой взгляд, книга там как с точки Рейстлина написана (с поправкой на авторское христианство в терминальной стадии ,естественно).
"Говорят, что если сесть верхом на осла и держать перед его мордой пучок травы, то осел будет бежать, думая схватить еду, находящуюся перед его носом. И сколько он будет бежать, столько пучок травы будет удаляться от него, но он будет продолжать свой бег, не понимая, что обманут." Там же.
А про осла с пучком травы вообще блеск! о. Рафаил ,конечно, не знал цитату мага про осла и морковку, но как точно схвачено...:)
У человека есть некое стремление к красоте как воспоминание о несказанно прекрасном потерянном Рае; но мы ищем красоту в том мире, где все превращается в прах. Нередко красивую женщину в каком-то безумии называют «ангелом». «Гений чистой красоты»,– сказал один из наших известнейших поэтов . Однако эта красавица источает душевный и телесный смрад: та, что кажется небесным существом, каждый день опорожняет свой желудок. Во что превращается человек после смерти? – В черную бесформенную массу, которая, как тесто на дрожжах, колышется, кишит червями. Открой же своим мысленным взором могилу и влюбляйся в такую красавицу или красавца. "Арх. Рафаил(Карелин), там же. Описание Рейстлина при взгляде на деву как оно есть. Притом, забавно, но автор цитаты еще полагает такой взгляд благословением, почитает за счастье его иметь и предлагает его специально тренировать ....
Далее могу напомнить почему некто Энакин Скайуокер обратился на путь Тьмы, страх за жизнь Падме Амидалы " Страх все равно живет в нем, прогрызая брешь в огненной стене, которой защищено его сердце.
Порой Анакин воображает ужас, поедающий его сердце, в виде дракона. Дети на Татуине рассказывают о драконах, которые живут внутри солнц; младшие братья этих солнечных тварей могут поселиться внутри реактора, который оживляет двигатели гоночного болида.
Но страх Анакина — дракон иного порядка. Холодный. Мертвый.
Но недостаточно мертвый.
Вскоре после того, как он стал падаваном Оби-Вана — много лет назад, незначительная миссия занесла их в мертвую систему: из тех неизмеримо старых, чьи звезды давным-давно превратились в застывшие карлики сверхсжатых металлов на долю градуса теплее абсолютного нуля. Анакин не мог вспомнить задания, но мертвую звезду едва ли сумеет когда-нибудь забыть.
Она напугала его.
"Звезды могут умереть?..»
«Так устроена вселенная, — объяснил ему Оби-Ван. — Иные говорят, что такова воля Великой силы. Все умирает. Со временем даже звезды сгорают. Вот почему джедаи ни к чему не привязываются: все тлен. Цепляться за что-то или кого-то — значит удовлетворять собственные желания вопреки Великой силе. Это путь невзгод и страданий, Анакин, джедаи не следуют ему».

Страх живет в сердце Анакина Скайуокера: дракон мертвой звезды. И древним холодным мертвым голосом нашептывает, что все должно умереть…"Месть Ситхов modernlib.ru/books/stover_metyu_vudring/epizod_...
"Представьте себе пассажирский вагон с закрытыми дверями и окнами, катящийся по рельсам к пропасти: все пассажиры знают о том, что пропасти не миновать, что через некоторое время каждого из них ждёт смерть, и что жить им осталось не так уж и много. И, зная это, некоторые пассажиры начинают играть в карты, некоторые напиваются и начинают горланить песни, некоторые парочки в укромных углах вагона начинают заниматься сексом, некоторые, стоя на коленях на полу вагона, воют “Харе Кришна!” и “Господи, да святится имя твое!”, в паузах между своими воплями обвиняя всех присутствующих в неправедности и грехах, некоторые убеждают окружающих не волноваться за свои жизни и твердят, что смерть — естественна, что человек — это духовное существо и ему, на самом деле, абсолютно ничего не угрожает. И никто, заметьте — НИКТО НЕ ПЫТАЕТСЯ ВЫБРАТЬСЯ ИЗ ВАГОНА И ИЗБЕЖАТЬ СМЕРТИ!" livingtomorrow.livejournal.com/146018.html#comm...
В общем на мой взгляд, Архим. Карелин прав, он только  не  отваживается сделать последний шаг во Тьму, взглянуть в глаза Маре, и понять ,что Бог за которого он так судорожно цепляется в поисках спасения  тоже иллюзия, созданная его человеческим мозгом.
И если бы он нашел в себе мужество признать это - то к нему бы пришло понимание, что на самом деле Тьма освобождает - лишая всего. Поскольку раз нет ничего незыблемого, раз родина  и любовь-абстракции нет добра и зла, раз моральные основы - это всего лишь конвенционные договоренности , то ТЫ ВПРАВЕ САМ ДЛЯ СЕБЯ НАЗНАЧИТЬ ЦЕНУ И СМЫСЛ ИМ, НО РАЗ НАЗНАЧИВ, ТЫ ПРИНИМАЕШЬ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НИХ, ОТВЕТСТЕННОСТЬ НЕ ПЕРЕД ЧЕМ -ТО ВНЕШНИМ, НО ПЕРЕД САМИМ СОБОЙ, ИБО ОНИ СТАНОВЯТЬСЯ ЧАСТЬЮ СВОЕЙ ЛИЧНОСТИ.

И да парадоксально, но факт лишь взглянув в глаза Маре, можно быть имморталистом...


Comments

Немного уточняя: Тьма не освобождает и ничего не лишает.
тьма позволяет _самому_ понять, что есть лишь Бездна -- единственная опора внутри себя, на которую можно опереться лишь в том случае, когда внутри Бездны есть ты сам -- то есть на самого себя-в-Бездне.
И понимание иллюзорности -- это не "особождение от привяззаностей", а именно что принятие ответсвенности за свои привязанности: понимание, зачем они нужны. Плюс умение освобождать от них, если они становятся вредны, в кратчайший срок.

Что касается смерти -- то люди не столько хотт жить, сколько боятся прекратить существование. По этому поводу хорошо сказал Эпикур: когда мы есть, смерти ещё нет, а когда ест ьсмерть -- уже нет нас.
Так что, если хоть чуть подумать, неприятие может вызывать не сама смерть, а лишь процесс умирания -- который может быть весьма неприятным; но это -- другой вопрос.
Конечно, может быть сожаление вида "я не всё сдеалл, что сжитал Дожжным", но это относится к подавляющему меньшинству -- большинство же мечтающих вечной жизни, как подметил ещё ЛаВей, не знают, чем им заняться дождливым вечером...
Я бы сказал от ложных иллюзий. Позволяет взглянуть на себя и свои ценности, найти свою внутреннюю суть.
Такие вещи вообще сильно зависят от контекста и формулировок. "тьма позволяет _самому_ понять, что есть лишь Бездна -- единственная опора внутри себя, на которую можно опереться лишь в том случае, когда внутри Бездны есть ты сам -- то есть на самого себя-в-Бездне." в такой я бы согласился.
Маленькое уточнение.
Так скажем ценность такого высказывания как у архимандрита Рафаила в общем, только в том, что память о смерти должна только очищать взгляд на жизнь, мотивировать к ней. Потому что можно не успеть сделать.
У христиан же некрофилия по Фромму именно влечение к смерти и это и есть то ,что напрямую вытекает из их философии потому что служит лишь мотивом обращения взгляда к якобы духовному миру. Т.е аскетизм - это другая (человеческая) крайность в противоположность чрезмерной чувственности. В то ,время как ответ прост -контроль над чувствами ,а не их подавление. В частном примере зацикленность на сексуальности = либо аскетизм и секс греховен либо даешь разрешение на всё и всем.

Edited at 2014-08-24 08:08 pm (UTC)
про христиан-то пняытнор, но я про то, что "память о смерти должна только очищать взгляд на жизнь, мотивировать к ней" -- тоже неверно, посколкьу дуализм.
КАк-то (кажись, тот же Эпикур) в ответ на "почему же вы не покончите жизнь самоубийстоом" ответил: "А зачем, если это одно и то же?" (в плане "нефиг париться").

Жизнь -- это "флаг колышется" (с)
«Тьма освобождает» - это ведь тоже Рейстлиновское, из Трилогии близнецов. Освобождает от чего? Принять такое – означает остаться один на один с этой самой Тьмой, остаться одному, пустому в этом пустом мире.
Содержанием нас наполняют лишь другие - те, кто живут в этом мире, благодаря кому он и перестаёт быть пустым, перестаёт быть Освобождающей Тьмой.
А на этом фоне теряемся уже и мы сами. Что наша смерть на фоне жизни семи миллиардов? Ценность собственной жизни и смерти перестаёт быть абсолютной.
Приветствую Вас досточтимый Дракон!
!Тьма освобождает» - это ведь тоже Рейстлиновское, из Трилогии близнецов. " Честно говоря, Вам удалось меня удивить. Сам я такой параллели не видел, когда писал. Надо же как сходятся мысли ...
Освобождает от иллюзий и ложных привязанностей. Мы можем и вправе любит других, но другие не наша собственность. Они не могут всецело принадлежать нам. Нельзя бить их своими привязанностями, они не игрушка, а личность (если мы полюбили или приняли их за неё).
Что же до иллюзий. Когда мы освобождаемся от очередной иллюзии ,то в первый миг всегда оказываемя в пустоте и тьме. Как значит то,чем и я жил и во что верил -ложь?
Впоследствии ,мы находим чем заполнить эту пустоту, находим нечто иное.
? Принять такое – означает остаться один на один с этой самой Тьмой, остаться одному," рано или поздно мы останемся одни, другие не смогут и не могут разделить с нами всё. Во всяком случае мы рождаемся и умираем в одиночестве. Ведь не случайно Мара - Богиня смерти у славян (сам корень этого слова индоевропейский, теснейшим образом связано именно с морем и смертью. К лову, уж не знаю почему Толкину вздумалось использовать его в качестве эпитета "добрый").
"Содержанием нас наполняют лишь другие - те, кто живут в этом мире, благодаря кому он и перестаёт быть пустым, " А вот здесь соглашусь.И не понимание этого одна из ключевых ошибок помянутого мага. Другие важны для нас как часть нашей собственной личности. Нельзя предавать их.
Я имел в виду вот этот фрагмент из «Испытания близнецов»:
И Рейстлин увидел...
Он увидел тлеющие кости мира, обугленные пни, серую грязь и мокрую золу, обожженные скалы, курящиеся дымы и сгнившие тела...
Он увидел себя, зависшего в самом сердце холодного космоса, - пустота снаружи и пустота внутри. Эта пустота навалилась на него, стиснула, сжала и принялась поглощать. Рейстлин корчился, выворачивался наизнанку, ища в себе хоть что-нибудь могущее утолить чудовищный вакуум и заполнить внутреннюю пустоту - капельку крови, хотя бы воспоминание о боли, - но не нашел. В нем никогда ничего не было и уже не будет; он обречен на вечное одиночество; беспрестанно заглядывать внутрь самого себя и не находить ничего... ничего... ничего...
Рейстлин опустил глаза, пытаясь сосредоточиться и отыскать в себе хотя бы гнев, пытаясь раздуть угасающий огонь своей магии, но даже это ему не удалось. Охваченный страхом, он покачнулся и рухнул на четвереньки.
Ужас готов был прикончить Рейстлина. В надежде на помощь он протянул руку в пустоту... и услышал звук - протяжный жалобный стон.
Пусто... пусто... внутри ничего нет... Ничего? Что-то шевельнулось в уголке что-то совсем маленькое, жалкое, и все же... Душа Рейстлина протянула руки... и пальцы мага коснулись тела Крисании.
- Она не умерла, - прошептал он. - Еще не умерла...

О, моя любимая цитата. Hantalue.
А что такое «Hantalue»? Даже гугл никаких результатов не приносит :-)
Не удивительно. Я поторопился написать и допустил опечатку. Hantalyё
Это квенья, или высокий эльфийский, язык Эльдар Арды.
https://ru.wikipedia.org/wiki/%CA%E2%E5%ED%FC%FF

A verbal stem #hanta- "thank, give thanks" may apparently be isolated from this word.
The following endings may be added to verbs:
2nd person sg. formal/polite: -lyë "you, thou", often in short form -l

Поэтому Hanta, hantale -спасибо, с вежливой формой lyё будет спасибо Вам.
Возможно я несколько неточно выразился.
И я хотел бы уточнить, что речь идет не о полном освобождении от привязанностей и чувств, как это скажем практикуют джедаи Старой Республики. Поскольку это как раз и приводит к ситуации Рейстлина:)
Ну, Рейстлина сложно назвать "освободившимся от привязанностей и чувств"! :-)
Нет , конечно. Я под "ситуацией Рейстлина" имел ввиду, что эти два пути( как его, так и джедаев) в итоге ведут к одному результату -пустой душе.
Ситхи впрочем тоже ошибаются. Но у них другой ключевой баг.