Noldo_Ecthelion (noldo_ecthelion) wrote,
Noldo_Ecthelion
noldo_ecthelion

Categories:

Толкин с точки зрения гностической традиции

Толкин с точки зрения гностической традиции

Во -первых выполняю общение данное i_ddragon. Я всё -таки откопал эту ссылку в завалах истории своего журнала (я как -то на случайно на этот сайт наткнулся).

Итак, встречайте The Gnosis Archive http://www.gnosis.org/welcome.html.

Сайт как ни трудно догадаться посвященный гностической традиции в целом (ключевые тексты,исследования, курсы лекций по гностической эклессиологии и т.д.) Так что если Вы вдруг решили уверовать или просто интересуетесь гностической традицией - рекомендую.

Нас в данном случае интересует  раздел " The Gnostic  Society Library"    конкретно
J. R. R. Tolkien: An Imaginative Life A Series of Three Illustrated Lectures. Presented by Lance S. Owens, MD http://www.gnosis.org/tolkien/index.htm

Выдержка  из преввью "However, very few readers appreciate the intensity with which Tolkien explored the beauty and perils of his imaginative world before ever starting down the road that led from the Shire to Mount Doom – the decade long labor of writing LOTR, begun by Tolkien in 1937. These three lectures examine the broad span of Tolkien's life and work, with focus on Tolkien’s experience of imagination."

The following three illustrated audio lectures were offered as a prologue to Dr. Owens' in-depth lectures on C. G. Jung and the Red Book; they were presented at Westminster College, Salt Lake City, during February and March of 2009.

Please note that the final lecture in this series was given seven months before release of Jung's "Red Book"

Можно сразу  прослушать на Youtube в серию входят три лекции:

Lecture I J. R. R. Tolkien: An Imaginative Life

https://www.youtube.com/watch?v=1A7035wu8OM&feature=emb_logo

Lecture II: Tolkien at the Crossroads

https://www.youtube.com/watch?v=SuDJ2JzfBT8&feature=emb_logo

Lecture III: Tolkien and the Imaginative Tradition

https://www.youtube.com/watch?v=GxVaxOco7kg&feature=youtu.be

Кроме того не могу не отметить, что в русскоязычном толкиновском сообществе ранее неоднократно обращались к теме аврамических корней Мелькорианской религии и того что она гораздо больше похожа на традиционные воззрения Ветхого Завета ,чем Эрувианство.

См. например gest

А. Внутреннее https://gest.livejournal.com/1443090.html

"В Арде же существуют два глобальных комплекса религиозно-метафизических представлений, которые по отношению друг к другу антагонистичны более, чем зороастризм с благими ахурами/злобными дэвами  и индуизм со светлыми дэвами/жестокими асурами. Каждый комплекс постепенно обрастает своим набором легенд, полных трагических поражений, отчаянного мужества в безнадёжной ситуации, чувства общего упадка мира, который уже никогда не будет прежним. И каждый раз находятся новые руки, готовые поднять покачнувшееся знамя Правды."

Б. Два культа, две традиции, две цивилизации https://gest.livejournal.com/1440162.html

"Про обряды религии Эру я писал - главным ритуалом было приношение небу первых плодов урожая и соответствующий праздник.

В целом, символьный ряд "эрупоклонничества" такой: небо, дерево, серебро, чистая вода.

И когда мы построили большой дом, он пришел и стал перед троном, и весь дом озарился, словно огнем. (...)
Кстати, это почти все те вещи, которых боится европейская нечисть (т.е., твари Моргота): солнечный свет, деревянные колья, серебряные пули, проточная вода.

2. Теперь посмотрим на религию поклонения Мелькору/Морготу, которая была распространена в человеческих землях на Востоке и Юге Средиземья.

Мелькор был подобен "пламени во тьме", он называл себя единственным существом, заслуживающим поклонения: "...Ибо это я создал Свет. Я создал Солнце, и Луну, и бессчетные звезды..
– Склонитесь предо Мной и присягните Мне! – сказал он. И все склонились долу, говоря:
Ты – Единый Великий, и мы Твои".

Понятно, что этот текст был написан врагами соответствующей религии, но суть он передаёт.

Культ Мелькора ненавидит святые деревья (срубая и сжигая их при каждом удобном случае); любит каменные храмы ("Дома Владыки")

Мелькору приносились огненные жертвы, то есть это были живые существа, которых умерщвляли, расчленяли и сжигали на алтаре, в той или иной последовательности.

Итого, символьный ряд следующий: крытые своды, камень, огонь, золото."

А теперь подумайте, какой из этих символьных рядов больше похож на ветхозаветную авраамическую традицию.

В. Цивилизационный конфликт https://gest.livejournal.com/1441901.html. Здесь просто посмотрите на  сводную таблицу  по теме.
2. Balduin  Мелькорианство Арды  https://ficbook.net/readfic/6476983

Итак, мы видим, что в рамках мелькорианства Мелькор считался создателем, единственным истинным владыкой этого мира, величайшим из Валар, от власти которого ни один из них не может защитить. Подобная картина мира сходна с ранним иудаизмом, в рамках которого Яхве рассматривался как если не единственный из богов, то, по крайней мере, создатель мира и сильнейший из них, против которого прочие боги не могут ничего сделать (см. библейский эпизод с состязанием пророка Илии и жречества Ваала). Мелькор заявил притязания, подобно Яхве, на власть над миром ещё в начале мировой истории:

3 ortheos "Антитолкин" https://ortheos.livejournal.com/916990.html.  Показательный текст от лица православного консерватора, для наглядности.
4. Я лично во второй части  Сверхцивилизации эльфов" «Эльфийская астрономия»: звезды, созвездия и планеты обращаясь к образу звезды Эаренделя (Венере, Люцифере).

Чрезвычайно забавно, но, чтобы человеку христианской культурной традиции сказать "светлейший (буквально Ярчайший) из АНГЕЛОВ применительно к Эаренделю (Венере), надо мысленно встать на голову.

Поскольку в этом контексте фраза звучит оксюмороном. Дело в том, что исходя из первого впечатления, речь вроде как идет о Христе, а вовсе не об апостоле Иоанне, как полагает в цитированном выше отрывке, доктор Кристина Ларссен (и поэма так называется «Христос», и выше упомянуто, что и сайт «Ключ к Толкину» не сомневается, что образ Эарендиля вдохновлен образом Христа) сравните "Я, Иисус, послал Ангела Моего засвидетельствовать вам сие в церквах. Я есмь корень и потомок Давида,

звезда светлая и утренняя. (Откр.22:16) " Собственно слово «хелель» и есть утренняя звезда, однако если присмотреться, то Христос, называя себя утренней звездой, не называет себя ангелом! Есть только один АНГЕЛ, устойчиво ассоциируемый со светом, утром, звездой и планетой Венера одновременно. Это Люцифер![33]

Далее, сама планета Венера ассоциировалась у христиан резко отрицательно. Сравните «Складывалось впечатление, что Венера — это “планета наоборот”. Поэтому зачастую ее называли Люцифером и наделяли демоническими чертами и рассматривали как противовес Солнцу. Иногда под “Венерой” подразумевалась “звезда Полынь”, упоминаемая в Апокалипсисе. Венера — это символ внешней, плотской красоты».[34]

И да в качестве небольшого бонуса - о названии "Арда".

Лично у меня есть предположение,что не только Мория (т.е. Мориа - Храмовая гора), но и само название "Арда" взята Толкиным прямиком из авраамической традиции, конкретно из книги "Еноха"(2,6) т.е. Ардис, вершина горы Ермон, конечно.

Знаменитый отрывок о падших ангелах,что как бы намекает:)

Енох 2

1. [И слyчилось, – после того как сыны человеческие yмножились в те дни, y них pодились кpасивые и пpелестные дочеpи.

2. И ангелы, сыны неба, yвидели их, и возжелали их, и сказали дpyг дpyгy: "давайте выбеpем себе жён в сpеде сынов человеческих и pодим себе детей"!

3. И Семъйяза, начальник их, сказал им: "Я боюсь, что вы не захотите пpивести в исполнение это дело и тогда я один должен бyдy искyпать этот великий гpех".

4. Тогда все они ответили емy и сказали: " Мы все поклянёмся клятвою и обяжемся дpyг дpyгy заклятиями не оставлять этого намеpения, но пpивести его в исполнение".

5. Тогда поклялись все они вместе и обязались в этом все дpyг дpyгy заклятиями: было же их всего двести.

6. И они спyстились на Аpдис, котоpый есть веpшина гоpы Еpмон; и они назвали её гоpою Еpмон, потомy что поклялись на ней и изpекли дpyг дpyгy заклятия.

7. И вот имена их начальников: Семъйяза, их начальник, Уpакибаpамеел, Акибеел, Тамиел, Рамyел, Данел, Езекеел, Саpакyйял, Азаел, Батpаал, Анани, Цакебе, Самсавеел, Саpтаел, Тypел, Иомъйяел, Аpазъйял, Это yпpавители двyхсот ангелов, и дpyгие все были с ними.

8. И они взяли себе жён, и каждый выбpал для себя однy;

http://old-ru.ru/03-50-1.html

Вообще, учитывая контекст книги Еноха (т.е. падшие ангелы -прогрессорствуют и всячески украшают местность и это вредно по мнению Еноха, и соотнося его со знаменитым положением нолдор Эрегиона у Толкина времен второй Эпохи)    не лишним будет вспомнить символизм образа Змея в ранних мифологиях как одновременно существа благого, часто  дающего знание и опасного своей  чуждостью.

" в архаических мифологиях роль З., соединяющего небо и землю, чаще всего двойственна (он одновременно и благодетелен, и опасен), то в развитых мифологических системах (где З. часто носит черты дракона, внешне отличающегося от обычной змеи) нередко обнаруживается прежде всего его отрицательная роль как воплощения нижнего (водного, подземного или потустороннего) мира; связь З. с женским началом тогда чаще всего осмысляется в духе мотива принесения женщины (девушки) в дань З."  (Мифы народов мира: Энциклопедия. Электронное издание / Гл. ред. С.А. Токарев. М., 2008 (Советская Энциклопедия, 1980). http://www.mifinarodov.com/z/zmey.html

"От них, если он обладает достаточным мужеством, чтобы перенести их присутствие, он получает желаемую силу" (Kroeber 1907, 328). У тлинкитов шаман, желающий обрести "новый дух", "давал себя поглотить морем", а на четвертый день находил себя висящим вверх ногами на дереве (Frobenius 18986, 198).

Эти примеры показывают, как поглощение животным заменяется поглощением водой, купаньем в пруду, где водятся змеи, или даже через "поглощение морем" и выбрасыванье им.

Таким образом мы устанавливаем наблюдение: от змея (из змея) или другого животного в обряде выходит охотник, в мифе -- великий охотник, великий шаман. Оттуда же приносится первый огонь, а при появлении земледелия -- первые плоды земли, оттуда же идет и гончарное искусство. Мы увидим, что дальше будет следовать великий вождь, а еще позже -- бог. В зулусском мифе проглоченные дети возвращаются домой. "Тогда в стране была большая радость. Дети вернулись к своему деду... и они сделали детей предводителями" (Frobenius 1904, 113). В африканском мифе у сравнительно культурного племени басуто герой проглочен чудовищем. Он возвращается домой, но люди не признают в нем человека и заставляют исчезнуть с земли (Frobenius 18986, 106). Здесь мы имеем зачаточную форму деификации. Может быть, в образе Кроноса, пожирающего своих детей и вновь их отрыгивающего, мы имеем отголоски все того же представления. И не потому ли Кронос пожирает своих детей, что он бог-отец и этим дает божественность своим детям? К этому же циклу относится пророк Иона, проглоченный и извергнутый китом. Не потому ли он пророк, что он побывал в ките? Радермахер, посвятивший этому случаю специальную статью, признает, что этот мотив остается совершенно непонятным (Rademiacher 1906). В свете же приведенных здесь материалов корни этого мотива выясняются.

Мы проследим пока только один момент: момент обрядового поглощения и его отражение или эквивалент в мифах. Змей или другое чудовище здесь всюду представляется как благое существо"  (Владимир Пропп. Исторические корни Волшебной сказки, Глава VII "У огненной реки" http://lib.ru/CULTURE/PROPP/skazki.txt#VII)

Tags: Размышления, Религиоведение, Толкин, Эльфы
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 25 comments