Noldo_Ecthelion (noldo_ecthelion) wrote,
Noldo_Ecthelion
noldo_ecthelion

Categories:
  • Music:

Поздравительный пост к 8 марта: Феминизм в волшебной стране - часть 2 Эльфаба

А теперь перейдем к   основному блюду, наверное, главной революционерке- феминистке Волшебной Страны!

Знаю одну песню, на вкус как пожар,
Попробовавший раз не забудет.
Хватило б только сил самому возвратить этот дар.
Не было такой и не будет.
...
Так тому и быть, да значит да,
От идущего ко дну не убудет.
А в небе надо мной все та же звезда.
Не было другой и не будет."
https://melap.ru/teksty-pesen/otechestvennye/1755-tekst-pesni-boris-grebenschikov-ne-bylo-takoy-i-ne-budet.html


Когда он закончит борьбу за равенство людей и Зверей, пусть воюет за равенство полов"
Эльфаба о профессоре Дилламонде

Разве можно отделить собственную жизнь от общественной? Или что ты хотела услышать?"
Эльфаба про себя

" Я тебе уже говорила: я не придерживаюсь ни одной религии, что не мешает мне иметь собственные соображения. И вообще тех, кто руководствуется в жизни религиозными соображениями, надо изолировать от общества, как психически больных."
Эльфаба о религии

"Магия — это мелко. Узкая специальность, которая не меняет мировоззрения и не способствует прогрессу общества. Магия не учит ничему об устройстве мира, а объяснениям унионистов я не верю.
Я атеистка и рационалистка."
Эльфаба, Ведьма Запада, о своих религиозных убеждениях и магии

Герцогиня по рождению,  официально (на самом деле  сложнее она дочь двух миров:) дочь бедного священника и сбежавшей от отца матери, выросшая среди болот в детстве, научная атеистка и рационалистка, революционерка -анархистка  по убеждениям ("Бывай здоров и не очень-то знайся с высокородной сволочью, потому что, когда грянет революция, пощады Гудвиновым прихвостням не будет"),  потом Ведьма Запада и правительница Киамо-ко Эльфаба Тропп,также известная как "Ведьма Западасреди врагов и "Фея" среди товарищей по борьбе действительно имела бы полное право отмечать 8 Марта в его исходном  революционном смысле. Однако книга (Грегори Магвайр Ведьма: Жизнь и времена Западной колдуньи из страны Оз https://royallib.com/book/magvayr_gregori/vedma_gizn_i_vremena_zapadnoy_kolduni_iz_strani_oz.html)  в отличие от детских Баума и Волкова, подросткового Сухинова история уже для взрослых.
"Если профессору удастся доказать наше биологическое единство, подтвердить, что принципиальных различий между человеческой и Звериной плотью нет, что мы суть одно, — ну, понятно, что из этого следует.
— Нет, — признался Бок. — Непонятно.
— Ну как же? Чем оправдать запреты на передвижение Зверей, если профессор Дилламонд научными методами докажет, что никакой разницы между людьми и Зверями нет?..."

"Известные теоретики пишут, что если некто — Лурлина, Безымянный Бог или кто-то еще — создал Зверей из зверей, то магия способна это повторить." И далее уже будучи  Ведьмой Запада Эльфаба на практике доказывает правоту профессора  восстановив зверей до Зверей и даже усовершенствовав их  -приделав им крылья  и дав способность к полету. Слава трансгену! Вы ,конечно, догадались какой сюжет здесь обыгран - Летучие Обезьяны, конечно.


Потому что ребёнок вряд ли поймет отсылки к "штурмовикам" или тематику спора Эльфабы с Фьеро  вроде такой
Если ты отрицаешь идею личности, то автоматически отрицаешь и индивидуальную ответственность." Фьеро

— И что, по-твоему, хуже? Отрицать ИДЕЮ личности или с помощью тюрем, голода и пыток низводить саму личность? " Эльфаба
Но невинные жертвы — какая-нибудь безобидная светская дама — это ведь тоже живые люди, а не портреты. Ты сравниваешь несопоставимое — и пытаешься этим оправдать преступления?" Фьеро
"Я считаю, что если можешь спасти случайного человека, пусть даже эту никчемную даму или промышленника, жиреющего за счет государства, то пожалуйста. Но только не за счет других, более живых, людей. А нет, так нет. Всему своя цена." Эльфаба

Как не поймет и напряжения следущей сцены неудавшегося покушения.

Волной черного шелка и серебристых блесток из кареты на снежную площадь выплеснулась грузная величественная женщина. Фьеро видел ее только однажды, но тут же узнал в ней мадам Кашмери.

Так вот, значит, кого должна убить Эльфаба! Все вмиг встало на свои места. Мотив Эльфабы очевиден. Если ее поймают, то увидят в ней всего лишь сумасшедшую студентку из Крейг-холла, затаившую смертельную обиду на директрису. Браво!

Но разве мадам Кашмери связана с Гудвином? Или это тактический ход, чтобы отвлечь внимание властей от чего-то более важного?

Эльфаба двигала руками под плащом, словно что-то заряжая. Мадам Кашмери приветствовала собравшихся. Те, оробев перед важной гостьей, преданно смотрели ей в глаза.

Глава Крейг-холла сделала несколько шагов кдверям театра, ведомая механическим слугой, и Эльфаба, словно почуявший дичь пойнтер, потянулась к ней. Ее острый подбородок торчал над платком, нос нацелился вперед; казалось, она готова одним своим острым лицом разрезать директрису на части. А руки тем временем продолжали копошиться под плащом.

Нотут распахнулись двери, мимо которых шла мадам Кашмери — двери не театра, а школы, Женской семинарии мадам Тистан, — и оттуда высыпал и девочки, дочки обеспеченных родителей. Что они делали в школе в канун Лурлиниады? На Эльфабином лице застыло изумление. Девочкам было лет по шесть-семь: маленькие, бежевые, женственные комочки в меховых муфточках, шерстяных шарфиках, сапожках с опушкой. Они пели и смеялись, как властительницы мира, которыми им суждено стать. Среди них была ряженая фея Принелла: по традиции, ее изображал мужчина в нелепом гриме, с болтающейся накладной грудью, в парике, ярких юбках, соломенной шляпке и с большой корзиной игрушек.

— Ого! Какие люди! — проголосил он. — Ну-ка, кто хочет подарочков?

На мгновение Фьеро был уверен, что сейчас ряженый выхватит нож и заколет мадам Кашмери на глазах у детей, — но нет, Сопротивление было не настолько организованным; такого поворота событий никто не ожидал. Заговорщики не учли ни праздничного вечера в школе, ни ватагу девчушек, жадно тянущихся к фее.

Фьеро бросил взгляд на Эльфабу. На ее лице читалось отчаяние. Дети носились между ней и Кашмери, прыгали на Принеллу, выхватывали у нее (то есть у него) приготовленные подарки. Случайные жертвы — невинные дочери тех самых деспотов, угнетателей и мясников.

Руки Эльфабы все так же двигались под плащом, будто колеблясь: убить или нет? Мадам Кашмери плавно, кактранспарант на параде, двигалась вперед, важно взошла по лестнице и скрылась за распахнутыми для нее дверями. Толпа повалила следом. Эльфаба скорчилась, прислонилась к столбу и в приступе отвращения к себе затряслась такой крупной дрожью, что даже Фьеро было видно. Плюнув на конспирацию, он начал пробираться к возлюбленной, но когда добрался до ступеней магазина, она уже исчезла.

https://www.litmir.me/br/?b=102285&p=52

Фьеро вскоре убьют штурмовики по приказу Гудвина, а Эльфаба скроется в монастыре. Вообще песня в  заголовке она как раз про такие отношения с ожидаемой трагедией в конце.

И хотя Эльфаба так диктатуру Гудвина и не свергла, ученого- Козла профессора Дилламонда зарезали по приказу Гудвина и Звери и механические люди так и остались в подчинении у людей ("Сам Фьеро сомневался в пользе анархии (как, впрочем, и во всем: сомневаться было легче, чем верить" я бы в отличие от Фьеро сказал,что не получилось потому что индивидуальный террор не работает против Системы, и анархизм проигрывал раз за разом, всегда и везде).
Если говорить с позиции марксиста, то,конечно, история товарища Эльфабы "Феи" - это  как делать не надо. Но проблема в том,что этап индивидуального действия практически неизбежен "образованный человек, не находящийся под действием религиозных или мистических идей, а так же обладающей определенной гибкостью мышления (т.е. если речь вести о молодежи) начинает задумываться о «сути вещей», то он неизбежно придет к необходимости бороться с имеющейся несправедливостью" https://anlazz.livejournal.com/474908.html как верно заметил Анлазз anlazz.

И да это была та история в которой я болел за Зло хотя и понимал,что конец у книги предопределен  изначально. Юная Дороти освободит людей от тирании Западной Ведьмы(TM). И это тоже любопытная параллель к книгам Волкова Элли вылив то самое ведро воды, освобождает Фиолетовую страну от власти злой Бастинды, Дороти у Магвайра только  что своими руками залила мечту о светлом будущем.
Однако,  в самомо  конце книги уже после её смерти, упомянуто,что  "а механические слуги встречались в доме, который когда-то был знаменитым «Приютом философа», и слушали, как освобожденный Громметик призывает к классовой революции"
Если книга Магвайра заинтересовала - почитайте. И да не могу не отметить,что обложка русского издания  значительно уступает английской. Арт там совсем не в тему.  Можно и весь цикл о стране Оз его авторства ( на английском там 4 книги , но действуют уже другие герои, естественно. Остальные три непереводились на русский язык.).Также можно посмотреть мюзикл.
Если кому -то интересно я могу разместить несколько ссылок на англоязычный Youtube , с обзорами  этой и других книг цикла.
P.S. Произношение имени главной героини/злодейки - пасхалка:)

P.P.S. Оказывается не один я проассоцировал Эльфабу с Международным женским днем:)

Официальный твиттер аккаунт мюзикла 8 марта вывесил такой арт https://twitter.com/WICKED_Musical/status/1236720853854846978



Так что да, "a witch may die, but she will always come back - always" (ведьма может умереть, но она всегда возвращается -всегда)" как выразился в интервью сам автор и "ELPHABA LIVES!" - граффити на стенах домов в Изумрудном городе.

Весь ужас для Гудвина, нового правительства, либералов вроде Глинды, в том,что со смертью Эльфабы ничего не кончилось, а только началось, Вам теперь с призраком Эльфабы вечно считаться придется и постоянно находиться в положении обороняющегося.

Tags: Общественное, Праздники, Размышления
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 3 comments