Noldo_Ecthelion (noldo_ecthelion) wrote,
Noldo_Ecthelion
noldo_ecthelion

Category:

О Толкине, советской литературе и свободном доступе к информации

A Thousand Eyes
The curse of the wise
Into the madness I descend
Many moons I've lingered lonely
Many dreams I've overseen
Now I wait for one below me
To arise and intervene
("Thousand Eyes" Miracle of Sound)

Товарищ Николай Зайков  nikolay_zaikov в настоящее время ведет довольно длинный цикл записей разборов положительных аргументов за  капитализм.

Один из таких я хотел бы разобрать. Благо есть прекрасный пример подобного.

Госпожа Светлана Таскаева она же  Анариэль Ровэн anariel_rowen в записи "Толкин и совок"  критикует Сергея Белякова ака Элентирмо tar_elentirmo

"Это явная и очевидная ерунда хотя бы потому, что при совке Беляков – и не он один – давно бы куковал на нарах как член организованной группы по распространению самиздата. Но есть соображения и более общего свойства.

СССР плевал на авторские права буржуазного мира. И в совке, и, по традиции, в постсоветские времена Толкина издавали, не имея на то прав. Что выбесило Кристофера Толкина, который решительно отказывался продавать права на русский перевод «Неоконченных» и «Истории Средиземья». Каковые права были получены только после того, как Кристофер ушел на покой. В результате «История Средиземья» по историческим меркам совсем недавно начала издаваться на русском для широкого читателя.
Так что все, кто любит Толкина, могут быть уверены в том, что без совка они – и, скорее всего, их родители, если не деды с бабками - и «Хоббита», и ВК, и «Неоконченные», «Историю Средиземья» прочли бы по-русски намного раньше, чем в реальности.

Надеюсь, из этого очевидно, что совок и Толкин – вещи несовместные. Пусть об этом никогда не забывают те, кто любит Толкина и созданный им мир." https://anariel-rowen.livejournal.com/835497.html

Дело в том,что г-жа Таскаева одновренно права и не права.

Права в конкретном случае и не права в общем. Действительно я лично с полным правом никакой эльфистики (tm) лично для меня со 100% вероятностью не существовало бы. И я отношусь к данному вопросу с полным принятием данного факта.

Почему не права?

Потому что в общем виде этот аргумент "За капитализм" формулируется в виде

"Капиталистическая рыночная экономика  обеспечивает свободный и широкий доступ массам к сфере информации,  науки и развлечений( музыки, кино, книг и т.д.)"

Изложение этого тезиса в сфере массовой культуры обычно принимает вид "Вы можете свободно слушать Led Zeppelin  и смотреть Эммануэль по телевизору"( нужное подставить, ненужное /вычеркнуть).

Да действительно, после разрушения системы раннего социализма на постсоветском пространстве наблюдался резкий рост доступности книг, фильмов, музыки.  Но этот массовый рост доступности ограничился 90ми (особенно началом)- серединой 2000 гг. Образовалось такое интересное окно возможностей, когда с одной стороны рухнула излишняя идеологическая государственная цензура, с другой еще не в (полной мере) вступили в действие ограничительные рыночные механизмы.
Контртезисы известны. И я их неоднократно обсуждал в том числе и в  ЖЖ (с Доктором Z d0ctor_z и Ай Дрэгоном i_ddragon)

И сводятся к трем основным параметрам.

1.  Жертва социально-экономическими параметрами. Даже в идеальном случае, рыночная экономика не приносит свободу информации сама по себе. А только в совокупности с урезанием бесплатной медицины, образования, безработицей и ухудшением положения трудящихся масс.
2. Антиимпериалистическая повестка 
В странах капиталистической периферии  к пункту № 1 добавляется  ограничения на доступность информации в силу отсутствия доступа к основным данным на основном языке науки настоящего момента   ( т.е. языке  экономического гегемона, конечно.  Как там выразилась Ася Казанцева "Язык науки - английский"? Верно, только в 19в. нач 20в. - это был немецкий, а в 18 в. - французский) В экстремальном случае это выглядит как знаменитый пример Тарасова и  редколлегии Сен-Жюста про местные племена на юге Индии , с коммунистами из местных племен, которых правительство ничего не могло поделать десятилетиями  несмотря на применении армии и напалма, просто потому что как с горечью были вынуждены  констатировать местные буржуазные пропагандисты "маоисты приходили к деревни с  букварем, учебником математики и красной книжкой Мао". Проще говоря, в силу лингвистического империализма индийское правительство не озаботилось о  том ,чтобы издавать литературу на родном языке этих племен и маоисты были первыми кто принес им хоть какую -то информацию:).

Сказанное выше это тема для отдельного разговора по каждому пунту. Более подробно рассмотрю третий пункт.
3. Доступность информации в рыночной экономике ограничивается самими рыночными механизмами.

Как напрямую (через механизм проприетарных имущественных авторских прав) и частной/правительственной цензуры, так и косвенно через недосточность тиража вследствие недостатка платежеспособного спроса.

Для начала о личных примерах.

Я до сих пор помню какое впечатление произвел на меня подростком просмотр той же "Эммануэль" на НТВ (тогда в ночное время  эротику по оппозиционному  НТВ вполне себе показывали)  в конце 90 х.

Да и возможность читать книги на английском,  слушать западную музыку,  англоязычные подкасты и разных англоговорящих  блогеров по любимым темам (напр. по тому же аниме)  Youtube  действительно есть, чем я  с удовольствием пользуюсь. И любимые сетевые англоговорящие блогеры  у меня есть, и в дискуссиях я участвую.
В нашей аспирантской группе социогуманитарных дисциплин есть прекрасные (реально прекрасные) знатоки английского,  имеющие зарубежные научные стажировки (а то и второе высшее зарубежом напр. есть девушка получавшая его в Германии).

С одной стороны... А с другой...
Нам  аспирантам 1 курса на  видеолекции в ННГУ им. Лобачевского "Научные сетевые ресурсы" наряду с официальными WoS и Scorpus     рассказывают про сайт ,который нельзя называть вслух, но знаменитый логотип с Черной Вороной все равно показывают:) и  недвусмысленно намекают,что пользоваться им Вы всё равно будете регулярно, потому что стоимость одной платной научной статьи на WoS или Scorpus, начинается от 30 долларов:)

В книжных магазинах моего города из Толкина  стоит по паре экземляров ВК и Хоббита, Сильм уже нужно искать и ловить (я выловил:) Неоконченные ... Ну,  я как -то видел один экзепляр от АСТ год назад
Англоязычные книги по Dragonlance в 2013 я заказывал чеез Ebuy, потому что в наш регион их просто не везли, и точно не привезут. Когда я хотел заказать Nier Automata на Amazon, пришлось заказывать бумажный экземпляр с доставкой, в три раза превышающей стоимость самой книги вместо электронного экземпляра, потому что электронные (Kindle) версии книг в РФ Amazon просто не продает.

Недавно на Реддлите англоязычное сообщество по SAO жаловалось,что тот же Amazon  без объяснения причин просто взял и внезапно выборочно удалил Kindle версии большей части томов SAO.
Почему? Можно только гадать, возможно опять за "сексуальный контент":) как это сделали с Австралии.

Про ту же Dark elf Trilogy Роберта Сальваторэ которую я как -то подростком в 2002 запоем прочитал с вечера пятницы по утро воскресенья, я не за что бы не узнал, не  будь тогда массовых пиратских сетей со свободным доступом. И да, в 2006 я покупал русскоязычные издания по FR, если что.
С DL ситуация абсолютно аналогичная.

Теперь переходим от личных наблюдений к общественным о состоянии книжного рынка РФ/

Из тех что знаю в ЖЖ по этой теме много писала инквизитор всея ЖЖ Надежда Попова congregatio и Игорь Николаев ака red_atomic_tank ).

И идем на сайт Российской книжной палаты,  смотрим статистику за 2019 год и 1 пол 2020 года.

http://www.bookchamber.ru/statistics.html

И что мы видим?

а) Раздел Выпуск книг и брошюр в РФ по годам

Год Число книг
и брошюр, печ.ед.
Общий тираж, тыс.экз. Печ. л.‑отт., тыс.
1980 49 563 1 393 226.5 15 047 947.9
2019 115 171 435 136.9 5 211 712.3

О чем говорит рост числа книг и брошюр в три раза  при одновременном падении общего тиража и числа печатных листов в те же три раза (т.е. в расчете на одну книгу в 9 раз)?

А о малотиражности выпуска. Книг и брошюр выпускается может и много по наименованиям, но маленьким тиражом.

б) Теперь смотрим сюда

2. Распределение выпуска книг и брошюр по тиражным группам. Сравнение 2018 и 2019 г.

Самые массовые подгруппы по числу книг и брошюр  -это до 500 и до 5000 экземпляров.

Тиражом до 500 экз. 54912 11677.61 171323.12 47.68 2.69
Тиражом до 5000 экз. 32589 101117.13 1533822.38 28.3 23.24

Для сравнения

Тиражом свыше 100 тыс. экз. 366 78624.24 994619.57 0.32 18.07


Прошу обратить  особое внимание ,что графа "Тиражом свыше 1 млн " отсутствует как класс в классификаторе.  В то время как  в советское время в те же 70-80 гг.  таким тиражом могли выпускаться  академические издания классиков вроде Пушкина:)

в) 20 наиболее издаваемых авторов по художественной литературе. 1 полугодие 2020 г. 20 наиболее издаваемых авторов по детской литературе. 1 полугодие 2020 г.

Суммарный тираж всех представленных авторов  - свыше 100 тыс. экземпляров. Из  всех представленных взрослых авторов к разделу фэнтези с полным правом может быть причислен только один -  пан Анджей Сапковский с его 374.0 тыс.  экз.  (частично Михаил Афанасьевич Булгаков, но он скорее издается уже по разделу - классики советской литературы, нежели фэнтези:)
Еще у нас есть Джоан  Кэтлин Роулинг, Вэбб Холли, Александр Мелентьевич Волков и  знаменитый творческий квартет Эрин Хантер:)    по разделу "Детская литература", двадцатка авторов по которой считается отдельно.
Из  взрослой НФ   у нас   только Рэй Брэдбери. Из детской литературы - Николай Николаевич Носов.

Каковы же тиражи  известных мастеров НФ, фэнтези и аниме в РФ? 5- 10 тыс. для наиболее известных вещей (вроде Death Note, Стального алхимика,  Волшебника Земнорья, Колеса Времени, Песни льда и Пламени и т.д.  ). Стальная Крыса или там Основание уже скромнее (4 тыс и 2 тыс соответственно). И это больше, чем издание  учебника Гражданского права под ред. С.А. Степанова (1,5) стоящее у меня на полке:)

Специальные монографические издания же... возьмем  напр. имеющийся у меня  "Русский Пьемонт" - интереснейшее чтение микроскопическим тиражом в 300 экз. (Каццола П. Русский Пьемонт. Серия Русская Италия. Издательство Старая Басманная, Москва, 2012. 332 стр., 60х90 1/16, с илл. Тираж 300. ISBN 978-5-904043-92-6м). Монография моего научного руководителя Л.А. Чеговадзе по Договорному регулированию (Договор и договорное регулирование) - 1 тыс. экз.

Для серий же фэнтези второго-третьего плана вроде  DL или FR ... Все гораздо печальнее. Повторю цитату Erensar на форуме Утехи,

"Wizards of the Coast без особой публичной огласки прекратили выпускать новые романы по вселенным DnD с 2016 года. Это, например, обсуждалось www.reddit.com/r/DnD/comments/9wtp7p/do_we_know... и forum.rpg.net/index.php?threads/is-it-smart-tha.... Чуть позже поищу пост Эда Гринвуда на эту тему. Сальваторе сменил издателя своих книг на Harper Collins: "When Wizards decided to discontinue the book line, the biggest pain for me wasn’t that I was about to lose half my work, it was that I wasn’t going to get to see my friends at Wizards."

Похоже, он остался последним из Могикан, и бесконечный нарратив про Дризта пережил остальные романы по ФР"
www.dragonlance.ru/forum/index.php?showtopic=27...

Tags: Общественное, Размышления, Сага о Копье Дракона, Толкин
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 74 comments