?

Log in

No account? Create an account

Кризис ролевой субкультуры: мнение Радомира


Из переписки.
Разве что выделить пару-тройку основных, на мой взгляд, причин, из-за которых тусовка потихоньку загнивает.

1. Отсутствие смены поколений. Тусовку формировали подростки и молодежь, получившая хорошее, по нынешним меркам, образование, выходцы из небогатых, но не бедствовавших семей интеллигенции, идеалисты-созерцатели, много читавшие (причем читавшие схожие книги), мало вовлеченные в масс-культуру и не сумевшие найти себе места и идеалов при сломе позднесоветской системы и насильственного внедрения новой, незнакомой и чуждой, системы ценностей - на словах западноевропейской, на деле - криминальной. Иными словами, совпало несколько исторически уникальных факторов, которые больше в истории не повторялись и вряд ли повторятся. Факторы сформировали молодежь, способную организовать и наполнить смыслом фэндомную тусовку. Но сейчас эти факторы ушли в прошлое. "Старая тусовка" взрослеет, стареет, обзаводится семьями, детьми, работой, теряет личную открытость к восприятию нового и, зачастую, желание создавать что-то новое, теряет, наконец, разнообразные иллюзии - в общем, как это сейчас говорится, социально адаптируется. А сколь-нибудь массового прихода новых людей - восторженных, дивных, открытых и с горящим взором - нет, и взяться им неоткуда. Возможно, вторую жизнь тусовка получит, когда в нее начнут (если начнут) приходить дети "стариков", то есть лет через 5-7. А возможно, и нет.

2. Распространение масс-культуры. Массовая культура современности в общем случае не способна сформировать молодого человека, который захочет войти в некоторую вторичную реальность методом Толкина - через усилие собственного воображения, пусть и подстегнутое книжным текстом. Книжный текст оставляет громадный простор для фантазии и "глюка" - там, где умалчивает об очевидно необходимых деталях. Масс-культура же предлагает человеку, и в том числе подростку с очень пластичным мировосприятием, уже готовые образы вторичных реальностей, разработанные подробно, с обилием деталей, так, что потребителю практически не остается места для того, чтобы включить собственное воображение. Посмотрите на разные фильмы вроде того же "Аватара" или "Гарри Поттера", на многочисленные миры компьютерных игр: детальная проработка налицо, и человеку нечего, незачем, да и как-то не очень интересно все это додумывать, дополнять и детализовать. Некоторые пытаются, по старой память, но скоро понимают, что занимаются зряшним делом, да и единомышленников маловато как-то. Иначе сказать, современная культура не способствует формированию "книжных детей" - тех, кто может стать пополнением в тусовке. А "компьютерным детям" это уже не нужно.

3. Распространение религиозности. Это, как ни странно, тоже причина. Тусовка - великолепная среда для миссионерства, причем миссионерства традиционных общин, способных связать свои идеи и события книг Толкина или ролевых игр. Когда религиозности вокруг людей было поменьше, фэндомцы - люди с огромным желанием верить во что-нибудь высокое - придумывали какие-то свои синкретические концепции, эзотерические культы, "эльфийскую идею" и т.п. Потом многие ушли - стали православными, католиками, и забросили свои прежние заблуждения. Другие замкнулись в узких общинках, перестали доверять посторонним, объявила их профанирующими высокое, или просто остались индивидуально верящими где-то в глубине души в высокие вещи, но не демонстрирующими это прилюдно. Конечно, многие и просто отказались от этого как от подростковой глупости. Та деятельность, которую эти люди вели в тусовке, наполняя ее жизнь религиозным содержанием, сохранившись, переадресовалась на дела религиозные. Например, изрядная часть нашей московской общины Ордена Проповедников сформировалась из бывших толкинистов и ролевиков. А другие преподают историю Церкви и аскетику в православных воскресных школах, или яростно восстанавливают старинную литургическую традицию...
И про ЭПЖей я сказал не очень много: с моей точки зрения, это достаточно частное явление, эзотерическая религиозная концепция, когда-то очень распространенная в тусовке, а теперь - относительно замкнутое сообщество, противопоставляющее себя остальному фэндому. "
Я обещал ответить в записи. Сосбвенно я со всёми основными мыслями согласен. Хотелось бы сделать  только несколько уточнений."исторически уникальных факторов, которые больше в истории не повторялись и вряд ли повторятся. "Это не так.Традиция ухода от действительности,как способа защиты сознания, при крутых общественных переломах не нова, содержание  то же, формы разные..Другое дело,что  на современную форму определяющее влияние оказал процесс виртуализации сознания, являющийся  в свою очередь одной из форм проявления постмодерна.Основная проблема отсутсвие связки идеальное -реальность, из-за чего сам процесс обречен на бесконечное повторение.
Возможно, вторую жизнь тусовка получит, когда в нее начнут (если начнут) приходить дети "стариков", то есть лет через 5-7. " Выражаясь терминологией Л.Гумилева это и есть переход от консорции к конвикции, от сообщества по интересам  сообществу по традициям, поддерживаемому не только притом из вне, но главным образом за счет естественной смены поколений.    Но только ...традиций как раз и нет, не сформировались.Разве есть общий годовой круг памятных дат, традицих их празднования,  регулярных общественных мероприятий, более или менее общий свод правил и норм поведениятрадиционно прнятых в сообществе, с моральной санкцией за их нарушение , круг неформальных лидеров , наличие особых культурных, отличительных знаков в одежде, языке,поведении...
Такие люди,как К.Кинн в своё время не озаботились их созданием.Массовой связки между  старой гвардией и молодежью нет.
Про масс культуру тоже согласен.Её массовое распространение создает юллюзию многочисленности ролевого сообщества, путем формальной к нему принадлежности, хотя они вовсе не его часть.Например, В группе в Контакте может состоять 8000 эльфов, но разделяют ли они в действительности ценности субкультуры, готовы ли они к реальным деействиям, увы нет.
Скорее даже не религиозность, а общий процесс: традционалисткое возрождение,происходящее на территории бывшего СССР,  нечто похожее на "весну народов" в Европе 20-30г. 20в.
Про эльфов.Штука в том,что нечто подобное( например, для  Гномов книга Дорога в Кхазад-Дум)  в массовом порядке было бы выходом для всёй ролевой субкультуры в целом, путем преодоления вышеуказзанного разрыва с реальностью..Конечный результат был бы похож на описанное в расказе "Назгули гули -гули" Когда играющие в итоге стали теми в кого они  первоначально играли.Но как мы видим этого не произойдёт.

Comments

***азве есть общий годовой круг памятных дат, традицих их празднования, регулярных общественных мероприятий, более или менее общий свод правил и норм поведениятрадиционно прнятых в сообществе, с моральной санкцией за их нарушение , круг неформальных лидеров , наличие особых культурных, отличительных знаков в одежде, языке,поведении...
Такие люди,как К.Кинн в своё время не озаботились их созданием.

Я прошу прощения, но это pizdets. С какой стати я должна морочить сбее голову регулярными общественными мероприятиями, какими-то там правилами и нормами, моральными санкциями, отличительными знаками?
Парни, вы в своем уме?

Радомир, вот честно, положа руку на сердце, скажи мне - в 1998 году тебе мое мнение о твоем поведении, воззрениях, отношениях с со-тусовщиками было значимо? ИЛи абсолютно по барабану? Так какие, к троллям, моральные санкции?

Ролевая субкультура вполне себе развивается, и довольно бурно. И настолько многопоточно, насколько это возможно. Если высунуть голову из коробочки, то это видно невооруженным глазом.

Пойду запишу к своим подвигам еще один. А то на моем счету уже числятся деградация Эгладора, несколько закатанных в асфальт юных фанфикописцев, десятка полтора творчески-убитых пиитов, уничтожение Арда-на-Куличках, искоренение апокрифизма, отравление толкинизмом "фэндома Синсэнгуми", а вот о необеспечении преемственности родевой субкультуры впервые читаю...
Радомир, вот честно, положа руку на сердце, скажи мне - в 1998 году тебе мое мнение о твоем поведении, воззрениях, отношениях с со-тусовщиками было значимо?
Ну, в общем, было. Я в 1998 году был еще "пионером" и смотрел на "олдовых" с изрядным чувством глубокого "о!". Значимость тут была, конечно, не из ряда вон выходящая, но мне бы тогда было неприятно услышать от тебя отрицательное мнение о вышеперечисленном. И приятно было бы услышать обратное. А что?

Ролевая субкультура вполне себе развивается, и довольно бурно. И настолько многопоточно, насколько это возможно.
Эктелион не совсем четко понял мою мысль. Я говорил не о ролевой субкультуре, а о субкультуре фэндома - это все-таки разные, хоть и смежные, вещи. Взять тех же ЭПЖей - это часть фэндома, но не ролевики. И если ролевая субкультура сейчас развивается достаточно динамично, то субкультура фэндома потихоньку стагнирует. Если не деградирует.
1. Ну вот Эктелион требует, чтобы авторитеты руководили такими, как ты. Я в полном недоумении - как? Да я б вам наруководила, ага. :-)

2. Что ты понимаешь под субкультурой фэндома? как определить границы фэндома?

ЭПЖи не ролевики? А на Бар-Эн-Мирдайн 2006 были их призраки, что ли?

И ведь хорошо же играли. Да, по своей концепции, но хорошо.

С чего вы взяли,что конкретно к вам

Ясно же написано"Такие люди,как К.Кинн " а не К. Кинн.Речь идет о -лидерах 90-х в целом. " С какой стати я должна морочить " А с той,что лидерство, в том числе и неформальное преполагает ответственность за состояние тех,кого возглавляешь, в том числе и будущее .Думать о будущем развитии должны генералы, а не солдаты. А, вы ,господа старая гвардия , не озаботились.
. Если высунуть голову из коробочки, то это видно невооруженным глазом."
Да, а вот в этом сильно сомневаюсь.

Re: С чего вы взяли,что конкретно к вам

Эктелион, у Вас, к сожалению, несколько ложное представление о структуре фэндома конца 90-х. Никто там никого не возглавлял и никем не руководил, исключая капитанов команд, возникавших перед играми и распадавшихся после них. А так тусовка была достаточно аморфным сообществом лиц с ОБВМ, которые приходили поделиться своим ОБВМ с теми, кто желал того же. Кто-то имел более весомую репутацию, кто-то менее весомую. Но иерархической дисциплинирующей веритикали фэндом никогда не знал, и инициативы то Н. Васильевой, то Б. Батыршина учинить что-то такое встречались полным игнором.

А о каком кризисе мы говорим

Ролевая субкультура вполне себе развивается, и довольно бурно." Госпожа К.Кинн, а вы предыдущую мою запись по теме(Постановка проблемы) читали или сразу кинулись отвечать? Я говорю о кризисе ролевой субкультуры КАК О КРИЗИСЕ ОБЪЕДИНЯЮЩЕЙ ИДЕИ. Коли,вы мне по этому вопросу возражете и субкультура по вашему развивается, то вам требуется доказать что такая идейная общность есть. Но мы одно ли понятие используем?Судя по всему вы о чем-то другом говорите.
Кстати, в чём соглашусь с Кэт( хоть и не любим мы с ней друг друга, чего греха таить) - в том, что непонятно почему претензия о некой общности традиций Эгладора обращена именно к ней. Не Кэт собирала Эгладор, и непонятно, как и зачем она могла бы разрабатывать для него единые даты, ритуалы, памятные дни, ets. С тем же вопросом можно было обратиться, например, к Ниэнне, Котёнке, Борису Батыршину( рыцарю БББ), Лиссэ и многим другим - и они бы вполне закономерно ответили бы недоумением, ибо все они НЕ БЫЛИ единым сообществом, чтобы разрабатывать и единую ритуалистику. Так что - претензии не по адресу.

А по поводу ваших с Радомиром выкладок, Эктелион, я бы внесла своё уточнение к пункту № 2 - "Распространение масс-культуры. "

Лично мне не кажется, что личные глюки на основе творчества Профессора возникали лишь потому, что профессорский мир был как бы недописан, в нём "много воздуха", куда можно "впихнуть" собственного персонажа, и всё такое. Ну, возьмите вы того же Гарри Поттера у Джоан Роулинг: что, туда нельзя точно так же придумать персонажа? Сколько было учеников на всех этих Грифиндорах, Слизеринах, Коктевранах и Пуффендуях? Сколько было малоизвестных преподавателей в Хоггвардсе? Сколько было просто всяких тёмных сил в виде пробудившихся троллей и прочих?И что, было бы трудно выдумать себе образ или взять уже готовый из имеющихся?
Нет, дорогие мои, не в этом тут дело!
В мире Толкиена происходит некое "узнавание", все мы искали здесь что-то своё, родное и близкое. А в мирах других писателей этого куда меньше, если вообще есть. И незачем закрывать глаза на этот факт.
А я и не говорю, что причина личных глюков - в "недописанности" текстов Толкина. Причина в том, что мир Арды прекрасен и близок, тут ты права. Но это именно причина, а "недописанность" - пространство, в котором действует причина.

Вот, скажем, взять прелестный фильм "Аватар". Он оказался прекрасен и близок многим людям, но пространство для действия, из-за детальной кинематографической прорисовки мира, оказалось крайне незначительным. Поэтому после первого "всплеска" фэндомного интереса к фильму все сошло на нет.

Кстати, гаррипоттеровский фэндом тоже сумел создать пространство для детализации мира. Но в нем нет этого характерного для толкиновского фэндома конца 90-х полурелигиозного пафоса: "поттеротолчки" (те, которые мне известны) воспринимают мир "Хогвартских Сезонов" как пространство для развлечения, а не как лучший мир, свободный от недостатков нынешнего.
тем же вопросом можно было обратиться, например, к Ниэнне, Котёнке, Борису Батыршину( рыцарю БББ), Лиссэ и многим другим - и они бы вполне закономерно ответили бы недоумением, ибо все они НЕ БЫЛИ единым сообществом" Оно и не К.Кнн,конкретно. Но только они были ЛИДЕРАМИ, пусть и неформальными.А значит несут ответсвенность за состояние тех кого возглавляли.
По поводу пункта 2 , буду думать отвечу позже.
Простите, уважаемая Сафа, но насчёт "куда меньше если вообще есть" Вы не правы.

Отсылаю Вас к замечательному произведению Ассиди, с коей Вы сходитесь как минимум в части не очень любви к К.Кинн ;) но произведение не об этом.

http://www.eressea.ru/assidi/vspomnit.shtml

и, как обычно, начали с философского вопроса, закончили банальным...э... даже не знаю, как назвать-то...
А никак не называй. Кэт Кинн просто воюет в очередной раз, думая, что на неё наехали, хотя обсуждение само по себе очень интересное.
Гм, ничего не понимаю. Кто такие ценности субкультуры? Кто их устанавливает, Кэтрин Кинн? А знакомые мне ненавистники Кинн _из старого поколения_ к субкультуре значит уже не относятся?

Молодёжи нет - фигня. Может не так много. И точно - преимущественно не из Москвы. Волна плавно покатилась по провинциальным городам, похоже вместе с доступностью интернета, но оттуда приезжают-таки на реальные живые игры (и коны).

Ну не знаю, Миш. У меня сейчас рядом как раз московской и подмосковной молодежи изрядная компания, очень толковые ребята, одно удовольствие - что работать, что играть. :) И из регионов новый народ есть, и даже к нам доезжает. :)