Noldo_Ecthelion (noldo_ecthelion) wrote,
Noldo_Ecthelion
noldo_ecthelion

Categories:
  • Mood:

Кризис ролевой субкультуры: мнение Радомира


Из переписки.
Разве что выделить пару-тройку основных, на мой взгляд, причин, из-за которых тусовка потихоньку загнивает.

1. Отсутствие смены поколений. Тусовку формировали подростки и молодежь, получившая хорошее, по нынешним меркам, образование, выходцы из небогатых, но не бедствовавших семей интеллигенции, идеалисты-созерцатели, много читавшие (причем читавшие схожие книги), мало вовлеченные в масс-культуру и не сумевшие найти себе места и идеалов при сломе позднесоветской системы и насильственного внедрения новой, незнакомой и чуждой, системы ценностей - на словах западноевропейской, на деле - криминальной. Иными словами, совпало несколько исторически уникальных факторов, которые больше в истории не повторялись и вряд ли повторятся. Факторы сформировали молодежь, способную организовать и наполнить смыслом фэндомную тусовку. Но сейчас эти факторы ушли в прошлое. "Старая тусовка" взрослеет, стареет, обзаводится семьями, детьми, работой, теряет личную открытость к восприятию нового и, зачастую, желание создавать что-то новое, теряет, наконец, разнообразные иллюзии - в общем, как это сейчас говорится, социально адаптируется. А сколь-нибудь массового прихода новых людей - восторженных, дивных, открытых и с горящим взором - нет, и взяться им неоткуда. Возможно, вторую жизнь тусовка получит, когда в нее начнут (если начнут) приходить дети "стариков", то есть лет через 5-7. А возможно, и нет.

2. Распространение масс-культуры. Массовая культура современности в общем случае не способна сформировать молодого человека, который захочет войти в некоторую вторичную реальность методом Толкина - через усилие собственного воображения, пусть и подстегнутое книжным текстом. Книжный текст оставляет громадный простор для фантазии и "глюка" - там, где умалчивает об очевидно необходимых деталях. Масс-культура же предлагает человеку, и в том числе подростку с очень пластичным мировосприятием, уже готовые образы вторичных реальностей, разработанные подробно, с обилием деталей, так, что потребителю практически не остается места для того, чтобы включить собственное воображение. Посмотрите на разные фильмы вроде того же "Аватара" или "Гарри Поттера", на многочисленные миры компьютерных игр: детальная проработка налицо, и человеку нечего, незачем, да и как-то не очень интересно все это додумывать, дополнять и детализовать. Некоторые пытаются, по старой память, но скоро понимают, что занимаются зряшним делом, да и единомышленников маловато как-то. Иначе сказать, современная культура не способствует формированию "книжных детей" - тех, кто может стать пополнением в тусовке. А "компьютерным детям" это уже не нужно.

3. Распространение религиозности. Это, как ни странно, тоже причина. Тусовка - великолепная среда для миссионерства, причем миссионерства традиционных общин, способных связать свои идеи и события книг Толкина или ролевых игр. Когда религиозности вокруг людей было поменьше, фэндомцы - люди с огромным желанием верить во что-нибудь высокое - придумывали какие-то свои синкретические концепции, эзотерические культы, "эльфийскую идею" и т.п. Потом многие ушли - стали православными, католиками, и забросили свои прежние заблуждения. Другие замкнулись в узких общинках, перестали доверять посторонним, объявила их профанирующими высокое, или просто остались индивидуально верящими где-то в глубине души в высокие вещи, но не демонстрирующими это прилюдно. Конечно, многие и просто отказались от этого как от подростковой глупости. Та деятельность, которую эти люди вели в тусовке, наполняя ее жизнь религиозным содержанием, сохранившись, переадресовалась на дела религиозные. Например, изрядная часть нашей московской общины Ордена Проповедников сформировалась из бывших толкинистов и ролевиков. А другие преподают историю Церкви и аскетику в православных воскресных школах, или яростно восстанавливают старинную литургическую традицию...
И про ЭПЖей я сказал не очень много: с моей точки зрения, это достаточно частное явление, эзотерическая религиозная концепция, когда-то очень распространенная в тусовке, а теперь - относительно замкнутое сообщество, противопоставляющее себя остальному фэндому. "
Я обещал ответить в записи. Сосбвенно я со всёми основными мыслями согласен. Хотелось бы сделать  только несколько уточнений."исторически уникальных факторов, которые больше в истории не повторялись и вряд ли повторятся. "Это не так.Традиция ухода от действительности,как способа защиты сознания, при крутых общественных переломах не нова, содержание  то же, формы разные..Другое дело,что  на современную форму определяющее влияние оказал процесс виртуализации сознания, являющийся  в свою очередь одной из форм проявления постмодерна.Основная проблема отсутсвие связки идеальное -реальность, из-за чего сам процесс обречен на бесконечное повторение.
Возможно, вторую жизнь тусовка получит, когда в нее начнут (если начнут) приходить дети "стариков", то есть лет через 5-7. " Выражаясь терминологией Л.Гумилева это и есть переход от консорции к конвикции, от сообщества по интересам  сообществу по традициям, поддерживаемому не только притом из вне, но главным образом за счет естественной смены поколений.    Но только ...традиций как раз и нет, не сформировались.Разве есть общий годовой круг памятных дат, традицих их празднования,  регулярных общественных мероприятий, более или менее общий свод правил и норм поведениятрадиционно прнятых в сообществе, с моральной санкцией за их нарушение , круг неформальных лидеров , наличие особых культурных, отличительных знаков в одежде, языке,поведении...
Такие люди,как К.Кинн в своё время не озаботились их созданием.Массовой связки между  старой гвардией и молодежью нет.
Про масс культуру тоже согласен.Её массовое распространение создает юллюзию многочисленности ролевого сообщества, путем формальной к нему принадлежности, хотя они вовсе не его часть.Например, В группе в Контакте может состоять 8000 эльфов, но разделяют ли они в действительности ценности субкультуры, готовы ли они к реальным деействиям, увы нет.
Скорее даже не религиозность, а общий процесс: традционалисткое возрождение,происходящее на территории бывшего СССР,  нечто похожее на "весну народов" в Европе 20-30г. 20в.
Про эльфов.Штука в том,что нечто подобное( например, для  Гномов книга Дорога в Кхазад-Дум)  в массовом порядке было бы выходом для всёй ролевой субкультуры в целом, путем преодоления вышеуказзанного разрыва с реальностью..Конечный результат был бы похож на описанное в расказе "Назгули гули -гули" Когда играющие в итоге стали теми в кого они  первоначально играли.Но как мы видим этого не произойдёт.
Tags: Культурология, Толкин, Эльфы
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 253 comments