?

Log in

No account? Create an account

Читая КС О "Милосердии" Валар


Прежде чем поговорить о Валар -"ангелах" и о Статуте , рассмотрим еще один эпизод ярко иллюстрирующий то,что Валар понимали под " милосердием"
And when they came into the West the Gnomes for the most part rehabited the Lonely Isle, that looks both West andEast;  and  that  land  became  very  fair, and  so remains.  But some returned  even to  Valinor, as  all were  free to  do who  willed;and there  the  Gnomes  were  admitted  again  to  the  love of  Manwe and the pardon of the Valar; and the Teleri  forgave their  ancient grief, and the curse was laid to rest.

И когда они пришли на Запад, большая часть номов поселилась на Одиноком Острове, что глядит и на Запад, и на восток; и земля та стала прекрасной, и остается такой поныне. Но некоторые вернулись даже и в Валинор, как вольны были сделать все, кто этого желал; и там номам вновь была дарована любовь Манвэ и прощение Валар; и тэлери простили им древнюю обиду, и проклятие потеряло силу. (КС)
Т. е. прямое утверждение, что изгнанникам можно было вернуться в Валинор. Более того  утверждение касается всех эльфов Белерианда
А теперь смотрим  сюда. "And when they came into the West the Elves of Beleriand dwelt upon Tol Eressëa, the Lonely Isle, that looks both west and east; whence they might come even to Valinor. They were admitted again to the love of Manwë and the pardon of the Valar; and the Teleri forgave their ancient grief, and the curse was laid to rest."
Откуда они могли плавать даже в Валинор... Чувствуйте разницу? Вроде  как тюремщики разрешают плавать на экскурсию.

Галадриэль из »: «Какое зло совершил золотой дом Финарфина, что я должна просить прощения валар или довольствоваться островом в море, когда моей родной землей был Аман Благословенный? » Здесь мы имеем четкое утверждение, что Галадриэль по возвращении за Море должна будет жить на Тол Эрессеа, а не в Амане.Такое оно Валарское милосердие  и как бы  прошение.
Далее рассмотрим версию,что это только правка Кристофера( не знал   христианских мотивов)
Но существует еще и знаменитое письмо Толкиена Милтону Уолдману, написанное в конце 1951 г., в котором говорится, что «Эльфам-Изгнанникам … им не следовало снова постоянно жить в Валиноре, но  на Одиноком острове, Эрессеа, в  пределах  видимости Благословенного королевства» («Exiled Elves … They were not to dwell permanently in Valinor again, but in the Lonely Isle of Eressea within sight of the Blessed Realm»).
Итак  мы видим ясный запрет на проживание в одной местности с  разрешением на проживание  в  другой строго-определенной местности.
На уголовно-правовом языке он называется ссылка и является уголовным наказанием.Либо прошение и тогда нет никакого наказания либо уголовное наказание.То,как поступили Валар, называется смягчение наказания, но не его прощение. Попытка их совмещения логическое противоречие.
(Кстати Моргот, после отбытия тюремного срока, высылки не получил, а нолдор после бедствий получили. Получается их наказание больше?)

Comments

Откуда вторая цитата, про "экскурсию в Валинор" и откуда первая.
Там еще надо коррелировать с историей гибели Двух Древ и преданием о падении Нуменора...

Поскольку версия с экскурсией может быть написана после истории гибели Двух Древ, когда Толкин полагал, что к тому времени Валинор был в запустении...

А еще ситуация с возвращением в Валинор (вернее с разрешением возвращаться раньше, и отменой этого решения позже для эльфов, что запоздали вернуться сразу после Войны Гнева) могла быть связана с тем, что Валинор стал сокрытым от Арды, после того как на него покусились падшие нуменорцы. И проход (даже по Прямому пути - там, где дороги расходятся у горизонта и одна ведет на небо) остался только до Тол Ерессеа...
Откуда вторая цитата, про "экскурсию в Валинор" и откуда первая."Всё просто. На счет первой я прямо указал, Это Квэнта Сильмариллион(КС) цитаты из которой я уже ранее в журнале рассматривал, ( из тома 5 ч.2 Валинор и Средиземье прежде Властелина Колец). Вторая собственно опубликованный Сильм.Кристофера в пер Н.Эстель.Цитата Галадриэль из Элессара.
ок уточню у знатоков...

Но одно могу сказать точно (Для этого и моих знаний вполне хватает) опубликованный "Сильмариллион", к "Квенте Сильмариллион из 5 т." имеет очень приблизительное отношение...

Кристофер Толкин, когда готовил "Сильм" к изданию, перелопатил все, что отец его упел написать, а в тех местах, где у отца (Профессора) не было достаточной ясности и существовали одновременно разные (порой противоположные версии происходимого), Кристофер выбрал просто то, что ему понравилось на свой вкус, совершенно не согласовываясь (или почти не согласовываясь) с христианской концепцией отца.

Кристоферу вообще до лапочки была христианска составлющая произведений Дж.Р.Р.Толкина. Поскольку Кристофер никогда не пытался быть христианским писателем, а является просто "Буквоедом безразборным" ;)))) (с).


"Сильмариллион" же Кристофером собирался уже после смерти отца, и без согласования с отцом (разумеется)... вот такая вот штука...
Кристоферу вообще до лапочки была христианска составлющая произведений Дж.Р.Р.Толкина. " В данном случае, он следовал мысли отца. Я отредоктировал запись и привел цитату из письма самого Толкина об эльфах -изгнанниках и о том,что им не следовало жить в Валиноре.
Именно поэтому, когда литературоведы пытаются рассматривать философские концепции мира ТОлкина, опубликованным "Сильмом" не принято пользоваться, а принято только Профессорскими черновиками к нему и мифологии.
Но там такая путаница в черновиках, что сам черт ногу сломит. Просто диссертации на этих научных изысканиях и по устранению этой путаницы писать надо.
На меньшее, чем диссер, формата исследований не хватит.

Вот такая вот неудобная картина...
А столь тонко копать философию, как пытаетесь Вы, по опубликованному "Сильму" не получится, это заведомо тупиковый способ что-либо толковое и точное выяснить...
А что это за вариант с "Валинором в запустении"? Лично мне такого не попадалось.
возможно, я что-то путаю, но, КАЖЕТСЯ, это черновики к "Дому Потеряной Игры". То есть совсем древний вариант, где Саурон еще Кот, а эльфы это такие гномы... то что они гномы, это сохраняется довольно долго, а вот идея с Котом Сауроном, а Береном Эльфом. ушла довольно быстро... это самое начало творчества Толкина до 20-х годов, еще. А вот сохранилась ли эта идея с Валинором в Запустении и оформилась ли вообще в какую-то мысль потом, чем в самом начале творчества, это уже сказать не могу, не знаю градации текстов...
Вот что оставшихся нолдор в Валиноре не привечали (потом это исчезает) - идея есть в ранних текстах, а то, что Валинор "опустел" - такого я не встречала.
А последняя версия - и вовсе ничем не подтверждается. Хотя интересно...
Во всяком случае двойных стандартов у Толкина не должно быть, поскольку он католик, а в католичестве их не наблюдается... и все что кажется двойными стандартами, скорее всего имеет объяснения именно в том, что в разное время Толкин видел по разному Арду и ее метафизику...
Черновиков у него 12 томов, причем даже в 12 томном издании они лишь очень приблизительно расписаны по времени появления.
Ну просто исходя из того, что и в "путешествии Брендана", и в "Доме Потеряной Игры", тот остров до которых добираются персонажи - это явно прообраз Эрессеа, на Валинор никак не тянущий, и возникла такая идея, что первоначальном замысле доступность по возвращению была только у Эрессея.

А если прочитать "записки клуба "мнения", где Толкин высказал концепцию визионерства, и что по его мнению это такое физически..., то эти рассуждения опять нас отправляют к острову Авалон, который не тянет на Валинор по весьма многим параметрам.
Что очень сильно наталкивает на мысль, что правильно изначально было только про Эрессеа (а с Валинором, и возвращением именно в Валинор, это уже последующая более поздняя путаница в мыслях самого Толкина, возникшая из-за того, что описания Валинора и ТолЭрессея, в общем-то, похожи, и некоторое время Эрессеа был даже синонимом Валинора, вернее Валинор был синонимом Эрессея.

Во всяком случае у меня сложилось именно такое впечатление, от тех текстов которые мне удалось перечитать (в том числе в переводах) и из тех текстов, что кусками цитировались переводчиками из "ТТТ" в неформальном общении...
Тол Эрессэа, конечно, не Валинор, но идея о "заброшенности Валинора" отсюда не следует. Во всяком случае, есть упоминания, что Ингиль (сын Инвэ-Ингвэ) вернулся в Валинор и "сидит у ног Манвэ". Да и солосимпи (тэлери) Валинора тоже никуда не переселялись по-видимому.