?

Log in

No account? Create an account

Читая КС О "Милосердии" Валар


Прежде чем поговорить о Валар -"ангелах" и о Статуте , рассмотрим еще один эпизод ярко иллюстрирующий то,что Валар понимали под " милосердием"
And when they came into the West the Gnomes for the most part rehabited the Lonely Isle, that looks both West andEast;  and  that  land  became  very  fair, and  so remains.  But some returned  even to  Valinor, as  all were  free to  do who  willed;and there  the  Gnomes  were  admitted  again  to  the  love of  Manwe and the pardon of the Valar; and the Teleri  forgave their  ancient grief, and the curse was laid to rest.

И когда они пришли на Запад, большая часть номов поселилась на Одиноком Острове, что глядит и на Запад, и на восток; и земля та стала прекрасной, и остается такой поныне. Но некоторые вернулись даже и в Валинор, как вольны были сделать все, кто этого желал; и там номам вновь была дарована любовь Манвэ и прощение Валар; и тэлери простили им древнюю обиду, и проклятие потеряло силу. (КС)
Т. е. прямое утверждение, что изгнанникам можно было вернуться в Валинор. Более того  утверждение касается всех эльфов Белерианда
А теперь смотрим  сюда. "And when they came into the West the Elves of Beleriand dwelt upon Tol Eressëa, the Lonely Isle, that looks both west and east; whence they might come even to Valinor. They were admitted again to the love of Manwë and the pardon of the Valar; and the Teleri forgave their ancient grief, and the curse was laid to rest."
Откуда они могли плавать даже в Валинор... Чувствуйте разницу? Вроде  как тюремщики разрешают плавать на экскурсию.

Галадриэль из »: «Какое зло совершил золотой дом Финарфина, что я должна просить прощения валар или довольствоваться островом в море, когда моей родной землей был Аман Благословенный? » Здесь мы имеем четкое утверждение, что Галадриэль по возвращении за Море должна будет жить на Тол Эрессеа, а не в Амане.Такое оно Валарское милосердие  и как бы  прошение.
Далее рассмотрим версию,что это только правка Кристофера( не знал   христианских мотивов)
Но существует еще и знаменитое письмо Толкиена Милтону Уолдману, написанное в конце 1951 г., в котором говорится, что «Эльфам-Изгнанникам … им не следовало снова постоянно жить в Валиноре, но  на Одиноком острове, Эрессеа, в  пределах  видимости Благословенного королевства» («Exiled Elves … They were not to dwell permanently in Valinor again, but in the Lonely Isle of Eressea within sight of the Blessed Realm»).
Итак  мы видим ясный запрет на проживание в одной местности с  разрешением на проживание  в  другой строго-определенной местности.
На уголовно-правовом языке он называется ссылка и является уголовным наказанием.Либо прошение и тогда нет никакого наказания либо уголовное наказание.То,как поступили Валар, называется смягчение наказания, но не его прощение. Попытка их совмещения логическое противоречие.
(Кстати Моргот, после отбытия тюремного срока, высылки не получил, а нолдор после бедствий получили. Получается их наказание больше?)

Comments

Но все-таки, когда о Валар пишут, как об «ангелах" Т.е. что их соотносят с ангелами. А с этим я не согласен.Для меня в лучшем случае "серые ангелы2 Предания, но не ангелы классической традиии.
Про епитимью, понятно.Но штука в том,что когда она накладыается строго оговариваются условия её окончания.
У Галадриэль получается выбор между плохо (ехать на Эрессэа) и еще хуже - остаться в Эндоре.
Я тоже против прямого отождествления Валар и Ангелов. Вообще, судить Арду мерками религий сложно, если не невозможно – не это уже другая тема. Мне даже кажется, что ты допускаешь ошибку, когда «христианизируешь» мир Арды, а сравнение с апокрифическими «серыми» это, какая никакая, а христианизация. То же с епитимьей – я писала о ней в ковычках, т.к. эта мера (поселение на Эрессэа) похоже на епитимью, но ей не является. И нарушение запретов Валар (любых, причем) это не грех в христианском смысле. Т.к. никакого христианства в Арде нет. Все-таки толкиеновский «христианский дух» и подтекст – это далеко не то же самое, что само христианство.
Теперь по существу. Все-таки замахнусь сопоставить Ангелов христианской традиции и Валар. Я слабовата в религиоведении, но все-таки природа ангелов не подразумевает абсолютного «совершенства». Абсолютно совершенен только сам Абсолют. А сам Бог «слугам Своим не доверяет и в Ангелах Своих усматривает недостатки». Более того, из-за того, что Ангелы обладают свободной волей, они способны и на падение – как один известный товарищ с последователями. Итак, если Ангелы сами по себе имеют недостатки и свободную волю – то это никак не противоречит, а наоборот объясняет возможный недостаток того самого милосердия. Тем более, что милосердие – очень, ну просто очень растяжимая штука :) Так что, не здесь, ИМХО, лежит отличие Валар от Ангелов.
И еще – почему мы говорим обо ВСЕХ Валар? Если решение принимал Манвэ (а он уполномочен), то остальные Валар могли быть даже прямо против этого. Да даже если из-за возвращения Галадриэли и всех-всех-всех был собран Совет, то не все, кто сидел в Круге Судеб мог быть за поселение на Эрессэа. Что-то подсказывает мне, что Ниенна была бы против этого решения.
И еще – ИМХО, Валар благи. Не только текстологически, они и по факту благи. Но благость не синоним ни огромного ума, ни колоссального понимания эльфов и людей.
И еще – (последнее) – а промысел Эру в этом деле ты не совсем сбросил со счетов? Старик мог бы и намекнуть о нежелательных лицах – а мы потом «не ангелы, не ангелы…» :)
Ну, что они не "христианские ангелы" - этого никто не отрицает, в том числе сам Толкин. Однако же откуда взялось убеждение в их "серости" - коли уж они (хотя не все) не отступают от воли Эру (хотя могут ошибаться)?