?

Log in

No account? Create an account

О феодализме

Сразу скажу я  осознанный противник феодализма. Что я понимаю под феодализмом. В первую очередь его классическую западно-европейскую форму.
Среди наших  оторванных от реальности  ролевиков часто присутствует  нездоровая идеализация феодализма и феодальных отношений в  целом. 1) Сами ролевые игры. Естественно воображать себя  на роль лорда или  благородного вассала, но не роль крестьянина, трудящегося веь день от зари до зари. Гилдор, в ранее упомянутом интерью совершенно правильно замечает,что  " Касательно «феодализма» и прочего «ретроидеализма» – не стоит путать реальную историю с трудами Мелори – в реальности все было далеко не так пафосно и редко когда благородно – скорее с точностью до наоборот. Феодализм в первую очередь – социально-политическая структура, характеризующаяся наличием двух социальных классов — феодалов-землевладельцев и крепостных крестьян, экономически зависящих от них; феодалы при этом связаны друг с другом специфическим типом правовых обязательств, известных как феодальная лестница, построенная на системе взаимного вассалитета (то есть взаимных клятв вассала и сюзерена). Те, кто идеализируют феодализм, себя зачастую ставят на место «благородных феодалов», и не желают задумываться о такой мелочи, как бесправные крепостные. "Я бы только уточнил,что крепостные не были столь бесправны, крепостное право возникло  в момент разложения феодальных отношений, российское крепосмтное право было специфическим  явлением и притом совершенно необходимым, по утверждению даже историков -коммунистов.Но это отдельный разговор.А в Западной Европе положение крестьян несколько отличалось.
"Всматриваясь в наши поля, мы видим, что они усеяны множеством каких-то диких животных, самцов и самок, со смуглым, синевато-багровым цветом кожи, перепачканных землею и совершенно сожженных солнцем… Они обладают чем-то вроде членораздельной речи, и когда кто-либо из них поднимается на ноги, у него оказывается человеческое лицо… На ночь они прячутся в свои логовища, где живут черным хлебом, водой и кореньями» (цитату из Лабрюйера приводит Ипполит Тэн в своей знаменитой книге «Старый порядок», пер. с франц., СПб. 1907). За один 1715 год, пишет уже сам Тэн, от голода (не от чумы!) вымерла треть крестьянского населения Франции, — и, заметьте, это не вызвало даже бунта против помещиков. В маленькой Саксонии от голода 1772 года умерло 150 тысяч человек — и тоже обошлось без потрясений. Как раз в годы царствования нашего Петра I, можно сказать, первого русского закрепостителя, в Англии действовал Act of Settlement, по которому никто не мог поселиться в другом приходе, кроме того, где родился, под страхом «ареста и бесчестия», а для простой поездки в город крестьянину требовалось письменное разрешение. Все познается в сравнении, знаете ли…"
http://specnaz.ru/article/?869
 2) Феодальный принцип  в совей классической форме совершенно не пригоден для больших территорий, особенно соединенных с тяжелыми условиями климата, как в России.
"На обломках великой Римской Империи разместились в качестве победителей германские племена, внесшие совершенно неизвестный древнему европейскому миру принцип — принцип феодализма: суверенных прав всякого крупного землевладельца. Этот принцип раздробил Европу — дробит ее и до сих пор. Все усилия «великих европейцев», начиная с Карла Великого — через Габсбургов, Ришелье, Наполеона, Гитлера и кончая Уинстоном Черчиллем, не смогли и не смогут преодолеть этого раздробления.

Феодальный принцип, во время так называемых Крестовых Походов, раздробил также Византийскую Империю. Он же привел к монгольскому игу в России: Ярослав «Мудрый» раздробил страну на феодальные «уделы», и удельные князья были разбиты поодиночке.

Феодальный принцип есть по существу принцип мещанства , и он дольше всего удержался в стране, в которой мещанство является определяющей характеристикой, — в Германии (О. Шпенглер, Г. Кайзерлинг и др.)."Солоневич И.Л. Народная монархия с.13-14.

3)Феодальный принцип сегодня есть  оторванная от действительности утопия. Господа феодалисты, поезжайте в глубинку и спросите там русского мужика желает он посадить себе на шею целую вассальную лестницу.   Вы никогда не задумывались, почему с просьбой устроить водопровод в городе у нас принято обращаться напрямую к Президенту?
" Куда бы немцы ни приходили, они усаживались на плечи побежденного народа — в свою собственную пользу. И каждый норовил обрубиться в свой собственный феод, отгородиться стенами замков и от побежденных и от соплеменников, утвердить на своей территории свою волю и свои выгоды. Не забудем, что система внутринациональных феодальных войн была прекращена в Германии только в 1871 году. До этого германские государства воевали друг с другом на полный ход, и в каждой столице стояли памятники победителям над своим собственным народом. Возникали славные в Германии полководцы, которые во главе пятитысячных армий проделывали стоверстные походы и завоевывали территории, равные, скажем, одной десятой доброго русского уезда. Этим полководцам тоже стоят памятники.

Наши Строгановы уселись на Урале в сущности совершенно самодержавными владыками. У них были и свои финансы, и свое управление, и свои войска — поход Ермака Тимофеевича финансировали они. Но устраивать собственный феод — им и в голову не приходило. Когда Василий Темный попал в плен к татарам, то Строгановы дали на выкуп двести тысяч рублей, сумму по тем временам совершенно неслыханную.

В Смутное время Строгановы имели полную техническую возможность организовать на Урале собственное феодальное королевство, как это в аналогичных условиях сделал бы и делал на практике любой немецкий барон. Вместо этого Строгановы несли в помощь созданию центральной российской власти все, что могли: и деньги, и оружие, и войска.

Ермак Тимофеевич, забравшись в Кучумское царство, имел все объективные возможности обрубиться в своей собственной баронии и на всех остальных наплевать. Еще больше возможности имел Хабаров на Амуре, — как было бы добраться до него за восемь тысяч верст непроходимой тайги — если бы он обнаружил в себе желание завести собственную баронию, а в своих соратниках — понимание этого, для немцев само собою понятного желания. О Хабарове мы знаем мало. Но можно с полной уверенностью предположить, что если бы он такое желание возымел, то соратники его посмотрели бы на него просто, как на сумасшедшего. Уральские люди, вероятно, точно так же посмотрели бы на Строгановых, если бы те вздумали действовать по западно‑европейскому образцу. Так что поведение Строгановых и Хабаровых объясняется не только их собственными личными свойствами но и тем, что иные свойства не нашли бы решительно никакой поддержки: и уральские мужики, и амурские землепроходцы повесили бы и Строгановых и Хабаровых, если бы те вздумали играть в какую бы то ни было самостийность.

Немецкая система в русские мозги не укладывалась никак. Поэтому — Строгановы «били челом» своими миллионами, Ермак — Сибирью, Хабаров — Амуром и многие другие люди — многими другими достижениями, приобретениями и завоеваниями. Даже и те русские, которые ухитрились угнездиться в Северной Америке — в нынешней Аляске и Калифорнии, и те ни разу не пытались как бы то ни было отделиться, отгородиться от центральной русской власти и завести свою собственную баронию.(Там же 215 -216)

Если нужно, продолжение последует.

Comments

( растерянно улыбается) Ох, ну целых четыре ответа...))) Ну, тогда давай по-порядку.

"Но это же так к просто.Европейцы могли себе позволить всякую демократию, феодализм индивидуалим и права, а мы нет. Историческое наследие."

НЕ уверена: сдаётся мне, дело тут не в историческом наследии а в ментальности русских.
Особо жестокого голода в России не бывало( исключение могут составлять разве что неурожайные года), а что до войн - так разве в Европе не было постоянных войн? Взять хотя бы Столетнюю войну( России такое и не снилось), Тридцатилетнюю войну, войну Алой и Белой Роз( Ланкастеры и Йорки разбирались) и прочие, и прочие... Европа постоянно воевала, и постоянно существовала угроза войн.
Вероятно, чисто исторически выжить легче было колхозом,и большие территории легче обрабатывать скопом. Но дело тут, повторяю, в ментальности - русский человек боится свободы, боится выражать своё мнение. Революций он боится - "не дай Бог увидеть русский бунт, бессмысленный и беспощадный", слово "свобода" стоит у него синонимом слова "анархия". Свобода - это ведь ещё и ответственность, которую надо на себя брать при принятии решений, куда легче быть законопослушным болваном. Помните Молчалина у Грибоедова? "В мои года не должно сметь своё суждение иметь!" Или у него же - "Муж-мальчик, муж-слуга, из жениных пажей - великий идеал московских всех мужей!" Увы, друг мой, Грибоедов очень хорошо изучил русский менталитет!))
Именно в русском фольклоре существует сказка, где отец предлагает сыновьям разломать веник: они не могут это сделать, а по одному прутику спокойно переламывают, в смысле - "Вместе мы - сила". На этом же заезженном, как старая пластинка, принципе, строит свою агитацию и партия "ЕдРо": типа, вместе мы всё преодолеем. Так и хочется спросить: в месте - а в каком именно месте мы все в итоге окажемся?:)))

"Из ряда факторов «несвободы» воинская повинность является первым и решающим."

И это тоже вполне решабельная проблема, если сделать армию наёмной, контрактной, но очень высокооплачиваемой. Просто это никому не нужно.