?

Log in

No account? Create an account

О Помазанниках Божиих


Натолкнулся тут на впечатляющую цитату:«Как и повсюду, церковные власти приложили усилия, чтобы связать эти верования со Священной Историей. Таким образом, в некоторых королевских генеалогиях Вотан провозглашался сыном Ноя, рождённым во время плавания в ковчеге, или же потомком одной из кузин Девы Марии. Правителей, павших на поле битвы, даже язычников, уподобляли святым мученикам. Христианские монархи пользовались, по крайней мере отчасти, магико-религиозным престижем предков: своим прикосновением они благословляли семена будущего урожая, а также детей и больных. Для того, чтобы отучить народ поклоняться царским курганам, королей решили хоронить в храмах.
Однако самым впечатляющим явлением этой переоценки языческого наследия было возвышение короля до статуса Помазанника Божьего. Отныне король становится особой неприкосновенной; любой заговор против него рассматривается как святотатство. Теперь священный характер королевской власти придаёт не божественное происхождение, а обряд помазания на царство, после которого правитель становится Помазанником Божьим. «Христианский король – это посланник Христа в своём народе, - утверждает один из авторов XI в. – Мудрость правителя ведёт народ к счастью, богатству и победам»; в этом почитании Помазанника Божьего можно узнать старые языческие верования. Тем не менее, теперь король – лишь священный защитник своего народа и церкви; а его функция посредника между людьми и Богом отныне исполняет церковная иерархия» (М.Элиаде «История веры и религиозных идей»).
О как мне больно, горько  это видеть.Прочитал и исполнился гнева.  И  особенный ужас в том,что не только атеисты, но и сами православные христиане, даже  облеченные священническим или архиерейским саном не знают и не стремиться узнать учения церковного по  вопросу  сущности и власти  Помазанников Божиих.А   он относится к числу важнейших,  актуальность его  для сегоднешнего дня  огромна,ошибка в нем  ведет к духовной гибели.
1. 
Тем не менее, теперь король – лишь священный защитник своего народа и церкви; а его функция посредника между людьми и Богом отныне исполняет церковная иерархия»
Царь – живая икона Бога Христос Господь первенствует на небесах в Церкви торжествующей, Христос же Господень по благодати и милости Христа Небесного предводительствует на земле в Церкви воинствующей.

Совершенно наоборот. Помазанник Божий, Христос Господень, как Глава Земной Воинствующей Церкви Икона Царя Царей  как раз и  является  первым представителем за своих людей перед  Богом. А церковная иерархия находиться у него в подчинении.
Православная Церковь в лице своих святых неизменно учила, что «лицо и сан христианского Царя являются на земле живым образом и подобием Христа Царя, живущего на небесах. Как человек по душе своей есть образ и подобие Божие, так и Христос Господень, Помазанник Божий, по своему Царскому сану есть образ и подобие Христа Господа. Христос Господь первенствует на небесах в Церкви торжествующей,
Христос же Господень по благодати и милости Христа Небесного предводительствует на земле в Церкви воинствующей. Тот вверху уготовляет венцы, Сей же внизу умножает подвиги, венцов достойные. Тот венчает победивших, Сей же для победы устраивает добрых воинов. Тот готовит вечные воздаяния, Сей поощряет храбрых рыцарей к отважной борьбе, чтобы ни напрасно жили, ни без заслуг получили воздаяние. Как Тот положил душу Свою за Церковь Свою, которую приобрел ценой крови Своей, так и Сей не щадит души своей за Его, Христову, святую Церковь, полагает душу Свою, тратя здоровье, ставя грудь Свою против неприятелей и неся в неурочные часы все военные в полках труды. Как не могут радоваться о таком Царе сыны мысленного христианского Сиона? Кто ведь не возрадуется, увидя Христа Господа своего, сущего на небесах, как не истинный раб Его? Кто не исполнится радости, видя Христа Господня на земле, как не истинный работник Его?"   Хотя конкретные слова были сказаны святителем Дмитрием Ростовским о Императоре Петре Великом, но в них святитель в сжатом виде изложил учение Церкви о Царском служении.
Видете сказано "Предводительствует", так  как  Глава Земной Церкви может находиться в  подчинении  у священства, как меньшее может приказывать большему?Иларион Грузин (духовник духовников Афона!) в 1863 году  прямо  писал: «И признак православной веры и искренней любви к Богу у всякого благочестивого христианина есть молитва Богу. Долг наш – иметь сердце и мысли всегда устремленные к Богу за Августейшаго Императора и за всю Православную Церковь [именно таков приоритет: сначала за Помазанника Божьего, а затем за Церковь Его!] Сия есть первейшая обязанность наша и наиприятнейшая, по отношению к Богу и к людям, хотя мы грешны. Кто, братия, может представить православного христианина не молящегося за Царя наше оторый есть только один, но не многие? И кто не обязан Его любить? Не есть ли [Царь] единственная похвала христиан и слава Христа?»

Патриарх Антоний Четвертый (1388-1395) На всяком месте, где только именуются христиане, имя Царя поминается всеми патриархами, митрополитами и епископами, и этого преимущества не имеет никто из прочих князей [государей и царей других народовили прочих властителей]Нет ничего хорошего, если ты говоришь: мы имеем Церковь, а не Царя. Невозможно христианам иметь Церковь, но не иметь Царя!»   В. Сокольский. Участие русского духовенства и монашества в развитии единодержавия и самодержавия. Киев. 1902.

Преп. Серафим Саровский так изъяснял   :Батюшка отец Серафим пространно любил объяснять о сем, хваля усердие и ревность верноподданных к царю и, желая явственнее истолковать, сколько сии две добродетели христианские угодны Богу, говаривал:

После Православия они суть первый долг наш русский и главное основание истинного христианского благочестия.

Теперь священный характер королевской власти придаёт не божественное происхождение, а обряд помазания на царство, после которого правитель становится Помазанником Божьим. 
Покажем ложность и этого  утверждения.
а )Всё ровно наоборот: именно Божественное происхождение , а не какой -либо внешний обряд, который лишь приоткрывает для внешних его. 

О венчании Государя на Царство.

Цитаты из чина "Священного Коронования..."
Вслед за тем митрополит подает Государю Императору корону, и Он Сам возлагает ее на Свою главу, а митрополит произносит: “Во имя Отца и Сына и Святаго Духа, аминь...” Потом первосвятитель говорит Его Величеству:Благочестивейший, Самодержавнейший, Великий Государь Император Всероссийский, видимое сие и вещественное главы Твоея украшение явный образ есть, яко Тебе, Главу Всероссийскаго Народа, венчает невидимо Царь славы Христос благословлением Своим благостным, утверждая Тебе владычественную и верховную власть над людьми Своими,...
 “Богом венчанный Государь отдает скипетр и державу ближайшим сановникам и один за всех преклоняет колена пред Господом и вслух всех читает молитву...
Опять мотив Божественного избрания, а не избрания от человеков...
Обратите внимание Государь Сам возлагает на Себя Корону и венчает Его ей, не какой -либо  человек, но  Сам Господь Иисус Христос.
Богопомазанник является таковым даже тогда, когда Таинство Венчания на Царство еще не совершено
. Например, святой равноапостольный Император Константин Великий уже на 1-ом Вселенском соборе «справедливо сказал, что и Сам Он епископ (приводим собственные Его слова, произнесенные при нас): “только вы – епископы внутренних дел Церкви, а Меня можно назвать поставленным от Бога епископом дел внешних.” Распоряжаясь согласно с этими словами, Он надзирал за всеми подвластными Себе [от мирян до патриархов!] и побуждал их, сколько было силы, вести жизнь благочестивую»,– пишет известный историк IV века Евсевий Кесарийский (Памфил). Евсевий Памфил. Жизнь блаженного Василевса Константина. М.1998. С. 152.
Чтобы подчеркнуть всю мощь благодати Помазания на Царское служение Духом Святым, даже если человеки этого Помазания и не совершали, вспомним, что святой равноапостольный Император Константин Великий принял святое Крещение только незадолго до Своей смерти. Таким образом, когда Государь произносил эти слова Он даже не был  христианином!

б)Сам по себе обряд не делает человека Христом Господним.

Многие лжегосудари Смутного времени венчались на Царство, но Божественного изволения не имели и потому участь их печальна. Также и антихрист, который по православным пророчествам «будет короноваться в великолепном иерусалимском Храме» ( преп. Лаврентий Черниговский), естественно законным государем не будет, да и быть не может.

 

Comments

Если можно, проясните. То есть Вы согласны с тем, что государь по самому факту своего происхождения является зримым образом Христа?..

О царях

О Христе Господнем это можно сказать точно. "Потому что, только Он по образу Христа – Помазанника по естеству подобен Ему и достоин называться Царем и Помазанником Божиим, потому что Он [от чрева матери] имеет в себе Помазующего Отца, Помазанного Сына и Имже помазася Духа Святаго".
"О царях прочих народов я не уверен. "Прочие цари народов, если и не редко и воображают о себе нечто великое, но ни один из них не Царь в действительности, только украшаются и тщеславятся высоким именем, но не благоволит и не почивает в них Бог. Царствуют же только частию, по снисхождению Божию. "(Илларион Грузин. письмо управляющему канцелярией Св. Синода.Очерки жизни и подвигов Старца Иеросхимонаха Илариона Грузина. Джорданвилль. 1985. С. 94-95).

Королевская Власть в Амане

Нашел любопытную цитату о королевской власти в Амане: http://bladwedd.livejournal.com/10485.html
Категорически протестую! Мне совершенно ясно ,что Валар НЕ ИМЕЛИ никакого ПРАВА определять, кто будет Верховным Королем нолдор.Моё мнение вытекает из
а)Твердого убеждения в Божественном происхождении власти Государя, поэтому никто не должен был вмешиваться в порядок престолонаследия.
б)Даже если п. а( в описываемое время не верен),право смещать и назначать своего короля говорит о потере нолдор независимости, потому что только зависимый народ не может иметть собственную власть.Разве нолдор присягали Валар на верность или каким -либо иным образом отдавались им в подданство?! Ничего подобного не было. Нолдор не рабы Валар! Валар ,в лучшем случае, духовные наставники, но не господа.Эру не даровал им господской власти над эрухини. Не Валар дали власть Государю, не им и лишать!
а как вы думаете?

Позвольте вмешаться

Если мы говорим о власти в Арде, то нам приходится обращаться к Толкиену – это первоисточник наших о ней знаний. И – что важно – первоисточник единственный. Потому, в споре о событиях в Арде, которые были описаны Профессором, его текст обладает закономерным приоритетом.
Это была, так сказать, преамбула, а сейчас – по существу.
Я не могу согласиться с тем, что власть у Эльдар была божественного происхождения, и уж тем более, в христианской трактовке этого понятия. Во-первых, никто в Арде, описанной Толкиеном, не был христианином (о чем я уже писала), да и самого христианства там не было как такового. Раз там не было христианства, как религии, то переносить ее традицию на культуру Арды невозможно. Поэтому, богословские доводы о божественности власти здесь попросту некогерентны. Более того, даже для Арды власть у эльфов не могла иметь происхождения от Валар (не говоря уж о Едином) – она была именно самоорганизованной, а не санкционированной Валар или утвержденной ими. Так что, даже о такой «квазибожественности» здесь говорить не приходится.
Что же касается второго утверждения, о том, что нолдор (очевидно, как и Эльдар вообще) не были подданными Валар, то здесь тест Толкиена прямо говорит обратное.
В «Сильме», Манвэ прямо именуется Королем Арды. Читаем «Валаквенту»: «Манве было предопределено стать первым среди всех королей, повелителем королевства Арда и правителем всех, кто живет там». Королем его зовут сами Валар, скажем, так к нему прямо обращается Йаванна. Именно так, уже намного позднее, его зовет Фингон, когда просит: «О король, кому дороги все птицы, сделай так, чтобы полет этой оперенной стрелы был быстрым, и вспомни о сострадании к Нольдору в час его нужды!».
Ну, а если говорить о нолдор, то здесь с разъяснениями относительно «вертикали власти» выступает сам Намо.
«И Мандос сказал ему:
- Ты говоришь о рабстве. Если это действительно рабство, тебе все
равно не избежать его, потому что Манве - Король Арда, а не только Амана.
И твои поступки незаконны, будь то в Амане или не в Амане».
Так что, именно Манвэ, Король Арда обличен всей полнотой власти, остальные короли – вполне легитимны, но все-таки пресловутой верховной власти не представляют, их власть ограничивает собственным народом и государством. Но над ними существует и Верховный Король Арды.

Re: Позвольте вмешаться

Позвольте вмешаться Да,всегда пожалуйста,для того и пишется: если бы я не хотел дискуссии я бы не выкладывал свои мысли в такое общедоступное место как Интернет.
"Я не могу согласиться с тем, что власть у Эльдар была божественного происхождения, и уж тем более, в христианской трактовке этого понятия." В данном случае я о наличии у эльдар христианской трактовке речь и не вел( если бы вел,я так прямо бы и написал "твердо убежден в Божественном происхождении власти Государя, в её христианском понимании). Мой взгляд, на применимость христианских позиции к Арде, того переида я выразил в ответе Морваэну в соседнем сообщении о Клятвах:"...исполнения христианских заповедей в описываемый исторических период нельзя, можно говорить только о наличии соответствия в части (более или менее ).Потому что благодать Божия не только указывает,что должно делать , но и даёт силы исполнять, а её полноты, явленной через Христа, естественно не было да и быть не могло..Без неё исполнение заповедей христианского совершенства невозможно."
Я говорил только о возможном наличии самой трактовки о Божественном происхождении власти Государя, которая появилась задолго до христианства.
2."то здесь тест Толкиена прямо говорит обратное. "Не согласен.Да, я знаю,что Манвэ именуется Королем Арды( т.е.её природы, в первую очередь воздуха) вопрос в том соединино ли это владычество с властью над Эрухини или нет...(в данном случае мнение Намо -это мнение Намо, т.е. мы опять упираемся в соответствие субъективной истине объективной).
Если да, то встаёт другой вопрос: О качестве исполнения Манвэ своих обязанностей как Короля Арды. фактически не опекавшего и не защищавшего( а это основная его функция как Короля) синдар(которых от полного уничтожения спас приход нолдор, а не воинства Манвэ) авари, гномов( Ведь их в Валинор не приглашали) да и большинства людей попавших под власть Моринготто.На мой взгляд, Валар фактически самоустранились от управления Ардой, устроив себее летнюю резиденциию в Валиноре.
Впрочем это тема большая и я наверное как -нибудь напишу о ней отдельное сообщение.

Re: Позвольте вмешаться

2. Я все-таки полагаю, что Манвэ именно Верховный Король Арды и его власть распространяется не только на ее материю, но и на живущих в ней.
Во-первых, так было предначертано самим Эру. Цитата из "Сильма": "Но Манве Илюватару дороже. Он лучше других понимает его замыслы. Манве было предопределено стать первым среди всех королей, повелителем королевства Арда и правителем всех, кто живет там". То есть власть Манвэ была санкционирована самим Демиургом этого мира. Об этом прямо говорится далее: "Илюватар поставил Манве своим наместником, Королем мира Валар, Эльфов и Людей, и главным защитником от зла Мелькора".
Во-вторых, сами эльфы признавали власть Манвэ. Как говорят представители нашей профессии Манвэ сосредоточивал в своих руках и исполнительную и судебную власть (законодательную тоже, но это отдельная тема). Он имел еще и полномочия судьи, причем более высокого статуса, нежели Намо. Последний судил Феанора в Амане именно волей Манвэ (об этом я уже писала выше). Именно Манвэ приказывает (не советует, не рекомендует!) Феанору явиться на праздник из Форменоса.
Подобного рода примеров можно найти множество, так что о Манвэ можно говорить именно как о Короле Арды.
Другое дело то, как он правил Ардой, так сказать, по факту. Будет интересно Вас почитать.