Noldo_Ecthelion (noldo_ecthelion) wrote,
Noldo_Ecthelion
noldo_ecthelion

  • Mood:

Богословское учение о.Александра Меня

Сначала мои тезисы. Затем обещанные цитаты. В сообщение не поместилось ибо мнози суть:).
Курсивом выделены места, отмеченные самим автором. Жирным шрифтом мои выделения.
 

Итак ,приступим?
1.).Адам не жил 930 лет.Отричание историчности Адама. Адам-  это обозначение целокупного человечества.
"Под влиянием изобратильного искусства представление об Адаме обычно связывается с первым человеком, обитавшим в прекрасном райском саду. ...Адам мыслится не столько как отдельная личность, сколько как олицетворение всего человечества. ... Мысль о человечестве как о целостном Адаме отражена и в богослужебных текстах Церкви. В них постоянно говорится о Христе ,который пришел спасти Адама.Видеть в подобных словах одного лишь первочеловека нет оснований"(История религии т.1, гл.9)
2)первородного греха в традиценном понимании не было.Грехопадение - по Меню, лишь разрыв человека с Богом.
Т.1 гл 9 Великий разрыв.
"Пользуясь данной ему свободой человек не только изменил своему призванию, нои оказал ему сознательное сопротивление. Библия изображает это в виде посягательства на "плоды Познания Добра и Зла", а мотивом нарушения заповеди называет желание людей "быть как боги"
В свете ветхозаветной терминологии " познание добра и зла" может быть истолковано как власть над миром.Но эта не та власть, которая изначально была дана человеку Богом, а власть автономная,утверждающая свои цели  свои мерила для жизни и мысли"
Конкретно первородный грех можно представить в виде попытки человека повлиять на природу, используя данные ему силы в одних лишь своёкорыстных целях. Сам этот акт первой в истории магии привел к внутренней перерориентации человека и внес разлад во всё его существо"
 Важно отметить,что в "грехопадении" отец Александр видит "процесс в  несколько актов".Оригинальная трактовка не правда, ли?
3) Да всемирного потопа тоже не было( это предание)Следовательно не было Сима, Ноя, Каина и пр.
Впрочем вышеуказанное не удивительно. В книге Бытия он выделяет "Пролог, занимающий более десяти с лишним глав.
Отец Александр пишет о нем: "
Пролог Книги Бытия говорит о восстании человека против благого Творца, восстании человека, которое привело его к различным катастрофам. Люди поверхностно и наивно воспринимают эти библейские строки, вечные строки  о грехопадении Адама, о первом братоубийстве, о Каине, который убил Авеля,об Исполинах, которые развратили цивилизацию так,что зло стало вопить к небесам, и потоп обрушился на землю и о той башне знаменитой Вавилонской, которая стала символом вызова, брошенного в небо.Всё -это четыре акта единой драмы, которую мы можем назвать драмой мятежа...
Но Библия совсем не об этом  хочет нам рассказать. Она пользуется красками древних восточных легенд и создает вот, эту,как я сказал фреску для того, чтобы все поколения , все народы могли увидеть единую истину...(Радостная весть.Лекции. с.35)
Видите, всё вышеперечисленное это не более чем древние восточные легенды, которые наивно и поверхностно воспринимаются людьми.Э.
4) весь мир оказывается есть поле боя между Логосом и Хаосом, а человек есть орудие Логоса в его борьбе с Хаосом
"Творение есть преодоление Хаоса Логосом,которое достигает сознательного уровня в человеке и устремлено в грядущее.Итак, борьба - закон Миротворения , диалектика становления твари"(Т.1.с.82).
"Именно в такой мир противоборства и вступил человек.Но вместо того,чтобы ускорить торжество сил Логоса, он внял голосу искусителя"(там же).
Бог создает структуры,которые противятся Хаосу. ...человек во плоти своей на земле, он должен еще более обуздать Хаос."(Радостная вестьс.304)
5)Ожидает нас ( и здесь он соглашается с Т.де Шарденом) новый эволюционный скачок. Христос - есть пример такого скачка.
Тейяр де Шарден пишет :Точка Омега откуда надлежит сиять Христу ждет нас...Точка Омега науки и Христос Откровения совпадают материально в своей природе материальных центров(Божественная среда.с.188).
Отец Александр поясняет:"Омега представляет собой то,что православные называют "Соборностью" -единение без смешения слияние без поглощения. С другой стороны Омега - это нечто и в тоже время некто,действоваший с самого начала эволюции"(Пьер Тейяр де Шарден Христианин и ученый с.21)
Тейяяр де Шарден пишет: "Можно сказать Эволюция спасает Христа( делая Его возможным), и в тоже время Христос спасает Эволюцию(делая ее конкретной и желанной)(Божественная среда с.201)
...В наших глазах, в наших сердцах, я уверен, Христос -Искупитель завершается и уясняется в образе Христа Эволюции"(с.208)
Отец Александр замечает " В этих словах выражено упование, на котором зиждется  вера Библии ибо для нее смысл истории заключается в движении к Царству, где Бог будет всем и вовсём"(Пьер Тейяр де Шарден Христианин и ученый с.23)
А.Мень."«...Но Библия открывает нам и нечто большее. Символ «Древа Жизни», который появляется на первых её страницах, означает потенциальное бессмертие в с е г о человеческого существа, а вместе с ним и всей природы. Человек, согласно Писанию, есть духовно-телесное единство. Поэтому его роль в мироздании не может ограничиться сохранением и совершенствованием одного духа среди общего разложения материи. Незримая энергия, которой он наделён, ещё далеко не реализовала всех своих возможностей. Через свое тело человек слит с природным космосом, и его восхождение есть одновременно и восхождение всей твари. Эволюция биосферы - это побег от смерти, история же человека - это путь  к в о с к р е с е н и ю  и одухотворению материи.  Следовательно, неразрушимость духа есть лишь этап, а не вершина прогресса»"(История религии. т.1.гл.7Нооосфера Смерть и бессмертие)
"Христос не ожил, а изменился, поэтому святой ап. Павел говорит,что мы всё изменимся. Это трансформация, мутация, новая ступень эволюции"(. Радостная весть с.163)
"Эволюция человека как биологического вида кончилась.Началась эволюция духовная.Она идет мучительно и трудно,как всякая эволюция.И святые, великие герои духа - являясь теми, опять таки духовными мутантами -составляют духовный авнгард человечества.( там же.с. 235)
"Явление Миссии в мире поворачивает тайные рычаги эволюции человечества и мироздания, человек идет к новой последней стадии своего развития"(там же с.304).
6) Хлеб и вино - это и есть хлеб и вино.Символический обряд такой.
"А вот в эту ночь, о которой я говорю, которая произошла весной 30-го года первого столетия нашей эры, Иисус Назарянин в окружении двенадцати совершает обряд воспоминания о свободе, которую дарует Бог. И крови здесь нет, а есть чаша с вином и хлебом. И он разламывает этот хлеб и раздаёт всем и говорит: "Это моё тело". Как жертвенный агнец за людей. И он обносит чашу среди учеников и говорит: "Это Моя кровь, которую Я проливая за вас, это Новый Завет в Моей крови".  Таким образом, в этой священной трапезе, о которой мы с вами говорили, когда касались литургии, Бог и человек соединяются уже не в реальной физической крови, но в символической крови земли, ибо виноградный сок, вино - это есть кровь земли, а хлеб - это есть плод земли, это природа, которая нас кормит, это Бог, который отдаёт себя людям в жертву. И вот Иисус Назарянин совершает эту жертву"(А.Мень. Христианство)
Вот, оказывается, в чём дело! Кровь, о которой в этом странном эпизоде из «Нового завета» говорит Иисус как о своей крови, на самом деле есть не что иное, как символическая кровь - виноградный сок! Э.
 


Tags: Наука, Православие, Размышления
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 14 comments