?

Log in

No account? Create an account

Тысячелетняя культурологическая катастрофа

Тысячелетняя культурологическая катастрофа: способны ли мы извлечь из неё урок?

Посмотрите внимательно на этот график, который построен по таблице из книги всемирного известного социолога Питирима Сорокина «Социальная и культурная динамика» (1957). Я считаю его самым важным графиком, характеризующим историю человеческой цивилизации. Он показывает тысячелетнюю культурную катастрофу, которая случилась с человечеством и затормозила его развитие сильнее любой чумы или татаро-монгольского нашествия.


По горизонтали отложены века. Отрицательные цифры – века до нашей эры. Положительные – наша эра, до 19 века включительно. Синие квадраты показывают число изобретений и открытий, сделанных в данном веке. Информация для графика была собрана одним кропотливым немцем в 1908 году, который никакого отношения к дальнейшим выводам не имеет. Синий график - логарифмический: если по вертикали отложено значение 1, это означает, что в данном веке было сделано 10 открытий, если 2 – то 100 открытий. Первые открытия и изобретения были зафиксированы в 8-7 веках до нашей эры. Потом число открытий выросло до примерно четырёх десятков и оставалось на таком уровне 800 лет. 2 век – последний век этого периода, именно в 2-м веке Птолемей создал свой Альмагест. Потом число изобретений и открытий падает всего лишь до четырёх в период с 5-го по 8-й век. То есть научно-техническое развитие человечества резко – в 10 раз! – замедляется. В 9-12 веке число открытий растет, но очень медленно – от 6 до 12. Лишь в 13 веке число открытий и изобретений достигает 53, то есть достигает уровня Древней Греции и Рима.
Что за культурная катастрофа случилась с человечеством в 5-13 веках?
14 век показывает медленный рост – 65, а 15 век вдвое разгоняет прогресс - до 127, и далее пошло со стремительным ускорением: 16 век – 429, 17 век – 691, 18-ый – 1578, 19-ый век – 8527 открытий и изобретений.
Теперь обсудим второй график по данным Сорокина – сиреневый и штрихованный. Это график влияния эмпиризма в общем умонастроении общества в данном веке. Эмпиризм – это «истина чувств», это стремление извлекать знание из чувств, из практики, из опыта. Если истину пытаются извлечь из святых текстов или из попыток мысленного постижения мира или божьего промысла – то это уже не эмпиризм. Методология построения графика основана на тщательном анализе тысяч трудов мыслителей разных веков и опять-таки эти данные были получены совершенно независимо от графика научно-технических свершений.
Сиреневый график эмпиризма – линейный. Доля эмпиризма в общем умонастроении была получена в процентах. Если возьмёте число по вертикальной оси и умножите его на 10, то получите этот процент. То есть в Древней Греции и Риме эмпиризм поддерживался 15- 25% мыслителей. С 6 по 10 век таких мыслителей практически не было. И только в 11 веке люди снова заговорили о том, что истину можно добывать из опыта, а не из чтения и толкования святых текстов. Далее рост эмпиризма и количества научно-технических достижений становится дружным и совместным.
Причину провала научно-технического развития человечества с 5 по 13 век верующий человек и очень сведущий в истории социолог Сорокин видит в исчезновении эмпиризма из культуры человечества. Попросту говоря, это означает повсеместное распространение религии, причем очень агрессивной ко всем инакомыслящим.
http://don-beaver.livejournal.com/60339.html
Прекрасная вещь и примечательно,что она подтверждается и современными научными исследованиями о взаимосвязи религии и науки, которые четко показывают устойчивую корреляцию между уровнем жизни населения и его социально -экономическим развитием и его религиозностью.

Comments

Да, любите вы о науке поболтать. Жаль только научными методами пользоваться не желаете. Увидели статейку отвечающую вашейкартине мира и слепо скопипастили.

Информация для графика была собрана одним кропотливым немцем в 1908 году

Британские учёные открыли... Вам самим не смешно? Слепо доверять данным позапрошлого века. Не поинтересовавшись даже именемавтора, я не говорю о методике измерений. А какой коэфицент сравнения? Может открытие очередного 33 вида улиток там приравнено к ядерным реакциям? В общем как человек с высшимтехническим образованием могусо всей уверенностью сказать, все эти теоретические построения- антинаучная чепуха.

означает повсеместное распространение религии, причем очень агрессивной ко всем инакомыслящим.

Таки повсеместно? И в китае и в америке и в австралии?
Вы немножко путаете друг мой. Мой журнал всё -таки не филиал научного института, не раздел диссертации а просто личный дневник эльфа, в который как во всякий личный дневник заносятся всякие интересные мне вещи.
Вот ежели бы это была научная работа, тогда вы вправе были бы и методику запрашивать и эмперическую проверку:)
"что она подтверждается и современными научными исследованиями о взаимосвязи религии и науки.
Если вам интересно, следует читать не мой жунал,а серьезные публикации по теме "социологии религии".
Навскидку приведу лишь пару примеров.
1.Доклад на ежегодная научная конференция Американского физического общества (American Physical Society),
В 2003 году один из авторов работы, Дэниел Абрамс из Северо-западного университета США, применял этот метод, чтобы получить математическое обоснование уменьшения количества носителей вымирающих языков.
Тогда в основу исследования была положена теория общественной "конкуренции" между людьми, разговаривающими на различных языках, и "полезность" владения тем или иным из них.
"Идея довольно проста, – говорит Рихард Винер из Научно-исследовательской корпорации. – Она постулирует два тезиса: во-первых, что люди обычно предпочитают вступать в группы с наибольшим количеством членов, а во-вторых, что членство в этих группах придает человеку некий социальный статус, то есть приносит пользу".
"Например, в языковой сфере, владение испанским языком представляется более полезным или статусным, чем владение перуанским диалектом Кечуа [основной язык южноамериканских индейцев и официальный язык государства инков], – объясняет Винер. – Ровно таким же образом некую пользу или статус несет и принадлежность к религиозной общине или отсутствие таковой".
"Очевидный тренд"
Команда ученых использовала данные переписей за последние 100 лет в тех странах, где респонденты отвечали на вопрос об их религиозных убеждениях: Австралии, Австрии, Ирландии, Канаде, Нидерландах, Новой Зеландии, Финляндии, Чехии и Швейцарии.
"В современных светских демократических странах очевиден тренд, показывающий, что люди все менее склонны причислять себя к приверженцам какой-либо религии. В Нидерландах их количество составляет 40%, а самый высокий показатель – в Чехии, где доля [атеистов и агностиков] составляет 60%", – утверждает Винер.
Изучив эти статистические данные, ученые построили нелинейную динамическую модель, выстраивая ее параметры исходя из социальных и других "преимуществ", которые получает человек, не принадлежащий ни к каким к религиозным группам.
В результате выяснилось, что эти параметры одинаковы для всех девяти стран, а следовательно, статистические изменения в обществе с течением времени продиктованы одной и той же моделью поведения.
И во всех девяти странах математическая модель со всей очевидностью указывала на то, что рано или поздно религиозные взгляды исчезнут совсем.
"Я полагаю, что эти результаты заставляют задуматься, – считает профессор Винер. – Интересно, что довольно простая [математическая] модель объединяет в себе статистические данные, и если лежащие в ее основе идеи верны, то она подсказывает нам траекторию нашего движения".
"Безусловно, в случае каждого конкретного человека все может быть значительно сложнее, однако оперировать средними величинами намного проще", – резюмирует эксперт.
http://www.bbc.co.uk/russian/science/2011/03/110322_religion_extinct.shtml

2. "
исследование показало обратную связь между средней продолжительностью жизни и присутствием в ней религии.
Один из выводов объяснял тенденцию к снижению религиозности в обществе с высоким уровнем жизни и увеличение количества пожилых людей в религиозных организациях. В развитых странах эта тенденция наиболее ощутима: церкви пустеют, средний возраст прихожан растет. Например, в Великобритании последние 50 лет все меньше людей исповедуют свою принадлежность к какой-либо религии. Напротив, во многих странах тропической Африки или Латинской Америки склонность людей к религии продолжает оставаться сильной.

Исследование также установило, что «высокая средняя продолжительность жизни уменьшает ожидание посмертного воздаяния, а значит, благоприятствует вытеснению религии из жизни человека». В бедных странах с низким уровнем жизни, напротив, чаще наблюдается беспокойство человека своей посмертной участью, что естественно повышает стремление к религии."
Источник International Journal of Social Economics»
3. Религиозность населения не способствует процветанию общества.
Комплексный анализ многих десятков социально-экономических показателей в 17 процветающих странах «первого мира» не подтвердил гипотезу о том, что высокий уровень религиозности населения способствует благополучию общества. Напротив, по совокупности всех доступных показателей наиболее религиозные общества оказались наименее благополучными.
В своей новой статье, опубликованной в журнале Evolutionary Psychology, Пол приводит результаты комплексного кросс-национального анализа, целью которого была проверка двух альтернативных гипотез о влиянии массовой религиозности на общественное благополучие. Первая из этих гипотез (“the moral-creator socioeconomic hypothesis”) постулирует сильное положительное влияние массовой веры в бога (богов), неравнодушных к вопросам морали, на социально-экономическое благополучие общества. Вторая гипотеза (“the secular-democratic socioeconomic hypothesis”) предполагает, что религиозность в современных развитых обществах является, наоборот, негативным фактором, тормозящим рост социального благополучия. Теоретически возможен и третий вариант: религиозность вообще не оказывает влияния на ключевые социально-экономические показатели, или ее влияние полностью «перекрыто» и замаскировано другими, более важными факторами. Первая гипотеза предсказывает наличие положительной корреляции между религиозностью общества и общественным благополучием, вторая предсказывает отрицательную корреляцию, третья — отсутствие значимой корреляции.

В анализ были включены только данные по благополучным, процветающим демократическим государствам «первого мира» с населением около 4 млн человек или более. Всего было учтено 17 стран, данные по которым в международных базах и опубликованных сводках являются наиболее полными, достоверными и взаимно сравнимыми: США, Ирландия, Италия, Австрия, Швейцария, Испания, Канада, Новая Зеландия, Австралия, Нидерланды, Норвегия, Англия, Германия, Франция, Дания, Япония, Швеция. Список приведен в порядке убывания комплексного показателя религиозности населения (см. ниже): от самых религиозных стран к наиболее светским. Для оценки уровня религиозности населения использовалось около дюжины показателей, в том числе: доля людей, безоговорочно верящих в Бога-творца (или богов-творцов); «библейских литералистов» — людей, настаивающих на буквальном понимании Библии; регулярных участников коллективных богослужений; регулярно молящихся; верящих в загробную жизнь, рай и ад; доля атеистов и агностиков; доля людей, признающих происхождение человека путем эволюции от низших животных и т. д.

Для оценки уровня благополучия общества Пол отобрал 25 наиболее достоверных социально-экономических показателей, в том числе: число убийств и самоубийств (отдельно рассматривались самоубийства среди молодежи), детская смертность, продолжительность жизни (life expectancy), частота заболеваний гонореей и сифилисом (отдельно — среди подростков), число абортов среди несовершеннолетних, число родов в возрасте 15-17 лет, число бракосочетаний и разводов, потребление алкоголя, уровень удовлетворенности жизнью, доход на душу населения, уровень имущественного неравенства (индекс Джини), бедности, коррупции, безработицы и др. Из всех этих показателей Пол сконструировал комплексный «индекс общественного благополучия» (successful societies scale, SSS), который использовался в исследовании наряду с индивидуальными социально-экономическими показателями. Кроме того, были учтены показатели, отражающие уровень разнородности (фракционализации) общества, число иммигрантов, экологическую ситуацию в стране.

В статье скрупулезно разбираются соотношения между всеми этими показателями в 17 исследуемых странах. Основным результатом является обнаруженная Полом сильная и статистически достоверная положительная корреляция между благополучием общества и уровнем его «светскости». Эта корреляция хорошо видна как при сопоставлении комплексных показателей PRVSS и SSS, так и при анализе индивидуальных показателей религиозности и социально-экономического благополучия. Иными словами, оказалось, что чем выше религиозность населения, тем ниже уровень общественного благополучия, и наоборот
Уровень самоубийств, по данным Пола, практически не зависит от религиозности населения (результаты по самоубийствам среди молодежи чуть-чуть в пользу светских стран, по самоубийствам среди людей всех возрастов — в пользу религиозных). Слухи об аномально высоком уровне самоубийств в малорелигиозных скандинавских странах — не более чем слухи.

Сильная положительная корреляция обнаружилась между религиозностью населения и детской смертностью: чем религиознее страна, тем выше детская смертность (рис. 2). Корреляция между религиозностью и продолжительностью жизни направлена в ту же сторону, но выражена слабее
Число абортов среди несовершеннолетних достоверно ниже в светских странах, чем в религиозных (рис. 3).По производству ВВП религиозные страны чуть впереди, однако по уровню имущественного равенства нерелигиозные страны их резко опережают (чем выше уровень религиозности, тем выше индекс Джини, отражающий неравномерность распределения материальных благ среди населения). В соответствии с этим и процент бедняков в религиозных странах существенно выше.
http://elementy.ru/news/431139
Методика исследования и прочие показатели не отраженые в статье на Элементах в оригинале описаны здесь

The Chronic Dependence of Popular Religiosity upon Dysfunctional Psychosociological Conditions (PDF, 665 Кб) // Evolutionary Psychology. 2009. V. 7(3). P. 398–441.
http://www.epjournal.net/filestore/EP07398441_c.pdf
Ну, благословясь, давайте по пунктам.
(1) Любимый атеистический аргумент «высказывающий утверждение должен сам его доказывать». Значительная часть ваших утверждений недостоверна и бездоказательна. Например по заглавной статье, приведённый график вы просто физический не сможете рационально обосновать. Следовательно я делаю вывод что данная статья- тенденциозная агитационная чепуха.
(2) Ну простите, копипастите вы с завидным постоянством и опровергать ваши агитки десятками у меня просто физический не хватит ваемени. Вы признали одну ошибку. Думаю как честный человек вы так-же должны признать бездоказательность и заглавного графика. Если так пойдёт и дальше то со временем примеров наберётся вполне достаточно.
(2 следующая) Я это и делаю, если вы не заметили. Но не вижу причин замалчивать свои эмоции (например смех) возникающие у меня во время этого занятия.
(3) Если вы не поняли квантификацию не нужно делать вывод о её ошибочности, впрочем к религии это также относится. Я привёл только один пример потому что он наиболее нагляден и бесспорен, происходил в нашей же стране на нашей памяти. Ещё примеры: Кампучия при полпоте, французская революция, культурная революция в Китае. И знаете что? Исходя из этих примеров оказывается что как только атеисты получают реальное влияние на общество ВСЕГДА происходит чудовищная резня. А насчёт Скандинавии и прочей Европе, при высоком проценте атеистов государство в целом живёт по законам, установлениям и порядкам принятым в давние, не атеистические времена. А вот как гос-во начинает жит по законам придуманным атеистами катастрофа неизбежна.
(4) В сами в своих построениях не запутались? Знаете, слабость формальной логики, особенно для излишне восторженных типов, это перевод реальных объектов и ситуаций в упрощённые модели к которым можно применять логические построения. У вас это не получилось.
(следующий пост, первый абзац) С таким отношением к науке я сомневаюсь в правильности вашего выбора продолжать обучение. Впрочем, я имел в виду не только крайне низкий литературный уровень вашей копипасты. Вы крайне запутанно и неудобно подаёте материал. Я не говорю уже об ошибках в нумерации пунктов но ответ на единственное моё сообщение лесенкой из одиннадцати постов крайне неудобно для собеседника.
(второй абзац) Видите как легко вы идёте на прямой обман? В тех статьях говорилось освязи атеизма с продолжительностью жизни, экономического развития и общего «благополучия» но не было ни слова про научное развитие.
(следующий пост) Да, противостояния нет. Максимум что вы сможете натянуть это враждебное отношение отдельных представителей церкви к отдельным научным гипотезам. Аналогия: «некий представитель союза пацифистов негативно высказался о разработке ЯО- некий эльф на этом основании обвинил пацифизм, как идеологию, во враждебности к науке». Включите свою любимую логику и поймёте что в этом гипотетическом примере и в ваших утверждениях одна и та же ошибка.
(высказывания иерархов) Для христианства непререкаемый авторитет имеют решения соборов или написанное в библии. Остальное можно воспринимать как частное мнение отдельных лиц.\
Филарет- не вражда к науке а разумная осторожность. При том что полуграмотный невежда считающий себя правым опаснее полностью неграмотного.
Феофан- не вычитывайте в тексте то чего там нет. Материальные воззрения это материализм как система убеждений (кстати совершенно ненаучная) а не ваши «науки и технологии».
Амвросий- смеюсь. Упражнение на логику- если я скажу, что некий лаборант в закрытом НИИ призывал к массовым убийствам будет ли это означать что наука в целом преступна?
Никон- обвинение неких отдельных профессоров отдельного города (в том что не касается научной деятельности, а вовлечение в революцию не научная деятельность) вовсе не означает гонения на науку.
(далее) Гипотеза о множественности миров ненаучна, гелиоцентрическая система банально неверна (движение относительно а если судить вокруг чего всё вертится то я бы скорее говорил в галактическом масштабе). Да и в любом случае, признание некой гипотезы вредной, не означает борьбы с наукой в целом. Например, сейчас в демократических странах под запретом исследования расистского характера, значит ли, что демократия враждебна науке?
(эволюция) Кроме того что она недоказана к этому пункту верны вышенаписанные слова. Неприятие в отдельные моменты времени отдельными лицами отдельной научной теории не означает враждебность церкви к науке в целом.
(литература философия) С каких пор это всё относится к науке? Пушкин, и Гюго- учёные? Вы вообще способны сосредоточится на одном тезисе? Мы сейчас обсуждаем науку и религию если чего.
(последнее) Ага, как в СССР (а ещё Кампучии, рев. Франции и далее везде) преследуют науку так это специфический марксистский извод. А как триста лет назад некий епископ обругал некоего учёного или сжег книги о некоей гипотезе так это вечная вражда науки и церкви. Знаете, двойные стандарты это не только ненаучно но и просто по человеческий подло. Неужели вы, утратив веру утратили и совесть?
Ну и авторитет сборища ….. под названием здравомыслие крайне низок не только для меня, но и в научных кругах, так что их упоминать необязательно.
2. А вы, просто не заглянули в оригинал статьи по ссылке:)Там и про науку есть.
3. Противостояние в методологии познания.Религии наставивают на признании ряда фактов на метафизическую веру.
Отсюда как следствие и враждебные высказывания.Кстати если помните в Библии мудрость мира и эллинские философы порицаются.
Да и соборы принимали решения не совместимые с современной научной картиной мира.
Начиная от курьезных мелочей,вроде запрета епископу держать собак в доме, кончая серьезными вещами вроде запрета на предсуществование тел( что обязательно для эволюции).
А да еще по свт. Феофану вы не правы.Приведу еще ряд мыслей его
"Не слушай и не читай бредней заблуждающихся ученых" "Под терниями и волчцами (Лк. 8, 7, 14), подавляющими слово Божественной истины, кроме богатства, сластей и скорбей житейских, в нынешнее время надо разуметь и разные ложные учения, распространяемые учеными, потерявшими истину и сбившимися с пути к ней. "
"Нынешних естественников не слушай"
"Живи по Божиему велению, а не по науке"
"Научность всякая есть холодило. Не исключается из сего даже и богословская наука, хотя тут предмет, холодя образом трактования предмета, самым предметом может иной раз и невзначай падать на сердце. Научность душевного свойства, а молитва духовного. Потому они не в ладах. "
График да не проврял, потому что не имею источника. Я пытаюсь обосновать тезис
Причину провала научно-технического развития человечества с 5 по 13 век верующий человек и очень сведущий в истории социолог Сорокин видит в исчезновении эмпиризма из культуры человечества" Я его и доказываю.
Все религии в той или иной форме метафизичны,не допускают распространения эмпиризма на всё вероучение.
2. вынужден простите статью и Вики целиком брать.Вы ведь мне не доверяете. Приведи я меньше сказали бы,что рассуждаю на единичных примерах.
3. вы уж определитесь или всегда или всё-таки не всегда как в Европе. Они ведь именно что отказались от христианских традиций (слово Постхристианская Европа вам что- нибудь говорит) и нечего живут.
А что до резни Зороастрастийцы с успехом друг друга резали( привет Морваэну:),буддисты резали, синтоисты резали , да мноо кто -слаб человек, не совершенен.

Историческая справедливость

Хочу сразу же заметить, что изобретения это ещё не залог позитивного развития человечества.
Возьмите 20 век с его катастрофическими войнами - не думаю, что изобретение, скажем, отравляющего газа принесло людям счастье.

Кроме того, помимо технических достижений есть ещё достижения культурные. Период 5-13 веков представлен в данной атеистической пропаганде как тёмные века, полные религиозного мракобесия. На деле в эти годы в Европе произошёл расцвет прекрасной византийской культуры, религиозной в своей основе.
Я уж молчу про бурное развитие неевропейских цивилизаций, например того же Китая и арабского мира. Религии в обеих цивилизациях, как мы знаем, играли очень важную роль.

Возьмём пример поближе! Наша собственная цивилизация активно развивалась в эту эпоху. Было создано единое государство - Киевская Русь, развивались торговля, ремёсла и культура (возьмём хотя бы зодчество). Осваивались новые земли, строились новые города (Русь не зря называли Гардарикой - страной городов).

Наконец, при христианстве развивались нравственные основы общества. Кристаллизовались понятия чести, служения, добра и зла и т.д. Всё это как минимум не менее важно для развития человека, чем технические изобретения.

При всех проблемах и бедствиях, которые были в 5-13 веках, как и в любой другой эпохе, при всех недостатках этого времени, о которых также нельзя забывать, у атеистов всё же нет морального права закрашивать эти 800 лет чёрными красками! Научная объективность требует здесь справедливого подхода не меньше, чем религиозный дух.

Edited at 2012-02-03 11:02 pm (UTC)

Re: Историческая справедливость

А в огороде Бузина, а в Киеве дядька...
говоришь о научно-технической отсталости, о призрении о к эмпирическому познанию в противовес схоластическому и мистическому. Просишь примеры массовых изобретений
а тебе в ответ про культуру...По теме есть что возразить фактами?
На Руси с наукой было плохо. Не веришь мне, почитай Балашова. Он ведь очень православие любил, но тем не менее горестно стенал о б отсутствии на Руси своих университетов, научной школы, изобретений сравнимых с начавшихся Западноевропйским подъемом в Средние века.
С культорой кстати тоже не всё гладко.Принятие христианской культуры сопровождалось массовым уничтожением памятников культуры языческой, уничтожением статуй, закрытием храмов, школ и академий.
На Руси вообще очень много было уничтожено из этого культурного плата. Почитай хоть Рыбакова, хоть современных авторов исследователей (только нормальных, не из псевдонеоязычников)
Ислам под корень стер великолепную культуру Сасанидского Ирана. Да так что многие образцы "исламской" культуры вроде Шахнамэ, к Исламу никакого отношения не имеют.
Понятия же честь,совесть, мораль.Были у людей задолго до христианства.
Надо бы пожалуй как -нибудь процитировать один текст на морали и этики из времен Рамзеса второго.
А черными красками не закрашиваю.Да были достижения.И большие. Но в определенных областях иначе как катастрофой это время не назвать

Re: Историческая справедливость

Ты так и не понял, о чём я говорю!

Я и не собираюсь приводить в пример технические достижения, которых, естественно, не было;)
Я говорю о том, что технические достижения это далеко не единственное мерило прогресса! И 5-13 век богаты ДРУГИМ!

А если я приведу в пример все культуры, уничтоженные прогрессивными европейцами из Нового времени, то тут будет длииинный увесистый список! Так что не надо пугать "сасанидским Ираном"!
Кстати в рассуждении о нём допущена логическая ошибка: с одной стороны, ты утверждаешь, что доисламская иранская культура стёрта, и тут же приводишь в пример её уцелевший памятник! Видимо она всё-таки не стёрта под корень;) так к чему эта твоя антирелигиозная "страшилка"?

Понятия чести, совести и т.п. были и до Христа. Безусловно. Но фактор Бога и вообще религиозный христианский фундамент их укреплению явно способствует больше, чем мораль Древнего Вавилона:)

Edited at 2012-02-04 02:59 pm (UTC)