?

Log in

No account? Create an account

Тысячелетняя культурологическая катастрофа

Тысячелетняя культурологическая катастрофа: способны ли мы извлечь из неё урок?

Посмотрите внимательно на этот график, который построен по таблице из книги всемирного известного социолога Питирима Сорокина «Социальная и культурная динамика» (1957). Я считаю его самым важным графиком, характеризующим историю человеческой цивилизации. Он показывает тысячелетнюю культурную катастрофу, которая случилась с человечеством и затормозила его развитие сильнее любой чумы или татаро-монгольского нашествия.


По горизонтали отложены века. Отрицательные цифры – века до нашей эры. Положительные – наша эра, до 19 века включительно. Синие квадраты показывают число изобретений и открытий, сделанных в данном веке. Информация для графика была собрана одним кропотливым немцем в 1908 году, который никакого отношения к дальнейшим выводам не имеет. Синий график - логарифмический: если по вертикали отложено значение 1, это означает, что в данном веке было сделано 10 открытий, если 2 – то 100 открытий. Первые открытия и изобретения были зафиксированы в 8-7 веках до нашей эры. Потом число открытий выросло до примерно четырёх десятков и оставалось на таком уровне 800 лет. 2 век – последний век этого периода, именно в 2-м веке Птолемей создал свой Альмагест. Потом число изобретений и открытий падает всего лишь до четырёх в период с 5-го по 8-й век. То есть научно-техническое развитие человечества резко – в 10 раз! – замедляется. В 9-12 веке число открытий растет, но очень медленно – от 6 до 12. Лишь в 13 веке число открытий и изобретений достигает 53, то есть достигает уровня Древней Греции и Рима.
Что за культурная катастрофа случилась с человечеством в 5-13 веках?
14 век показывает медленный рост – 65, а 15 век вдвое разгоняет прогресс - до 127, и далее пошло со стремительным ускорением: 16 век – 429, 17 век – 691, 18-ый – 1578, 19-ый век – 8527 открытий и изобретений.
Теперь обсудим второй график по данным Сорокина – сиреневый и штрихованный. Это график влияния эмпиризма в общем умонастроении общества в данном веке. Эмпиризм – это «истина чувств», это стремление извлекать знание из чувств, из практики, из опыта. Если истину пытаются извлечь из святых текстов или из попыток мысленного постижения мира или божьего промысла – то это уже не эмпиризм. Методология построения графика основана на тщательном анализе тысяч трудов мыслителей разных веков и опять-таки эти данные были получены совершенно независимо от графика научно-технических свершений.
Сиреневый график эмпиризма – линейный. Доля эмпиризма в общем умонастроении была получена в процентах. Если возьмёте число по вертикальной оси и умножите его на 10, то получите этот процент. То есть в Древней Греции и Риме эмпиризм поддерживался 15- 25% мыслителей. С 6 по 10 век таких мыслителей практически не было. И только в 11 веке люди снова заговорили о том, что истину можно добывать из опыта, а не из чтения и толкования святых текстов. Далее рост эмпиризма и количества научно-технических достижений становится дружным и совместным.
Причину провала научно-технического развития человечества с 5 по 13 век верующий человек и очень сведущий в истории социолог Сорокин видит в исчезновении эмпиризма из культуры человечества. Попросту говоря, это означает повсеместное распространение религии, причем очень агрессивной ко всем инакомыслящим.
http://don-beaver.livejournal.com/60339.html
Прекрасная вещь и примечательно,что она подтверждается и современными научными исследованиями о взаимосвязи религии и науки, которые четко показывают устойчивую корреляцию между уровнем жизни населения и его социально -экономическим развитием и его религиозностью.

Comments

Да, любите вы о науке поболтать. Жаль только научными методами пользоваться не желаете. Увидели статейку отвечающую вашейкартине мира и слепо скопипастили.

Информация для графика была собрана одним кропотливым немцем в 1908 году

Британские учёные открыли... Вам самим не смешно? Слепо доверять данным позапрошлого века. Не поинтересовавшись даже именемавтора, я не говорю о методике измерений. А какой коэфицент сравнения? Может открытие очередного 33 вида улиток там приравнено к ядерным реакциям? В общем как человек с высшимтехническим образованием могусо всей уверенностью сказать, все эти теоретические построения- антинаучная чепуха.

означает повсеместное распространение религии, причем очень агрессивной ко всем инакомыслящим.

Таки повсеместно? И в китае и в америке и в австралии?
Вы немножко путаете друг мой. Мой журнал всё -таки не филиал научного института, не раздел диссертации а просто личный дневник эльфа, в который как во всякий личный дневник заносятся всякие интересные мне вещи.
Вот ежели бы это была научная работа, тогда вы вправе были бы и методику запрашивать и эмперическую проверку:)
Так я и не требую ничего. Просто делюсь своим мнением, для этого ЖЖ и придуман, правда? А мнение это такое-для атеиста и любителя поболтать о науке и рационализме вы предпочитаете печатать на редкость тенденциозные, идеологизированные не побоюсь этого слова "жёлтые" статейки. Примеров полно, взять хоть недавнюю тему о грязном средневековье, от которой вы сами вынуждены были отказаться, или не вызывающее ничего кроме смеха исследование о невозможности нарисованным ангелам использовать свои крылья для полёта. В общем, я вынужден обратить внимание на ваше полное отсутствие критичности к тем материалам которые подтверждают вашу новоприобретённую картину мира.
Теперь насчёт самой темы. Противостояние науки и религии это очередной грубый миф. Касательно смехотворности цифр с вашего графика я уже высказывался, думаю в глубине души вы понимаете, что возразить нечего. Зато я знаю, показательный антипример. Не так давно на месте современной РФ существовал СССР с официально атеистической идеологией. И именно в этой атеистической стране были совершены беспрецендентные преступления (с размахом перекрывающие все жертвы одиозной испанской инквизиции за несколько сот лет) и фактический разгром двух наук, генетики и кибернетики, по ЧИСТО ИДЕООГИЧЕСКИм мотивам. Не кажется ли вам что обьективные факты свидетельствуют в пользу того что атеизм намного болееопасен для человечества в целом и науки в частности чем практический любая религия?
А насчёт нижеприведённых вами ссылок то во первых вы использовали крайне неудобочитаемый и занудный стиль их отображения. Во вторых в этих пунктах ничего не говоритсяо противоречиях религии и науки так что вы их привели совершенно не к месту и без малейшего смысла.

Демагогические приёмы

Друг мой, давайте всё -таки не переходить на использование демагогических приёмыов.
1.Вы предпочитаете печатать Тенденциозные , желтые статейки" Ad personam. "Человек А делает утверждение Х. Про А известно что-то плохое. Следовательно, утверждение Х ложно». "Правильно: Докажите ошибочность утверждения.
2. Примеров полно. "Ошибка квантификации.Доказательство примером — по одному-двум единичным случаям делается общий вывод. Форма: «Для объекта Х из класса А верно свойство Ф. Следовательно, для любого объекта из А верно свойство Ф». Два - это не абстрактное много. По первому я признал,что ошибся. Их должно быть хотя бы пара десятков.
2. " не вызываюее ничего кроме смеха" Circumstantiae форма
Argumentum ad hominem т.е."В N ск. пишут just for lolz, значит, к здешним статьям нельзя относиться серьезно."
Ученые часто таким занимаются.Правильно опровегнуть информацию фактами или доказать ошибочность логики автора.
3."Зато я знаю показательный антипример". Ошибка квантификации. Тоже доказательство примером. На единичных примерах нельзя делать выводы.Если бы он был верен , то в любой более или менее атеистической стране были бы гонения на науку. Однако в практически атеистических Скандинавии( до80 % неверующих), неверующих европейских странах Франции , Австрии,Чехии Швейцарии ,Канаде подобного явления совсем не наблюдается. Контраргумент к вашему примеру.
4." " Разбирем ваш пример "СССР -атеистическая страна(объект В)" "СССР -преследовал науку по идеологическим мотивам(Объект С)" Следовательно " атеистические страны пресследуют науку по идеологическим мотивам"(В есть С)
Ассациативная ошибка (ассоциативная вина) т.е. "Объекты А также есть объекты В. Объекты А также есть объекты С. Следовательно, (все) объекты В есть С».
Занудный стиль изложения" Так, друг мой серьезные научные статьи обычно таковы(как аспирант говорю:)
Как не гоориться? Кратко резюмируя, вних прослеживается связь между уровнем социально -экономического и научного развития и обратным уровнем религиозности.

Противостояни науки и религии

Очередной грубый миф" Миф -это выдумка,фантазия."Значит,по вашему никакого противостояни не было и нет?
Сейчас я приведу примеры билзкие к нашей действительности: отрицательных взаимотношений науки и РПЦ на протяжении нашей истории.
Будет много.
1. Высказывания иерархов.
"Тысячу лет, прожила Россия, возросла, укрепилась, распространилась, значительно образовалась и благоутроилась при весьма ограниченной грамотности народа: была ли бы в том беда, если бы решились сделать ее всю грамотною не вдруг, в пять или десять лет, а постепенно, в пятьдесят или сто! ""Свт. Филарет Московский"
""Надо — свободу замыслов пресечь — зажать рот журналистам и газетчикам. Неверие объявить государственным преступлением. Материальные воззрения запретить под смертною казнью"." Свт Феофан Затворник .
Что же значит "запретить материальные воззрения под смертною казнью"? Это значит запретить, лишить страну науки и технологий,которые всё насквозь материлистичны.

Re: Противостояние науки и религии

В 1901 году харьковский епископ Амвросий писал, что развитие науки приводит к росту неверия, учёных же он называл «опаснейшими врагами церкви». Епископ Иннокентий призывал отказаться от научного мировоззрения и вернуться к вере. " Каково значит признавал конфликт мировоззрений раз призывал отказаться от первого в пользу второго?!
В 1905 году московский епископ Никон обвинял московских профессоров в том, что они погубили юношество и вовлекли его в революцию.
Далее конкретно.
Астрономия. Гелиоцентрическая система мира.
В 1740 году, по инициативе М. Ломоносова, была издана книга Фонтенеля «Разговор о множестве миров». Священный синод признал книгу «противной вере и нравственности», книгу изъяли и уничтожили.Книгу, по их мнению, следовало «везде отобрать и прислать в Синод», а Академии наук запретить печатать, «как о множестве миров, так и о всём другом, вере святой противном. В 1743 году, по требованию цензуры, изъят изданный Академией наук астрономический календарь, в котором духовная цензура нашла сведения о планетах, «к соблазну народному склонные. В 1756 году Московский университет хотел издать поэму Александра Поупа «Опыт о человеке», переведённую учеником Ломоносова под руководством последнего "что вызвало резкие нападки духовных цензоров, которые нашли в книге «зловредные идеи Коперника о множестве миров, противные Священному писанию», и книга была запрещена. "В 1757 году Синод потребовал «приостановить» научную деятельность Ломоносова, призвавшего «особливо не ругать наук в проповедях», придать сожжению его произведения, и отослать Ломоносова в Синод «для увещания и исправления».
Да что там 18век:)Последним произведением, в котором критиковалась гелиоцентрическая система, стала вышедшая в 1914! (сто лет назад!) году книга священника Иова Немцева «Круг земли неподвижен, а солнце ходит»! Автор «опровергал» систему Коперника цитатами из Библии и творений отцов Церкви." Какое невежество!

Re: Противостояни науки и религии

Биология, геология,медицина, технический прогресс
Русская православная церковь боролась с эволюционным учением с момента его появления.

В 1873 году был запрещён труд немецкого философа и естествоиспытателя Эрнеста Геккеля «Естественная история мироздания», в которой автор развивал материалистическое учение о мироздании и, как считали духовные цензоры, глумился над библейскими сказаниями о происхождении мира и человека.

В 1879—1880 годах запрещена и сожжена книга Геккеля «История племенного развития организмов».

С большой враждой было встречено учение Чарльза Дарвина, подрывающее основы религии. Труды Дарвина преследовались и уничтожались. Священники, борясь против учения Дарвина, выступали против дарвинизма в своих проповедях, печатали статьи в журналах, книги, называли учение Дарвина «богохульным» и пытались доказать его «ненаучность», обвиняли Дарвина в разрушении нравственности.

В 1890 году запрещена и уничтожена книга С. Альберта «Чарлз Дарвин и его учение», которую духовные цензоры называли «катехизисом материалистического отрицания религиозных идей».

В 1895 году за «материалистический характер» запретили книгу Ч. Дарвина «Происхождение человека и половой отбор».

В 1902 году сожжён весь тираж книги Геккеля «Мировые загадки», так как в книге «красной нитью проходила идея животного происхождения человека».[3] За «дерзкие выходки против высочайших предметов христианского почитания» эта книга числилась в чёрных списках ещё в 1916 году.
"научная геология опровергает библейскую космогонию и потому «не может быть терпима»" Свт. Филарет Моск.

В 1850 году не допущена к печати статья В. Гутцейта «Об ископаемых Курской губернии», так как в ней «мироздание» объяснялось «по понятиям некоторых геологов, вовсе не согласных с космогонией Моисея».После публикации Рулье в 1859 году в газете «Московские ведомости» лекций по геологии, автору запретили читать публичные лекции, потребовали переделать труд таким образом, чтобы геологические факты читатель сумел «согласить с первой главой книги бытия». Преследование учёного привело его к преждевременной смерти.В 1866 году из библиотек ряда учебных заведений изъяты книги по геологии, признанные «вредными и нигилистическими.В 1893 году изъята из распространения и уничтожена книга Г. H. Гетчинсона «Автобиография Земли, общедоступный очерк исторической геологии».
В 1866 году «за изложение самых крайних материалистических взглядов» был наложен арест на книгу русского физиолога и мыслителя И. М. Сеченова «Рефлексы головного мозга», отчасти противоречившую религиозным представлениям о человеке и его душе

Петербургский митрополит Исидор попросил Синод сослать Сеченова «для смирения и исправления» в Соловецкий монастырь «за предерзостное душепагубное и вредоносное учение». Впоследствии арест на книгу был снят, но до 1894 года она числилась в списках книг, запрещённых для хранения в библиотеках. Автора книги зачислили в число «неблагонадёжных» и запретили ему читать лекции для народа.

В 1819 году были преданы земле все экспонаты анатомического кабинета Казанского университета, по причине того, что «мерзко и богопротивно» употреблять «создание и подобие творца человека на анатомические препараты».
"Архиепископ Казанский и Свияжский, ректор Киевской Духовной Академии Антоний (Амфитеатров) называл «дьявольскими» и «богопротивными» железные дороги, газовое освещение и телеграф. Близкие мысли высказывал епископ Леонид (Краснопевков), писавший, что «Железные дороги прямо действуют на мозг. Дороги и телеграфы заставляют голову слишком быстро работать» Уже упоминавшийся свт. Феофан Затворик писал об открытой «враждебности» технического прогресса христианской истине"

Re: Противостояни науки и религии

Литература, философия.
1840-х годах в список запрёщенных по религиозным мотивам книг внесены сочинения Г. Р. Державина, А. Д. Кантемира, А. С. Пушкина, В. Г. Белинского, М. Шенье, В. Гюго, О. Бальзака и многих других.
было отдано распоряжение, по возможности, «вовсе не допускать» к изданию французские романы и повести.Ректор Троицкой духовной семинарии Саввы, который, узнав, что у семинаристов есть печатные и рукописные сочинения Гоголя, Лермонтова, Пушкина, Белинского и других, ночью сделал обыск и все отобранные книги распорядился предать «торжественному сожжению» во дворе академии в присутствии преподавателей и учащихся. Крайне забавно поэтому выглядить утверждение совремпенных православных о душеполезности классической литераатуры:) Если душеполезна, зачем тогда сжигали?
С особенной враждебностью духовные ведомства боролись с идеями и книгами философов-, критикующих религиозные представления. Духовное ведомство не только запрещало, но и уничтожало тиражи сочинений Вольтера, Дидро, Гольбаха, Гельвеция, Руссо, Вольтера, Фейербаха, Герцена( его даже хотели придать анафеме!), Гоббса
Под запрет попадали даже сказки!
В 1860 году знаменитый исследователь народного творчества А. Н. Афанасьев издал очередной сборник народных сказок. Обер-прокурор Святейшего Синода граф А. П. Толстой направил письмо министру Народного просвещения: По поводу изданной (т. е., пропущенной цензором Наумовым) книги господина Афанасьева под заглавием: «Русские народные легенды» высокопросвещённый митрополит Филарет обратился ко мне с письмом, в котором изъяснил, что… к имени Христа Спасителя и святых в сей книге прибавлены сказки, оскорбляющие благочестивые чувства, нравственность и приличие, и что необходимо отыскать средство к охранению религии и нравственности от печатного кощунства и поругания."
Кстати, а с чего это вдруг "русский народ-богоносец" такие сказки, легенды да пословицы про попов сочинял? Не подскажите?
Да и про сталинский СССР. Он действительно преследовал науку. Но на мой взгляд первычным был вовсе не атеизм, а очень специфический тоталитарный извод марксисткой идеологии.Кстати ,забавно но рядом современных атеистов,коммунистическая идеология приравнивается к квазирегиозной, а на Здравомыслии обращении атеистов -марксистов тказались публиковать потому что "марксисткая идеология не может быть здравомыслящей"
"что она подтверждается и современными научными исследованиями о взаимосвязи религии и науки.
Если вам интересно, следует читать не мой жунал,а серьезные публикации по теме "социологии религии".
Навскидку приведу лишь пару примеров.
1.Доклад на ежегодная научная конференция Американского физического общества (American Physical Society),
В 2003 году один из авторов работы, Дэниел Абрамс из Северо-западного университета США, применял этот метод, чтобы получить математическое обоснование уменьшения количества носителей вымирающих языков.
Тогда в основу исследования была положена теория общественной "конкуренции" между людьми, разговаривающими на различных языках, и "полезность" владения тем или иным из них.
"Идея довольно проста, – говорит Рихард Винер из Научно-исследовательской корпорации. – Она постулирует два тезиса: во-первых, что люди обычно предпочитают вступать в группы с наибольшим количеством членов, а во-вторых, что членство в этих группах придает человеку некий социальный статус, то есть приносит пользу".
"Например, в языковой сфере, владение испанским языком представляется более полезным или статусным, чем владение перуанским диалектом Кечуа [основной язык южноамериканских индейцев и официальный язык государства инков], – объясняет Винер. – Ровно таким же образом некую пользу или статус несет и принадлежность к религиозной общине или отсутствие таковой".
"Очевидный тренд"
Команда ученых использовала данные переписей за последние 100 лет в тех странах, где респонденты отвечали на вопрос об их религиозных убеждениях: Австралии, Австрии, Ирландии, Канаде, Нидерландах, Новой Зеландии, Финляндии, Чехии и Швейцарии.
"В современных светских демократических странах очевиден тренд, показывающий, что люди все менее склонны причислять себя к приверженцам какой-либо религии. В Нидерландах их количество составляет 40%, а самый высокий показатель – в Чехии, где доля [атеистов и агностиков] составляет 60%", – утверждает Винер.
Изучив эти статистические данные, ученые построили нелинейную динамическую модель, выстраивая ее параметры исходя из социальных и других "преимуществ", которые получает человек, не принадлежащий ни к каким к религиозным группам.
В результате выяснилось, что эти параметры одинаковы для всех девяти стран, а следовательно, статистические изменения в обществе с течением времени продиктованы одной и той же моделью поведения.
И во всех девяти странах математическая модель со всей очевидностью указывала на то, что рано или поздно религиозные взгляды исчезнут совсем.
"Я полагаю, что эти результаты заставляют задуматься, – считает профессор Винер. – Интересно, что довольно простая [математическая] модель объединяет в себе статистические данные, и если лежащие в ее основе идеи верны, то она подсказывает нам траекторию нашего движения".
"Безусловно, в случае каждого конкретного человека все может быть значительно сложнее, однако оперировать средними величинами намного проще", – резюмирует эксперт.
http://www.bbc.co.uk/russian/science/2011/03/110322_religion_extinct.shtml

2. "
исследование показало обратную связь между средней продолжительностью жизни и присутствием в ней религии.
Один из выводов объяснял тенденцию к снижению религиозности в обществе с высоким уровнем жизни и увеличение количества пожилых людей в религиозных организациях. В развитых странах эта тенденция наиболее ощутима: церкви пустеют, средний возраст прихожан растет. Например, в Великобритании последние 50 лет все меньше людей исповедуют свою принадлежность к какой-либо религии. Напротив, во многих странах тропической Африки или Латинской Америки склонность людей к религии продолжает оставаться сильной.

Исследование также установило, что «высокая средняя продолжительность жизни уменьшает ожидание посмертного воздаяния, а значит, благоприятствует вытеснению религии из жизни человека». В бедных странах с низким уровнем жизни, напротив, чаще наблюдается беспокойство человека своей посмертной участью, что естественно повышает стремление к религии."
Источник International Journal of Social Economics»
3. Религиозность населения не способствует процветанию общества.
Комплексный анализ многих десятков социально-экономических показателей в 17 процветающих странах «первого мира» не подтвердил гипотезу о том, что высокий уровень религиозности населения способствует благополучию общества. Напротив, по совокупности всех доступных показателей наиболее религиозные общества оказались наименее благополучными.
В своей новой статье, опубликованной в журнале Evolutionary Psychology, Пол приводит результаты комплексного кросс-национального анализа, целью которого была проверка двух альтернативных гипотез о влиянии массовой религиозности на общественное благополучие. Первая из этих гипотез (“the moral-creator socioeconomic hypothesis”) постулирует сильное положительное влияние массовой веры в бога (богов), неравнодушных к вопросам морали, на социально-экономическое благополучие общества. Вторая гипотеза (“the secular-democratic socioeconomic hypothesis”) предполагает, что религиозность в современных развитых обществах является, наоборот, негативным фактором, тормозящим рост социального благополучия. Теоретически возможен и третий вариант: религиозность вообще не оказывает влияния на ключевые социально-экономические показатели, или ее влияние полностью «перекрыто» и замаскировано другими, более важными факторами. Первая гипотеза предсказывает наличие положительной корреляции между религиозностью общества и общественным благополучием, вторая предсказывает отрицательную корреляцию, третья — отсутствие значимой корреляции.

В анализ были включены только данные по благополучным, процветающим демократическим государствам «первого мира» с населением около 4 млн человек или более. Всего было учтено 17 стран, данные по которым в международных базах и опубликованных сводках являются наиболее полными, достоверными и взаимно сравнимыми: США, Ирландия, Италия, Австрия, Швейцария, Испания, Канада, Новая Зеландия, Австралия, Нидерланды, Норвегия, Англия, Германия, Франция, Дания, Япония, Швеция. Список приведен в порядке убывания комплексного показателя религиозности населения (см. ниже): от самых религиозных стран к наиболее светским. Для оценки уровня религиозности населения использовалось около дюжины показателей, в том числе: доля людей, безоговорочно верящих в Бога-творца (или богов-творцов); «библейских литералистов» — людей, настаивающих на буквальном понимании Библии; регулярных участников коллективных богослужений; регулярно молящихся; верящих в загробную жизнь, рай и ад; доля атеистов и агностиков; доля людей, признающих происхождение человека путем эволюции от низших животных и т. д.

Для оценки уровня благополучия общества Пол отобрал 25 наиболее достоверных социально-экономических показателей, в том числе: число убийств и самоубийств (отдельно рассматривались самоубийства среди молодежи), детская смертность, продолжительность жизни (life expectancy), частота заболеваний гонореей и сифилисом (отдельно — среди подростков), число абортов среди несовершеннолетних, число родов в возрасте 15-17 лет, число бракосочетаний и разводов, потребление алкоголя, уровень удовлетворенности жизнью, доход на душу населения, уровень имущественного неравенства (индекс Джини), бедности, коррупции, безработицы и др. Из всех этих показателей Пол сконструировал комплексный «индекс общественного благополучия» (successful societies scale, SSS), который использовался в исследовании наряду с индивидуальными социально-экономическими показателями. Кроме того, были учтены показатели, отражающие уровень разнородности (фракционализации) общества, число иммигрантов, экологическую ситуацию в стране.

В статье скрупулезно разбираются соотношения между всеми этими показателями в 17 исследуемых странах. Основным результатом является обнаруженная Полом сильная и статистически достоверная положительная корреляция между благополучием общества и уровнем его «светскости». Эта корреляция хорошо видна как при сопоставлении комплексных показателей PRVSS и SSS, так и при анализе индивидуальных показателей религиозности и социально-экономического благополучия. Иными словами, оказалось, что чем выше религиозность населения, тем ниже уровень общественного благополучия, и наоборот
Уровень самоубийств, по данным Пола, практически не зависит от религиозности населения (результаты по самоубийствам среди молодежи чуть-чуть в пользу светских стран, по самоубийствам среди людей всех возрастов — в пользу религиозных). Слухи об аномально высоком уровне самоубийств в малорелигиозных скандинавских странах — не более чем слухи.

Сильная положительная корреляция обнаружилась между религиозностью населения и детской смертностью: чем религиознее страна, тем выше детская смертность (рис. 2). Корреляция между религиозностью и продолжительностью жизни направлена в ту же сторону, но выражена слабее
Число абортов среди несовершеннолетних достоверно ниже в светских странах, чем в религиозных (рис. 3).По производству ВВП религиозные страны чуть впереди, однако по уровню имущественного равенства нерелигиозные страны их резко опережают (чем выше уровень религиозности, тем выше индекс Джини, отражающий неравномерность распределения материальных благ среди населения). В соответствии с этим и процент бедняков в религиозных странах существенно выше.
http://elementy.ru/news/431139
Методика исследования и прочие показатели не отраженые в статье на Элементах в оригинале описаны здесь

The Chronic Dependence of Popular Religiosity upon Dysfunctional Psychosociological Conditions (PDF, 665 Кб) // Evolutionary Psychology. 2009. V. 7(3). P. 398–441.
http://www.epjournal.net/filestore/EP07398441_c.pdf