?

Log in

No account? Create an account

Тысячелетняя культурологическая катастрофа

Тысячелетняя культурологическая катастрофа: способны ли мы извлечь из неё урок?

Посмотрите внимательно на этот график, который построен по таблице из книги всемирного известного социолога Питирима Сорокина «Социальная и культурная динамика» (1957). Я считаю его самым важным графиком, характеризующим историю человеческой цивилизации. Он показывает тысячелетнюю культурную катастрофу, которая случилась с человечеством и затормозила его развитие сильнее любой чумы или татаро-монгольского нашествия.


По горизонтали отложены века. Отрицательные цифры – века до нашей эры. Положительные – наша эра, до 19 века включительно. Синие квадраты показывают число изобретений и открытий, сделанных в данном веке. Информация для графика была собрана одним кропотливым немцем в 1908 году, который никакого отношения к дальнейшим выводам не имеет. Синий график - логарифмический: если по вертикали отложено значение 1, это означает, что в данном веке было сделано 10 открытий, если 2 – то 100 открытий. Первые открытия и изобретения были зафиксированы в 8-7 веках до нашей эры. Потом число открытий выросло до примерно четырёх десятков и оставалось на таком уровне 800 лет. 2 век – последний век этого периода, именно в 2-м веке Птолемей создал свой Альмагест. Потом число изобретений и открытий падает всего лишь до четырёх в период с 5-го по 8-й век. То есть научно-техническое развитие человечества резко – в 10 раз! – замедляется. В 9-12 веке число открытий растет, но очень медленно – от 6 до 12. Лишь в 13 веке число открытий и изобретений достигает 53, то есть достигает уровня Древней Греции и Рима.
Что за культурная катастрофа случилась с человечеством в 5-13 веках?
14 век показывает медленный рост – 65, а 15 век вдвое разгоняет прогресс - до 127, и далее пошло со стремительным ускорением: 16 век – 429, 17 век – 691, 18-ый – 1578, 19-ый век – 8527 открытий и изобретений.
Теперь обсудим второй график по данным Сорокина – сиреневый и штрихованный. Это график влияния эмпиризма в общем умонастроении общества в данном веке. Эмпиризм – это «истина чувств», это стремление извлекать знание из чувств, из практики, из опыта. Если истину пытаются извлечь из святых текстов или из попыток мысленного постижения мира или божьего промысла – то это уже не эмпиризм. Методология построения графика основана на тщательном анализе тысяч трудов мыслителей разных веков и опять-таки эти данные были получены совершенно независимо от графика научно-технических свершений.
Сиреневый график эмпиризма – линейный. Доля эмпиризма в общем умонастроении была получена в процентах. Если возьмёте число по вертикальной оси и умножите его на 10, то получите этот процент. То есть в Древней Греции и Риме эмпиризм поддерживался 15- 25% мыслителей. С 6 по 10 век таких мыслителей практически не было. И только в 11 веке люди снова заговорили о том, что истину можно добывать из опыта, а не из чтения и толкования святых текстов. Далее рост эмпиризма и количества научно-технических достижений становится дружным и совместным.
Причину провала научно-технического развития человечества с 5 по 13 век верующий человек и очень сведущий в истории социолог Сорокин видит в исчезновении эмпиризма из культуры человечества. Попросту говоря, это означает повсеместное распространение религии, причем очень агрессивной ко всем инакомыслящим.
http://don-beaver.livejournal.com/60339.html
Прекрасная вещь и примечательно,что она подтверждается и современными научными исследованиями о взаимосвязи религии и науки, которые четко показывают устойчивую корреляцию между уровнем жизни населения и его социально -экономическим развитием и его религиозностью.

Comments

3. Религиозность населения не способствует процветанию общества.
Комплексный анализ многих десятков социально-экономических показателей в 17 процветающих странах «первого мира» не подтвердил гипотезу о том, что высокий уровень религиозности населения способствует благополучию общества. Напротив, по совокупности всех доступных показателей наиболее религиозные общества оказались наименее благополучными.
В своей новой статье, опубликованной в журнале Evolutionary Psychology, Пол приводит результаты комплексного кросс-национального анализа, целью которого была проверка двух альтернативных гипотез о влиянии массовой религиозности на общественное благополучие. Первая из этих гипотез (“the moral-creator socioeconomic hypothesis”) постулирует сильное положительное влияние массовой веры в бога (богов), неравнодушных к вопросам морали, на социально-экономическое благополучие общества. Вторая гипотеза (“the secular-democratic socioeconomic hypothesis”) предполагает, что религиозность в современных развитых обществах является, наоборот, негативным фактором, тормозящим рост социального благополучия. Теоретически возможен и третий вариант: религиозность вообще не оказывает влияния на ключевые социально-экономические показатели, или ее влияние полностью «перекрыто» и замаскировано другими, более важными факторами. Первая гипотеза предсказывает наличие положительной корреляции между религиозностью общества и общественным благополучием, вторая предсказывает отрицательную корреляцию, третья — отсутствие значимой корреляции.

В анализ были включены только данные по благополучным, процветающим демократическим государствам «первого мира» с населением около 4 млн человек или более. Всего было учтено 17 стран, данные по которым в международных базах и опубликованных сводках являются наиболее полными, достоверными и взаимно сравнимыми: США, Ирландия, Италия, Австрия, Швейцария, Испания, Канада, Новая Зеландия, Австралия, Нидерланды, Норвегия, Англия, Германия, Франция, Дания, Япония, Швеция. Список приведен в порядке убывания комплексного показателя религиозности населения (см. ниже): от самых религиозных стран к наиболее светским. Для оценки уровня религиозности населения использовалось около дюжины показателей, в том числе: доля людей, безоговорочно верящих в Бога-творца (или богов-творцов); «библейских литералистов» — людей, настаивающих на буквальном понимании Библии; регулярных участников коллективных богослужений; регулярно молящихся; верящих в загробную жизнь, рай и ад; доля атеистов и агностиков; доля людей, признающих происхождение человека путем эволюции от низших животных и т. д.