?

Log in

No account? Create an account

Тысячелетняя культурологическая катастрофа

Тысячелетняя культурологическая катастрофа: способны ли мы извлечь из неё урок?

Посмотрите внимательно на этот график, который построен по таблице из книги всемирного известного социолога Питирима Сорокина «Социальная и культурная динамика» (1957). Я считаю его самым важным графиком, характеризующим историю человеческой цивилизации. Он показывает тысячелетнюю культурную катастрофу, которая случилась с человечеством и затормозила его развитие сильнее любой чумы или татаро-монгольского нашествия.


По горизонтали отложены века. Отрицательные цифры – века до нашей эры. Положительные – наша эра, до 19 века включительно. Синие квадраты показывают число изобретений и открытий, сделанных в данном веке. Информация для графика была собрана одним кропотливым немцем в 1908 году, который никакого отношения к дальнейшим выводам не имеет. Синий график - логарифмический: если по вертикали отложено значение 1, это означает, что в данном веке было сделано 10 открытий, если 2 – то 100 открытий. Первые открытия и изобретения были зафиксированы в 8-7 веках до нашей эры. Потом число открытий выросло до примерно четырёх десятков и оставалось на таком уровне 800 лет. 2 век – последний век этого периода, именно в 2-м веке Птолемей создал свой Альмагест. Потом число изобретений и открытий падает всего лишь до четырёх в период с 5-го по 8-й век. То есть научно-техническое развитие человечества резко – в 10 раз! – замедляется. В 9-12 веке число открытий растет, но очень медленно – от 6 до 12. Лишь в 13 веке число открытий и изобретений достигает 53, то есть достигает уровня Древней Греции и Рима.
Что за культурная катастрофа случилась с человечеством в 5-13 веках?
14 век показывает медленный рост – 65, а 15 век вдвое разгоняет прогресс - до 127, и далее пошло со стремительным ускорением: 16 век – 429, 17 век – 691, 18-ый – 1578, 19-ый век – 8527 открытий и изобретений.
Теперь обсудим второй график по данным Сорокина – сиреневый и штрихованный. Это график влияния эмпиризма в общем умонастроении общества в данном веке. Эмпиризм – это «истина чувств», это стремление извлекать знание из чувств, из практики, из опыта. Если истину пытаются извлечь из святых текстов или из попыток мысленного постижения мира или божьего промысла – то это уже не эмпиризм. Методология построения графика основана на тщательном анализе тысяч трудов мыслителей разных веков и опять-таки эти данные были получены совершенно независимо от графика научно-технических свершений.
Сиреневый график эмпиризма – линейный. Доля эмпиризма в общем умонастроении была получена в процентах. Если возьмёте число по вертикальной оси и умножите его на 10, то получите этот процент. То есть в Древней Греции и Риме эмпиризм поддерживался 15- 25% мыслителей. С 6 по 10 век таких мыслителей практически не было. И только в 11 веке люди снова заговорили о том, что истину можно добывать из опыта, а не из чтения и толкования святых текстов. Далее рост эмпиризма и количества научно-технических достижений становится дружным и совместным.
Причину провала научно-технического развития человечества с 5 по 13 век верующий человек и очень сведущий в истории социолог Сорокин видит в исчезновении эмпиризма из культуры человечества. Попросту говоря, это означает повсеместное распространение религии, причем очень агрессивной ко всем инакомыслящим.
http://don-beaver.livejournal.com/60339.html
Прекрасная вещь и примечательно,что она подтверждается и современными научными исследованиями о взаимосвязи религии и науки, которые четко показывают устойчивую корреляцию между уровнем жизни населения и его социально -экономическим развитием и его религиозностью.

Comments

Демагогические приёмы

Друг мой, давайте всё -таки не переходить на использование демагогических приёмыов.
1.Вы предпочитаете печатать Тенденциозные , желтые статейки" Ad personam. "Человек А делает утверждение Х. Про А известно что-то плохое. Следовательно, утверждение Х ложно». "Правильно: Докажите ошибочность утверждения.
2. Примеров полно. "Ошибка квантификации.Доказательство примером — по одному-двум единичным случаям делается общий вывод. Форма: «Для объекта Х из класса А верно свойство Ф. Следовательно, для любого объекта из А верно свойство Ф». Два - это не абстрактное много. По первому я признал,что ошибся. Их должно быть хотя бы пара десятков.
2. " не вызываюее ничего кроме смеха" Circumstantiae форма
Argumentum ad hominem т.е."В N ск. пишут just for lolz, значит, к здешним статьям нельзя относиться серьезно."
Ученые часто таким занимаются.Правильно опровегнуть информацию фактами или доказать ошибочность логики автора.
3."Зато я знаю показательный антипример". Ошибка квантификации. Тоже доказательство примером. На единичных примерах нельзя делать выводы.Если бы он был верен , то в любой более или менее атеистической стране были бы гонения на науку. Однако в практически атеистических Скандинавии( до80 % неверующих), неверующих европейских странах Франции , Австрии,Чехии Швейцарии ,Канаде подобного явления совсем не наблюдается. Контраргумент к вашему примеру.
4." " Разбирем ваш пример "СССР -атеистическая страна(объект В)" "СССР -преследовал науку по идеологическим мотивам(Объект С)" Следовательно " атеистические страны пресследуют науку по идеологическим мотивам"(В есть С)
Ассациативная ошибка (ассоциативная вина) т.е. "Объекты А также есть объекты В. Объекты А также есть объекты С. Следовательно, (все) объекты В есть С».