?

Log in

No account? Create an account

Тысячелетняя культурологическая катастрофа

Тысячелетняя культурологическая катастрофа: способны ли мы извлечь из неё урок?

Посмотрите внимательно на этот график, который построен по таблице из книги всемирного известного социолога Питирима Сорокина «Социальная и культурная динамика» (1957). Я считаю его самым важным графиком, характеризующим историю человеческой цивилизации. Он показывает тысячелетнюю культурную катастрофу, которая случилась с человечеством и затормозила его развитие сильнее любой чумы или татаро-монгольского нашествия.


По горизонтали отложены века. Отрицательные цифры – века до нашей эры. Положительные – наша эра, до 19 века включительно. Синие квадраты показывают число изобретений и открытий, сделанных в данном веке. Информация для графика была собрана одним кропотливым немцем в 1908 году, который никакого отношения к дальнейшим выводам не имеет. Синий график - логарифмический: если по вертикали отложено значение 1, это означает, что в данном веке было сделано 10 открытий, если 2 – то 100 открытий. Первые открытия и изобретения были зафиксированы в 8-7 веках до нашей эры. Потом число открытий выросло до примерно четырёх десятков и оставалось на таком уровне 800 лет. 2 век – последний век этого периода, именно в 2-м веке Птолемей создал свой Альмагест. Потом число изобретений и открытий падает всего лишь до четырёх в период с 5-го по 8-й век. То есть научно-техническое развитие человечества резко – в 10 раз! – замедляется. В 9-12 веке число открытий растет, но очень медленно – от 6 до 12. Лишь в 13 веке число открытий и изобретений достигает 53, то есть достигает уровня Древней Греции и Рима.
Что за культурная катастрофа случилась с человечеством в 5-13 веках?
14 век показывает медленный рост – 65, а 15 век вдвое разгоняет прогресс - до 127, и далее пошло со стремительным ускорением: 16 век – 429, 17 век – 691, 18-ый – 1578, 19-ый век – 8527 открытий и изобретений.
Теперь обсудим второй график по данным Сорокина – сиреневый и штрихованный. Это график влияния эмпиризма в общем умонастроении общества в данном веке. Эмпиризм – это «истина чувств», это стремление извлекать знание из чувств, из практики, из опыта. Если истину пытаются извлечь из святых текстов или из попыток мысленного постижения мира или божьего промысла – то это уже не эмпиризм. Методология построения графика основана на тщательном анализе тысяч трудов мыслителей разных веков и опять-таки эти данные были получены совершенно независимо от графика научно-технических свершений.
Сиреневый график эмпиризма – линейный. Доля эмпиризма в общем умонастроении была получена в процентах. Если возьмёте число по вертикальной оси и умножите его на 10, то получите этот процент. То есть в Древней Греции и Риме эмпиризм поддерживался 15- 25% мыслителей. С 6 по 10 век таких мыслителей практически не было. И только в 11 веке люди снова заговорили о том, что истину можно добывать из опыта, а не из чтения и толкования святых текстов. Далее рост эмпиризма и количества научно-технических достижений становится дружным и совместным.
Причину провала научно-технического развития человечества с 5 по 13 век верующий человек и очень сведущий в истории социолог Сорокин видит в исчезновении эмпиризма из культуры человечества. Попросту говоря, это означает повсеместное распространение религии, причем очень агрессивной ко всем инакомыслящим.
http://don-beaver.livejournal.com/60339.html
Прекрасная вещь и примечательно,что она подтверждается и современными научными исследованиями о взаимосвязи религии и науки, которые четко показывают устойчивую корреляцию между уровнем жизни населения и его социально -экономическим развитием и его религиозностью.

Comments

Знаете, друзья обвинениями в утрате совести не бросаются.
Тут надо пояснить,что вы путаете важную вещь.

Религия - совокупность представлений, основанных на метафизической вере, а также соответствующее поведение и специфические действия (культ).

Атеизм - отсутствие метафизической веры и культа.

Многие верующие не могут понять одну простую мысль: никакого общего для всех атеизма не существует. Два атеиста по своим взглядам могут отличаться сильнее, чем христианин от буддиста, а мусульманин - от кришнаита.
Почему ? Да потому что
атеизм характеризуется не картиной мира, а МЕТОДОЛОГИЕЙ ее построения.Кстати поэтому вышеуказанные определения тоже не везде верны. Вот например, в мире Кринна атеист вполне признавал бы великих богов Паладайна и Такхизис:)
Даже Атеизм и материализм - это не синонимы. Они описывают разные части мировоззрения.
Да, в большинстве случаев атеисты - материалисты, а материалисты - атеисты. Тем не менее, существуют и атеисты-нематериалисты, и материалисты-неатеисты.
Тит Лукреций Кар, Айзек Азимов, Карл Маркс, Дени Дидро, Фейербах, Лаплас, Марк Твен - все атеисты, однако неужто Вы скажете, что они имели одинаковые взгляды?!В том числе на науку.
Сорокин в статье говрит о различии в подходах эмпирическом и метафизическом.
Религии же в целом эмпирического познания в целом признать полностью не могут, а говорят о необходимости познавать и признавать метафизической верой некоторые положения, принимать их без доказательств и главное в противоположность обычной вере содержать их даже когда -принятая гипотеза опровергается новыми фактами.
Атеисты же отвергают метафизическую веру.
И в этом едины и зороастрастизм и Ислам и Христианство и Буддизм.В признании метафизической веры они все едины.
Кстати вот тут есть хорошая пояснялка с большим количеством букв
http://as-merlin.livejournal.com/13315.html
Знаете, друзья обвинениями в утрате совести не бросаются.

Я вас не оскорбить хочу а заставить взглянуть на себя со стороны. Зрелище печальное.

Тут надо пояснить,что вы путаете важную вещь

Я не путаю, я сужаю область дискусии. Я не хуже вас знаю, что существуют атеисты-оккультисты и прочие гибриды. Но в данном конкретном случае мы говорим о атеистах- материалистах. Именно они были у власти во всех моих примерах. И вам мозги промыли тоже они.