?

Log in

No account? Create an account

Тысячелетняя культурологическая катастрофа

Тысячелетняя культурологическая катастрофа: способны ли мы извлечь из неё урок?

Посмотрите внимательно на этот график, который построен по таблице из книги всемирного известного социолога Питирима Сорокина «Социальная и культурная динамика» (1957). Я считаю его самым важным графиком, характеризующим историю человеческой цивилизации. Он показывает тысячелетнюю культурную катастрофу, которая случилась с человечеством и затормозила его развитие сильнее любой чумы или татаро-монгольского нашествия.


По горизонтали отложены века. Отрицательные цифры – века до нашей эры. Положительные – наша эра, до 19 века включительно. Синие квадраты показывают число изобретений и открытий, сделанных в данном веке. Информация для графика была собрана одним кропотливым немцем в 1908 году, который никакого отношения к дальнейшим выводам не имеет. Синий график - логарифмический: если по вертикали отложено значение 1, это означает, что в данном веке было сделано 10 открытий, если 2 – то 100 открытий. Первые открытия и изобретения были зафиксированы в 8-7 веках до нашей эры. Потом число открытий выросло до примерно четырёх десятков и оставалось на таком уровне 800 лет. 2 век – последний век этого периода, именно в 2-м веке Птолемей создал свой Альмагест. Потом число изобретений и открытий падает всего лишь до четырёх в период с 5-го по 8-й век. То есть научно-техническое развитие человечества резко – в 10 раз! – замедляется. В 9-12 веке число открытий растет, но очень медленно – от 6 до 12. Лишь в 13 веке число открытий и изобретений достигает 53, то есть достигает уровня Древней Греции и Рима.
Что за культурная катастрофа случилась с человечеством в 5-13 веках?
14 век показывает медленный рост – 65, а 15 век вдвое разгоняет прогресс - до 127, и далее пошло со стремительным ускорением: 16 век – 429, 17 век – 691, 18-ый – 1578, 19-ый век – 8527 открытий и изобретений.
Теперь обсудим второй график по данным Сорокина – сиреневый и штрихованный. Это график влияния эмпиризма в общем умонастроении общества в данном веке. Эмпиризм – это «истина чувств», это стремление извлекать знание из чувств, из практики, из опыта. Если истину пытаются извлечь из святых текстов или из попыток мысленного постижения мира или божьего промысла – то это уже не эмпиризм. Методология построения графика основана на тщательном анализе тысяч трудов мыслителей разных веков и опять-таки эти данные были получены совершенно независимо от графика научно-технических свершений.
Сиреневый график эмпиризма – линейный. Доля эмпиризма в общем умонастроении была получена в процентах. Если возьмёте число по вертикальной оси и умножите его на 10, то получите этот процент. То есть в Древней Греции и Риме эмпиризм поддерживался 15- 25% мыслителей. С 6 по 10 век таких мыслителей практически не было. И только в 11 веке люди снова заговорили о том, что истину можно добывать из опыта, а не из чтения и толкования святых текстов. Далее рост эмпиризма и количества научно-технических достижений становится дружным и совместным.
Причину провала научно-технического развития человечества с 5 по 13 век верующий человек и очень сведущий в истории социолог Сорокин видит в исчезновении эмпиризма из культуры человечества. Попросту говоря, это означает повсеместное распространение религии, причем очень агрессивной ко всем инакомыслящим.
http://don-beaver.livejournal.com/60339.html
Прекрасная вещь и примечательно,что она подтверждается и современными научными исследованиями о взаимосвязи религии и науки, которые четко показывают устойчивую корреляцию между уровнем жизни населения и его социально -экономическим развитием и его религиозностью.

Comments

Историческая справедливость

Хочу сразу же заметить, что изобретения это ещё не залог позитивного развития человечества.
Возьмите 20 век с его катастрофическими войнами - не думаю, что изобретение, скажем, отравляющего газа принесло людям счастье.

Кроме того, помимо технических достижений есть ещё достижения культурные. Период 5-13 веков представлен в данной атеистической пропаганде как тёмные века, полные религиозного мракобесия. На деле в эти годы в Европе произошёл расцвет прекрасной византийской культуры, религиозной в своей основе.
Я уж молчу про бурное развитие неевропейских цивилизаций, например того же Китая и арабского мира. Религии в обеих цивилизациях, как мы знаем, играли очень важную роль.

Возьмём пример поближе! Наша собственная цивилизация активно развивалась в эту эпоху. Было создано единое государство - Киевская Русь, развивались торговля, ремёсла и культура (возьмём хотя бы зодчество). Осваивались новые земли, строились новые города (Русь не зря называли Гардарикой - страной городов).

Наконец, при христианстве развивались нравственные основы общества. Кристаллизовались понятия чести, служения, добра и зла и т.д. Всё это как минимум не менее важно для развития человека, чем технические изобретения.

При всех проблемах и бедствиях, которые были в 5-13 веках, как и в любой другой эпохе, при всех недостатках этого времени, о которых также нельзя забывать, у атеистов всё же нет морального права закрашивать эти 800 лет чёрными красками! Научная объективность требует здесь справедливого подхода не меньше, чем религиозный дух.

Edited at 2012-02-03 11:02 pm (UTC)

Re: Историческая справедливость

А в огороде Бузина, а в Киеве дядька...
говоришь о научно-технической отсталости, о призрении о к эмпирическому познанию в противовес схоластическому и мистическому. Просишь примеры массовых изобретений
а тебе в ответ про культуру...По теме есть что возразить фактами?
На Руси с наукой было плохо. Не веришь мне, почитай Балашова. Он ведь очень православие любил, но тем не менее горестно стенал о б отсутствии на Руси своих университетов, научной школы, изобретений сравнимых с начавшихся Западноевропйским подъемом в Средние века.
С культорой кстати тоже не всё гладко.Принятие христианской культуры сопровождалось массовым уничтожением памятников культуры языческой, уничтожением статуй, закрытием храмов, школ и академий.
На Руси вообще очень много было уничтожено из этого культурного плата. Почитай хоть Рыбакова, хоть современных авторов исследователей (только нормальных, не из псевдонеоязычников)
Ислам под корень стер великолепную культуру Сасанидского Ирана. Да так что многие образцы "исламской" культуры вроде Шахнамэ, к Исламу никакого отношения не имеют.
Понятия же честь,совесть, мораль.Были у людей задолго до христианства.
Надо бы пожалуй как -нибудь процитировать один текст на морали и этики из времен Рамзеса второго.
А черными красками не закрашиваю.Да были достижения.И большие. Но в определенных областях иначе как катастрофой это время не назвать

Re: Историческая справедливость

Ты так и не понял, о чём я говорю!

Я и не собираюсь приводить в пример технические достижения, которых, естественно, не было;)
Я говорю о том, что технические достижения это далеко не единственное мерило прогресса! И 5-13 век богаты ДРУГИМ!

А если я приведу в пример все культуры, уничтоженные прогрессивными европейцами из Нового времени, то тут будет длииинный увесистый список! Так что не надо пугать "сасанидским Ираном"!
Кстати в рассуждении о нём допущена логическая ошибка: с одной стороны, ты утверждаешь, что доисламская иранская культура стёрта, и тут же приводишь в пример её уцелевший памятник! Видимо она всё-таки не стёрта под корень;) так к чему эта твоя антирелигиозная "страшилка"?

Понятия чести, совести и т.п. были и до Христа. Безусловно. Но фактор Бога и вообще религиозный христианский фундамент их укреплению явно способствует больше, чем мораль Древнего Вавилона:)

Edited at 2012-02-04 02:59 pm (UTC)

Re: Историческая справедливость

Спасибо Михаил, я тебя как раз понял.
Просто мы по разному прогресс мерим. Длятебе прогресс технический и культурны и т.д. составные части одного понятия Прогресс, для меня это разные линии разных понятий ,которые могут пресекаться, но оцениваются по отдельности.
Европейцы тоже стерли массу культур, не спорю.
улабается, Шахнамэ Это не памятник до исламской культуры, а один из знаменитых памятнников официальной Исламской культуры. Просто он написан в традиции этой самой доисламской культуры, т.е я хотел сказать,что там крайне мало специфической именно культуры Ислама.
Но фактор Бога" Ты будешь удивлен наверное,но понятия о Едином Боге были у людй задолго до Христа.Например почитай Египетскую книгу Мертвых времен среднего царства.
Да,кстати я тебе написал запись про КПРФ

Re: Историческая справедливость

Да, ты правильно понял про прогреес: я за сбалансированное определение:)

Ну, так по сути-то, если эта огромная книга написана в традиции доисламской культуры, значит это памятник в том числе этой культуры, по-моему это логично!
И самое главное, основная мысль была в том, что значит кульутра не была полностью стёрта!

Про понятие Единого Бога во многом согласен! Но в таком сложившемся виде не было. Разве что у древних евреев, но иудаизм - национальная религия, а не мировая.Так что размах не тот, что у христианства, и влияние на человеческую мораль, следовательно, тоже не то;)