?

Log in

No account? Create an account

Любил ли Крисанию Рейстлин?

Собственно по прочтении этого http://morgeyna.livejournal.com/317026.html?view=5521250#t5521250 я решил написать несколько записей о Рейстлине и Крисании.
"Raistlin does not love Crysania. He desires her and feels natural feelings of protectiveness toward her but that is all".
М. Уэйс и Т. Хикмэн, 1987 Dragonlance Andventures p.108
http://www.dragonlance.ru/forum/text/index.php/t362-450.html
Однако тут та самая ситуация,что и с Береном - героем эпоса:) Т.е авторы  имеют в замысле одно, а пишут в художественном произведении совсем другое. Правда  художественного текста оказывается выше.
Собственно я свое мнение о том,что Рейстлин любил Крисанию,я уже высказывал и  доказывал с цитатами в руках, под ником Nadal  ( т.е. мой персонаж Надаль Эльбарре, конечно) семь лет назад  на форуме саги о Копье .http://www.dragonlance.ru/forum/text/index.php/t362-150.html Сейчас немного дополню и добавлю ряд комментариев и примечание.

Примечание важное в дальнейшем. Здесь и далее подразумевается априори,что вы  держите в голове,что трилогия Легенд с психологическом плане сложна тем,что Рейстлина как такового( в отличие напр. от Кузницы души) там нет, а есть Рейстофист  или Фисторейстлин (кому как больше нравиться)-  сложная альтруирующая личность из Фистандатилуса,который постоянно присутствует в большей( иногда до 80% я полагаю :) или меньшей степени и собственно Рейстлина. И когда я пишу,что Крисанию любил Рейстлин, я разумею собственно Рейстлина.Фистандатилус как таковой её определенно использовал. Подробнее с цитатами и прочим, про  эту психологическую коллизию Фисторейстлина прекрасно разъяснено здесь Близнецы Маджере и Кринн с ними" Лин Тень http://www.dragonlance.ru/text/literaturniy_konkurs/itogi_pervogo_konkursa/

1)Гнев, смущение и чувство вины одновременно окрасили щеки Крисании в розовый цвет, а серые глаза ее потемнели и сделались темно-голубыми. Румянец расползался по ее щекам, перекочевал на губы... и она вдруг стала по-настоящему прекрасной. Рейстлин невольно был вынужден отметить это, не мог не отметить - красота Крисании и прежде бросалась ему в глаза, мешая сосредоточиться, но теперь... Чтобы отогнать эту мысль, Рейстлину потребовались значительные усилия, и это вызвало в нем раздражение."
Таковы впечатления мага при разговоре с ней в храме Паладайна..
2)Кретин! - повторял он, сжимая кулаки. - Я должен был это предвидеть! У моего тела, несмотря на всю его силу, есть одно слабое место, и слабость эта свойственна всем людям. Не важно, насколько развит и силен твой ум, и не имеет значения, насколько хорошо ты владеешь своими чувствами! Это все равно поджидает тебя, прячется в тени, как готовый напасть в любую минуту хищный зверь!
Рейстлин зарычал от бешенства и с такою силой вонзил ногти в ладони, что из-под них брызнула кровь.
- До сих пор я вижу ее перед собой, вижу ее белую кожу и полуоткрытые губы! Я чувствую запах ее волос и податливую упругость прижавшегося ко мне тела...
- Нет! - едва не крикнул Рейстлин. - Этого не должно быть! Нельзя допустить, чтобы это случилось! Возможно... - Он задумался и продолжил уже спокойнее: - Что если мне попробовать совратить ее? Разве после этого она не окажется в полной моей власти?
Мысль была соблазнительная, однако она вызвала в Рейстлине такую бурю страстей и желаний, что тело его содрогнулось, будто в агонии."
 Разве эта цитата не напоминает мысли о возлюбленной? И одновременно как Рейстлин сопротивляется "греховным" позывам плоти.Он смотрит на секс , как на нечто недостойное, слишком физическое, слишком человеческое. Точнее у него проблемы с Тенью,которые он не решил.  И это еще скажется когда он проиграет в Бездне.Это приведет нас ко второе фатальной ошибке его как темного мага. Кроме того.
п 1, 2  5 и 8 свидетельсвуют,что Рейстлин допускает  третью фатальную именно для темного а не для светлого мага ошибку.Забавно,кстати,что дело обстоит ровно наоборот тому как он думает в п.2 :) Проще говоря, здесь он рассуждает  о любви как типичный человек.

3) Одна из подружек Карамона, устав от легких побед, обратила на него свое благосклонное внимание, решив, видимо, что близнец богатыря может оказаться для нее в некотором отношении небезынтересным. Рейстлин, которого сообща подзуживали Карамон и несколько его приятелей, уступил ее грубым домогательствам. То, что случилось потом, жестоко разочаровало обоих. Девица униженно вернулась к Карамону. Рейстлин же, худшие опасения которого наконец нашли практическое подтверждение, снова обратился к своей магии, где по-прежнему только и находил высшее наслаждение.
(Что произошло между ними неизветно.Была ли это Миранда также не указывается,так как Кузница Души написана позже)
4). Рейстлин неожиданно убрал руку с плеча Крисании и отошел от ее кресла.
- Тебе лучше уйти, - хрипло пробормотал он. Маг пытается скрыть от окружающих свой чувства:для чего прикрывается маской безразличия,холодности. Он боиться,чтобы кто- нибудь не использовал это знание против него.Рестлин стремиться создать ложное мнение о своих чувствах:
5)Я должен был быть жестоким и грубым, - ответил он почти мягко. - Я должен был заставить ее увидеть пропасть, разверзшуюся у самых ее ног, пропасть, которая способна поглотить всех нас, стоит только один раз оступиться.
Выслушай меня, Карамон, и попытайся понять, - сказал Рейстлин спокойно,
однако бывший гладиатор невольно вздрогнул. - Я не способен любить. Неужели ты до сих пор этого не понял? О да, ты совершенно прав, под моим черным платьем скрывается смертное тело из плоти и крови - что весьма прискорбно. Как любой мужчина, я подвержен похоти, только и всего. Так что все это... просто похоть.
Рейстлин пожал плечами.
- Для меня это, возможно, не имело бы никакого значения. Я мог бы поддаться своим желаниям. Ничего страшного наверняка не произошло бы. Ну конечно, увлечение женщиной ослабило бы мои силы, но ненадолго. И ни в коем
случае не повлияло бы на мои магические способности. Но... - взгляд Рейстлина пронзил Карамона, словно осколок льда, - это погубит Крисанию, когда она об этом узнает. Заметь, я говорю "когда", а не "если". Она обязательно узнает!
6) Но в редкие минуты мы видим его подлинные чувства:
Рейст, - прошептал воин, и лицо его снова омрачилось, - ты... знаешь,
что они... что ждет Крисанию?
Рейстлин тут же представил себе грубые руки великана-полукровки, шарящие по телу Крисании, и испытал такую ненависть и ярость, что сам испугался. Сердце мага болезненно сжалось, и кровавая пелена на мгновение ослепила его.
Итак, ревность.Здесь мы видим настоящие беспокойство за судьбу дорогого ему человека.К слову, ревность есть еще и проявление теневого комплекса Рейстлина -комплекса неполноценности.
7)маг хмуро думал о Крисании: почему он так близко к сердцу принимает судьбу женщины, которая ему совершенно безразлична... за исключением, конечно, ожидаемой от жрицы помощи. "
Но мы знаем почему, потому что на самом деле она ему не безразлична! При "похоти" - т.е.  только половом влечении дальнейшая судьба объекта отношений совершенно не волнует  (или очень слабо) лицо.
8)- Будь я такой, как другие мужчины, она принадлежала бы мне уже сейчас, -прошептал Рейстлин.Его рука задержалась перед лицом жрицы и снова коснулась черных волнистых волос.- Но я не такой, как все, - пробормотал Рейстлин и убрал руку.Наклонившись, он поднял штору и накрыл ею жрицу.
Рейстлин в Палантаской башне(5 книга).Комментировать собственно нечего ( всё довольно прозрачно) .
Но может быть кто -то возразит: Это было до Керготского леса,потом Рейстлин взял себя в руки и победил свои чувства" Смотрим текст. Вот цитаты из конца "Битвы близнецов":
9). Голова ее поникла, а черные волосы рассыпались по плечам. Бледный, рассеянный свет луны заставил ее локоны мерцать в темноте,словно драгоценный голубой жемчуг и выбелил ее кожу, сделав похожей на
тончайший папирус. Запах волос Крисании заполнил не только комнату, но и всю бесконечную ночь.(Заман)
И через несколько предложений:
10)Подняв голову,она увидела, как горят страстью глаза Рейстлина, страстью, которая питалась из какого-то внутреннего источника и не имела никакого отношения к магии.(! выделено мной). У жрицы перехватило дыхание, но Рейстлин уже встал и отошел."
Вопрос какая  у него могла быть страсть к девушке, не умеющая отношения к магии?
11)Рейстлин смотрел на жрицу, зачарованный ее красотой. Он чуть было не позабыл, какая великая цель привела его к преддверию Врат. Он смотрел на нее,словно околдованный, и даже мысли о магии ненадолго - на короткий промежутокмежду двумя ударами сердца - покинули его. "
Пред вратами в Бездну,в миг величайшего триумфа своей жизни Рейстлин думает(пусть недолго) о Крисании !
12)Он увидел себя, зависшего в самом сердце холодного космоса, - пустота снаружи и пустота внутри. Эта пустота навалилась на него, стиснула, сжала и принялась поглощать. Рейстлин корчился, выворачивался наизнанку, ища в себе хоть что-нибудь могущее утолить чудовищный вакуум и заполнить внутреннюю пустоту - капельку крови, хотя бы воспоминание о боли,- но не нашел. В нем никогда ничего не было и уже не будет; он обречен на вечное одиночество; беспрестанно заглядывать внутрь самого себя и не находить ничего... ничего... ничего...
   Рейстлин опустил голову, а его рука соскользнула со лба Карамона. Теперь он тоже знал, что так будет, чувствовал это каждой клеточкой своего истерзанного тела. Знал, потому что эта пустота уже давно была в нем. О нет, она не успела пожрать его без остатка - пока еще нет, но он, казалось, видел свою одинокую, испуганную душу, забившуюся в самый дальний, темный уголок пустой телесной оболочки.
   С губ Рейстлина сорвался горький крик, он оттолкнул от себя Карамона и огляделся. Тени на равнине сгущались. Властительница - его Королева - отбросила все сомнения и собиралась с силами, готовясь к прыжку.
   Рейстлин опустил глаза, пытаясь сосредоточиться и отыскать в себе хотя бы гнев, пытаясь раздуть угасающий огонь своей магии, но даже это ему не удалось. Охваченный страхом, он покачнулся и рухнул на четвереньки.
Вообще это очень показательный момент. О чем идет речь? Рейстлин внезапно оказывается перед перспективой полнейшей пустоты. Точнее он наконец,то осознает свою Тень. И пытается  найти,что -то светлое,что-то способное противостоять Пустоте.
  "Маленькое тело Бупу из племени овражных гномов лежало перед ним; черты ее чумазого лица заострились, щеки запали, а зрачки расширились от страха. Узнав Рейстлина, Бупу отпрянула от него в совершенном ужасе.
   - Бупу! - в отчаянии закричал Рейстлин, хватая ее за грязное платьице. - Ты забыла меня? Помнишь, ты подарила мне книжку и большой изумруд...- Рейстлин порылся в своих кошельках и извлек оттуда мерцающий зеленый камень. - Вот он, Бупу, вот твой "маленький камешек"! Возьми его, он защитит тебя!
   Бупу потянулась к изумруду, но глаза ее вдруг остекленели, и Рейстлин вложил камень уже в мертвые, сведенные последней судорогой пальцы.
Обычно его интерпретируют так,что это  спасительное  для Рейстлина чувство -  жалость к Бупу,потому что первым он думает о ней  .Однако, если мы рассмотрим момент подробнее то,что мы видим? Мы видим,как Рейстлин вспоминает Бупу, но Бездна( а мы помним,что Бездна всёго лишь претворяет собственные мысли Мага в реальность?) искажает её  образ, она мертва т.е. он оказывается  недостаточно сильным,чтобы противостоять пустоте.Проще говоря, символически жалость мертва в Рейстлине. 

- Нет! - страшно закричал Рейстлин и почувствовал на плече руку Карамона.
   - Оставь ее в покое, - хрипло приказал гигант, отшвырнув Рейстлина в сторону.- Или тебе мало того, что ты с ней уже сделал?
   В руке Карамона снова появился меч, и от его яркого блеска у Рейстлина начали слезиться глаза. Тело Бупу расплылось, и маг увидел на его месте Крисанию, увидел такой, какой он оставил ее у столба казней, с обугленной кожей и выжженными глазами.
   Пусто... пусто... внутри ничего нет... Ничего? Что-то шевельнулось в уголке - что-то совсем маленькое, жалкое, и все же... Душа Рейстлина протянула руки... и пальцы мага коснулись тела
Крисании.- Она не умерла,- прошептал он.- Что же это такое  шевельнулось в его душе?Да, он считает это что-то  жалким,маленьким( как мы помним Рейстлин сознательно отвергает   любовь, а бессознательно нет), но это не так она сохраняется в Бездне.  Еще не умерла...- Да. - Карамон поднял меч. - Оставь её. Дай ей умереть в мире!
- Она останется жить, если ты вынесешь её через Врата.
- Да, она останется жить, - с горечью кивнул гигант. - И ты тоже, Рейстлин. Я вынесу Крисанию из Врат, а следом за нами выйдешь ты!
- Спаси её!" {C}{C}{C}{C}{C}{C}
" Это поворотный момент после которого рейстлин принимает окончательное решение остаться в Бездне( Собственно Карамон его про это и спрашивает: Я Спасу. но затем выйдешь ты" А Рейстлин ему отвечает  не выйду"Да еще и с такой формулировкой "Спаси её!"Де факто мы получаем в частном случае обратную жертву Рейстлина за Крисанию. Он возвращает долг ей.).
Далее, собственнона самом деле у Рейстлина еще оставались варианты:  ipso facto,  он просто узнал от Карамона , что единого божества из него не выйдет, но он мог  бы просто ограничиться статусом одного из  великих богов.Единственное, чем такой ход событий хуже для Рейстлина, чем избранный в конечном счете, это тем, что Крисания погибнет. Не говоря уж о том, что если бы  жизнь или смерть Крисании  не играло дяля него особой роли, стал бы он просить Карамона спасти её.

То есть перед нами триумф не Бупу, а Крисании!
С точки зрения психологии: всё строго логично.Фисторейстлин, с его стремлением к власти, как сверхценнности -по Фромму,  законченный Некрофил.А что является противоположностью Некрофилии?  -Любовь! Далее   идеализированная Крисания есть Анима самого Рейстлина, жизненно необходимая для его  Мага, ( т.е Персоны) часть.И он, на мой взгляд, здесь это осознает.
И поэтому он оказывает способен совершить интутивно  верный, хотя, с точки зрения Персоны, нерациональный Поступок  - приказать Карамону вынести Крисанию,а самому остаться в Бездне.И поэтому в итоге  сводит партию к ничьей.
Впрочем, если бы Рейст пораньше осознал простую истину , что Персона не всегда права,что иногда нужно проиграть,чтобы выиграть в итоге, а также проинтегрировал Тень ..Он бы партию выиграл, т.к.  фатальных ошибок из этого проистекающих он бы не совершил.  Впрочем это тема следующей записи.
13) Астиниус "Итак, ты не склонен оправдываться и просить прощения. Что же тогда ты можешь ей сказать? Рейстлин долго молчал. Он повернулся к книжным полкам, всматриваясь в окружающие их тени, тени того, что не случится уже никогда.- Я хотел сказать ей, что иногда в моем долгом сне я мечтал о ней, - тихо промолвил он."
14) И финальный аккорд товарищи строгие канонисты: Крисания ведь тоже Рейстлина не любила согласно Маргарет: "She's in love"(Тика о Крисании)Маргарет комментирует
I'm ofen asked if Crysania loves Raistlin. I do not think she does. She is attactedto him sexually, as he is to her, but that's not same think that at this point in their lives, both these people are too selfish to love anyone. They are both using each other to achieve they own goals. Crysania is blind to her flaws throughout much of the book and thus is only  when she is blinded at the end  that she sees the truth about Raistlin and the truth about herself" Комментарий MW Time of the Twins p.55
Не согласны с этим утверждением? В тексте написано иное? Так  и я также не согласен с первым: они равны, оба  вне текста, безоговорочно принимайте первый, будьте любезны принимать и второй...

Мне могут возразить,что речь идет об эротических грезах, только о половом желании.Но в случае полового желания обычно мечтают не о личности( Крисании) а  об индивиде, объекте.Поскольку личности там нет. У Фромма это прекрасно разъясняется.Кроме того, для определения Анимы показательно,что вспоминает он сейчас   именно Крисанию, а не Такхизис в образе жрицы ( Исиды :)

Тут мы подходим к вопросу : А почему Рейстлин предал Крисанию в Бездне? Почему он отказывается от своей Анимы? Какие фатальные для темного мага он допускает? Почему он в итоге не может выиграть?

Comments

Не обязательно, что имело место "в замысле одно, а по факту - другое".


Любовь- понятие расплывчатое. Каждый, по сути, определяет ее для себя сам, и очень часто это понятие с возрастом ещё и пересматривается. Так что Рейстлин, с точки зрения авторов, может быть, и правда не любил Крисанию, но только в рамках того определения любви, которое авторы сами для себя приняли.

У читателей понятие о том, что есть Любовь, может быть совсем иное.

С моей точки зрения, любовь там однозначно была, ибо лично для попадания в мое определение любви вполне достаточно физического влечения, помноженного на собственнический инстинкт+ желание заботится.

Тут имеет значение только сила этой самой любви и ее приоритет в списке жизненных целей и устремлений. Рейстлин ее по сути сам подпитывает, пытаясь подавить.

У Кирсании так и вовсе была самая что нинаесть любовь. Стадии ее развития по Стендалю прям отчетливо просматриваются. Она, эта любовь, может, не до конца вызрела, ибо была пройдена только первая идеализация(их две), но она точно была. Классическая первая любовь отличницы, эдакой Матильды де Моль.
Не надо сравнивать это и Толкина. Чувства Рейстлина и чувства Берена. тем более авторов.При всем уважении, но это все равно, что сравнивать Хворостовского и Егора Крида.