Noldo_Ecthelion (noldo_ecthelion) wrote,
Noldo_Ecthelion
noldo_ecthelion

О магии, религии и науке

Интересный разговор в антирелигии состоялся. Сохраню у себя выдержки В теории Ученый не знает,что природа -неживая, поскольку мы вообще реальность познать не в состоянии.Мы познаем действительность ,для чего строим различные модели реальности.
Скажем простейшая формула F= ma Мы назначили,что символы обозначают то и то Самих символов F, M, A в отрыве от обозначаемых ими понятий в объективной действительности не существует.
Собственно ничего не измениться,если мы вместо этих символов будем использовать олицетворения духов,стихий, элементалей и т.п. до тех пор пока данная модель адекватно отражает действительность.
Собственно у писателей фантастов примеры есть. Ректор Академии Высокого Волшебства Ането у Перумова замечательно управляет кораблем, хотя в его модели ветер - это скопление воздушных элементалей. Или классика .Джеки -Тень Р. Желязны. Что на одной стороне мира (с компьютерами и техническими ништяками) видели как гигантскую машину. на другой видели духов земли,что не мешало тем и другим адекватно пользоваться.

Проблемы начинаются ,когда модель адекватно действительность перестает отражать.И что происходило с магами древности и многими нашими современниками. Они сами законы определяли неверно, в силу не знания, а раз сам процесс или явление определено неверно, то и модель будет неверна
Теперь , да на практике мы вышеуказанным обосновано пренебрегаем, но оно есть.  "Магия — там, где она встречается в чистом виде, — предполагает, что одно природное событие с необходимостью неизменно следует за другим без вмешательства духовного или личного агента. Фундаментальное допущение магии тождественно, таким образом, воззрению современной науки: в основе как магии, так и науки лежит твердая вера в порядок и единообразие природных явлений. У мага нет сомнения в том, что одни и те же причины всегда будут порождать одни и те же следствия, что свершение нужного обряда, сопровождаемое определенными заклинаниями, неизбежно приведет к желаемому результату, если только колдовство не будет сведено на нет более сильными чарами другого колдуна. Маг не упрашивает высшую силу, не ищет благорасположения переменчивого и своевольного сверхъестественного существа, не унижается перед грозным божеством. Но власть его, сколь бы великой он ее ни считал, никоим образом не является властью произвольной и безграничной. Он располагает ею лишь постольку, поскольку строго следует правилам своего искусства или природным законам, как он их понимает. Пренебрегать этими правилами, преступать эти законы (пусть даже в самом малом) значит навлекать на себя неудачу и даже подвергать крайней опасности свою жизнь. Если маг и претендует на верховную впасть над природой, то это власть конституционная, ограниченная в своих полномочиях и осуществляемая в точном соответствии с древним обычаем. Так что аналогия между магическим и научным мировоззрением является обоснованной. В обоих случаях допускается, что последовательность событий совершенно определенная, повторяемая и подчиняется действую неизменных законов, проявление которых можно точно вычислить и предвидеть. Из хода природных процессов изгоняются изменчивость, непостоянство и случайность. Как магия, так и наука открывают перед тем, кто знает причины вещей и может прикоснуться к тайным пружинам, приводящим в движение огромный и сложный механизм природы, перспективы, кажущиеся безграничными. Отсюда та притягательность, которой обе обладали для человеческого ума, и тот мощный стимул, который они дали накоплению знаний. Через пустыню разочарований в настоящем они манят усталого исследователя вперед к бесконечным свершениям в будущем. Магия и наука как бы поднимают человека на вершину высокой-высокой горы, где за густыми облаками и туманами возникает видение небесного града, далекого, но сияющего неземным великолепием, утопающего в свете мечты.
Роковой порок магии заключается не в общем допущении законосообразной последовательности событий, а в совершенно неверном представлении о природе частных законов, которые этой последовательностью управляют.
...
в религии заложена, во-первых, вера в существование сверхъестественных существ, во-вторых, стремление снискать их благосклонность, это предполагает, что ход природных событий в какой-то мере эластичен и изменчив и что можно уговорить или побудить всемогущие сверхъестественные существа для нашей пользы вывести его из русла, в котором он обычно протекает. Предположение об эластичности и изменяемости природы прямо противоречит принципам магии и науки, которые считают, что природные процессы жестки и неизменны в своем течении, поэтому их невозможно вывести из своего русла ни уговорами и мольбами, ни угрозами и запугиванием."Джеймс Джорж Фрезер "Золотая ветвь"    Поэтому де -факто маг и ученый( это даже разные проявления одного архетипа ) на одной стороне баррикады, а верующий на другой. Поскольку в основе убеждений первых лежит естественный порядок вещей, эксперимент, наличие и познаваемость четких и неизменных законов природы. Разница только в роли личности оператора,а также в большей склонности мага ошибаться в частных следствиях и законах.
В то время время как верующий убежден в наличии чуда , то есть произвольного нарушения этих самых законов природы, по его первой прихоти в силу вмешательства сверхъестественных сил.   

Tags: Наука, Размышления, Религиоведение
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 16 comments