Noldo_Ecthelion (noldo_ecthelion) wrote,
Noldo_Ecthelion
noldo_ecthelion

Category:

Вофэйрившиеся айнур или кто-такие Бомбадил и Унголианта

Друзья, благодаря "наводке" Морваэна. Наткнулся на интересный сайт Могултая. Хотя я и не вовсем согласен с автором( его мировоззрение мне не близко), но у него есть много интереснейших аналитических материалов, особенно по Толкину. Некоторые из я хочу предложить вам.
1)Из айнур в фэйри: фэйри Арды - от Бомбадила до древнейших орков.

http://www.wirade.ru/arda/arda_ainur_2_fairy.html
Крайне рекоминдую цитать полностью. Для создания представления , о чем текст, позволю себя несколько цитат"
Термин «фэйри» (собират., досл. «волшебный / дивный народ»), «фэй-» имеет в текстах Толкиена два основных значения: широкое и узкое. «Фэйри» в широком смысле слова - это до-ардианские «предначальные духи» (по позднейшей классификации все они должны относиться к категории «майар», но практически никогда так не называются), в какой-то момент поселившиеся на поверхности Арды и воплотившиеся при этом в постоянные тела, а также плотское потомство этих уже воплотившихся духов. Именно это воплощение превращает их в «фэй» из собственно «духов» (хотя в неточно-расширенном смысле слова о всех «фэйри» могли по-прежнему говорить как о «духах»).Интересно, что духи, поселившиеся над Ардой, в воздухе, так и остались «духами», и «фэйри» не стали.

«Фэйри» в широком смысле слова делятся на множество категорий, различаемых, в общем, по могуществу и степени антропоморфности.Известны «темные», то есть обратившиеся к Морготу или созданной им Тьме фэйри типа 1 ("кот" - а на самом деле не кот, а злой фэй в образе кота - Тевильдо; злая фэй в облике летучей мыши - Турингветиль; сюда же надо относить Унголиант и ее потомство) и особенно - «темные» фэйри типа 4. К числу этих, полностью антропоморфных «темных» фэйри относятся две ранние, отличаемые друг от друга группы: древнейшие «гоблины» и отличаемые от них в текстах древнейшие «орки». В числе древнейших «гоблинов» выделялись особые эльфоподобные гоблины, своего рода темные «двойники» эльфов, известные под названиями «ложных фэйри», «ложных эльдар» (эльфийск. «каукарэльдар») и «злых фэй». Как видим, во всех этих цитатах речь идет об одних и тех же существах - «эльфовидных злых существах», причем в (4) речь идет об особой, более поздней породе этих существ, впервые выведенной Мелкором в последние века Первой эпохи, в то время как в (2) речь шла о подобных существах, действовавших еще во времена Войны Палисора. Текст (4а) сообщает нам, наконец, об истинной природе этих существ: это были «духи (ghosts) и гоблины (= «мелкая нечисть)». Это различение можно толковать только одним способом: в первом случае речь идет о призраках-мороках, принимающих эльфийский вид, не имея тела и только создавая иллюзию его наличия, а во втором - о (жестко) воплощенных существах, чьи неразрывно связанные с их духом тела в самом деле имеют эльфоподобную или чисто эльфийскую внешность "
2)Классификация айнур и происхождение Унголиант

http://www.wirade.ru/arda/arda_ainur_classification.html
В целом мoжно написать следующие тождества (med. ниже обозначает «среднее значение» термина, а max. - самое широкое):

Ainur-Val. = Ainur I (Valar) + Ainur II + Ainur III.

Ainur II = maiar med. = valarindi med. = children of Valar med. = maiar-min. + valarindi min. / children of Valar min.

Ainur II + III = valarindi max = maiar max = Vanimor.

По источникам прослеживаются следующие наборы терминов, описывающие всю совокупность «валарийских» по происхождению айнур:

- в «Лостах»: валар (Ainur I) + «дети валар» (в среднем значении, Ainur II) + прочие меньшие духи (Ainur III)

- в ранних «Сильмариллионах» - «Квенте» и «Квенте Сильмариллион»: валар (Ainur I) + «великие меньшие духи» (Ainur II) + «малые меньшие духи» (Ainur III)

- в ранних «Анналах Валинора»: валар (Ainur I) + «валаринди» (в широком значении, Ainur II + Ainur III), причем внутри «валаринди» / Ainur II+III специально выделяются «дети Валар» (в среднем значении, Ainur II)

- в староанглийской версии ранних «Анналов Валинора»: валар (Ainur I) + «ванимор» (Ainur II + Ainur III), причем внутри «ванимор» / Ainur II+III специально выделяются «дети Валар» (в среднем значении, Ainur II)

- в более поздней версии «Анналов Валинора»: валар (Ainur I) + «ванимор» (Ainur II + Ainur III), причем внутри «ванимор» / Ainur II+III специально выделяются «валаринди / дети Валар» (в средних значениях обоих слов, Ainur II)

- в первой редакции «Анналов Амана»: валар (Ainur I) + «майар» (в широком значении, Ainur II + Ainur III), причем внутри «майар» / Ainur II+III специально выделяются «валаринди / дети Валар» (в средних значениях обоих слов, Ainur II)

- во второй и в конечной редакции «Анналов Амана» валар (Ainur I) + «майар» (в узком значении, Ainur IIB) + «валаринди / дети Валар» (в узком значении обоих слов, Ainur IIA) + [Ainur III - не названы]

- в поздних «Сильмариллионах» (классический вариант): валар (Ainur I) + «майар» (в среднВоплощаться айнур, разумеется, могут только в пределах Мира; во Внешней Пустоте плоти нет.

The chaining of Melko выясняется, что этих духов, в том числе лепраунов, прибывших с Палуриэн, именовали «детьми Палуриэн» и они считались «от (расы) валар» (в самом широком смысле слова, разумеется)The chaining of Melko сказано, что уже много позже событий, описанных в 0.8, после гибели Светильников, Йаванна ушла из Средиземья, и много «странных духов» спустилось в Средиземье из других районов Земли
При этом все айнур, находящиеся в Мире могут принять и постоянное воплощение, с которым оказываются связаны довольно жестко; они либо совсем не могут его сменить, либо могут с большими потерями и усилиями. ем значении, Ainur II) + «духи других рангов» (Ainur III)
Такие айнур, например, Мелиан, именуются в источниках то айнур (собств. «майар»), то фэйри. Это особые фэйри - «вофэйрившиеся айнур, фэйри-айнур, фэйри первого поколения». Они порой сохраняют хотя бы частичные способности менять облик. Их телесные потомки, которых они зачинают и приносят в телесном облике (эти потомки совсем уж не могут менять воплощения, уже и рождаясь, в отличие от фэйри первого поколения, как телесные существа) - это фэйри в стандартном смысле слова, обычные фэйри.

Вофэйрившихся айнур и их потомков - фэйри можно убить, поразив их хроа. При этом души вофэйрившихся айнур имеют, в зависимости от своей силы, хоть какой-то шанс остаться в Мире и воплотиться заново [5], а души фэйри вышвыриваются за Круги Мира заведомо.
Сведения об Унголиант. Как обычно, приведем сначала выводы, потом источники.

2.0. По версии, изложенной у Толкиена в самых разных текстах и не имеющей в толк-корпусе никаких конкурентов, Унголиант была духом, на свой страх и риск, в индивидуальном порядке прибывшим в Мир из Внешней Пустоты (в этом смысле она даже один раз именуется, в высоком метафорическом стиле, «дитя Пустоты») и лишь потом, полсле какого-то периода, проведенного в мире, принявшим вид чудовищного паука (п.2.1-2.2).
В Пустоте могли жить только айнур; таким образом, Унголиант - айну.
Судя по тому, как она билась с Великим Вала Мелькором, по мощи она соответствовала как минимум рядовым валар из «валарийских айнур». Известия об убийстве Унголиант Эарендилом: HME 4/2: Here follow the marvellous adventures of Wingelot in the seas and isles, and of how Earendel slew Ungoliant in the South; HME 4/3: in the Lay of Earendel is many a thing sung of his adventures in the deep and in lands untrod, and in many seas and many isles; and most of how he fought and slew Ungoliant in the South and her darkness perished, and light came to many places which had yet long been hid.



О Адденда к работе о фэйри. «Духи-гоблины». В HME 7/3 в числе конспективных заметок Толкиена к черновикам «ВК» приведена следующая заметка о троллях: «[учитывать] разницу между троллями: с каменным [телом], где обитал дух гоблина / дух-гоблин, каменных великанов и «древесный люд» (Difference between trolls - stone inhabited by goblin-spirit, stone-giants, and the 'tree-folk').

Таким образом, силы тьмы могли вселить «дух гоблина» в каменное тело. Это мыслимо только в том случае, если задействованный «гоблин» и был изначально духом, что лишний раз подчеркивается компаундом «гоблин-спирит». Таким образом, «гоблины», к которым отсылает рассматриваемая фраза, предстают мелкими духами (спиритами / айнур), какими мы и определили изначальных «гоблинов» в своей работе о фэйри.
гоблинах -фэйри
Саурон ухитрился, ни разу не покидая Мира, сменить хроа после проигрыша поединка с Хуаном, обернувшись летучей мышью, потом опять поменял хроа, приняв вид человекоподобного существа, потом пережил гибель этой своей хроа в воде при утоплении Нуменора, после чего воплотился заново в существенно худшем виде, потом и это новое хроа погибло в бою с Вождями Последнего Союза, но Саурон опять воплотился, правда каким-то и вовсе ущербным образом, связанным с Оком, и это последнее воплощение погибло с гибелью Кольца - да и то не сразу, а в два этапа (как метко напомнил Хатуль, сначала оно превратилось в некую тень / облако, и тут его развеял ветер. Тем самым Саурон обратился в духа, и из Мира его выкинуло).

Саруман при первом же убийстве его хроа превратился в тень / облако, развеянное, опять же, ветром. Хатуль справедливо открыл здесь тот же модус умирания, что и в случае с Сауроном, но я не уверен, как именно этот модус надо интерпретировать. В любом случае, сразу видно, кто из Сарумана и Саурона чего стоит - Саруман вылетел из Мира с первого же уничтожения его хроа, Саурон - после как минимум третьего (конечно, Гэндальф перед тем успел лишить Сарумана подпитки из Валинора, но Саурон-то и не имел такой подпитки с момента перехода к Мелькору, то есть с Предначальных дней). {Кстати, в связи с этим интересно, а ведь нам прекрасно известен один эльда, погибший ровно таким же способом, как и вышеупомянутые вофэйрившиеся айнур " Затем он умер; но нет у него ни могилы , ни гробницы, ибо столь пламенным был его дух,что едва он отлетел, - тело... стало золой и РАЗВЕЯЛОСЬ КАК ДЫМ"(Сильмариллион пер Н. Эстель,с.115). Значит ли это ,что он уже перешел грань отделяющую эльфов от айну? Э.)

Балрогов можно убить, - тем самым они не айнур в чистом виде, а вофэйрившиеся айнур (как мы знаем из разных упоминаний - вофэйрившиеся майар), причем при убийстве их хроа они вылетают из Мира немедленно во всех известных случаях. Из чего лишний раз видно, что они не столь мощные майар, как майа Саурон (о чем, кстати, Толкиен пишет и прямо: HME 10/5:8 Melkor had corrupted many spirits - some great, as Sauron, or less so, as Balrogs).
Tags: Толкин
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 14 comments